Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 15:31, курсовая работа
В данной работе рассматривается внутренняя и внешняя среда организации на примере Тюменского хлебокомбината
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…………….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ……5
1.1.Понятие и основные элементы внешней среды предприятия………………...5
1.2.Понятие и основные элементы прямого воздействия внешней среды предприятия………………………………………………………………………...10
1.3.Понятие и основные элементы косвенного воздействия внешней среды предприятия………………………………………………………………………...21
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТ ОАО «ТЮМЕНСКИЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ»………………...29
2.1. Характеристика предприятия как объекта исследования…………………...29
2.2 Исследование факторов макросреды предприятия…………………………..31
2.3 Анализ факторов микросреды предприятия…………………………………37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………42
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….44
ОАО "Тюменский хлебокомбинат" является предприятием, зарегистрированным в Российской Федерации, осуществляющей свою деятельность на территории Тюменской области, поэтому существенное влияние на его деятельность оказывают как общие изменения в государстве, так и развитие региона.
Правовая составляющая ОАО «Тюменский хлебокомбинат» включает в себя Конституцию РФ , законы и подзаконные актами как федерального, так и областного значения, которые регулируют деятельность юридических и физических лиц, а также их объединений на всей территории страны.
Политических рисков, связанных с изменением государственного устройства, возможными военными конфликтами, введением чрезвычайного положения и забастовок в стране и регионе, где комбинат зарегистрирован в качестве налогоплательщика и ведет основную производственно-хозяйственную деятельность, не имеется.
Исходя из того, что Тюменский хлебокомбинат является Открытым Акционерным Обществом, то ему присущи все пункты в законодательстве, относящиеся к ОАО.
Требования, предъявляемые к хлебозаводу органами гос. регулирования касаются в основном закона «О защите прав потребителей».
Все это говорит о том, что правовая компонента макроокружения достаточно разработана и в полной мере соответствует нормальному функционированию организаций в современных условиях, что является фактором, который повышает темпы экономического развития.
Социальная составляющая ОАО «Тюменский хлебокомбинат» характеризуется следующими тенденциями. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника в организациях Тюменской области (без автономных округов) в январе—апреле 2010 года составила 20 тыс. рублей.
Средняя зарплата увеличилась в реальном исчислении по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 1,7%, сообщает Тюменьоблстат.
В рейтинге регионов УрФО по номинальной зарплате юг Тюменской области занимает третье место после северных округов.
Среднемесячная заработная плата одного работника в Тюменской области, составила 19 041 руб. Незначительная прибавка к заработной плате в виде выплат социального характера на одного работника может незначительно улучшить материального положения работающих. Среднемесячная заработная плата работника ОАО Тюменский хлебокомбинат составляет 23 000 руб.
Следующей составляющей макроокружения является технологическая компонента. Ее влияние сказывается и через развитие производственного потенциала Тюменской области, которое определяется состоянием основных фондов предприятий, для которых на современном этапе характерно преобладание обновления над выбытием. На территории Тюменской области осуществляет свою деятельность компания Дизайн-Тюмень, которая занимается комплексным оснащением технологическим и упаковочным оборудованием пекарен, предприятий по переработке растительного и животного сырья и производства готовой продукции. [23]
ОАО
«Тюменский хлебокомбинат» работает в
основном на новом оборудовании. Оборудование для
упаковывания нарезки в пакеты изготовила
по индивидуальному заказу Тюменского
2.3 Исследование
факторов микросреды предприятия
При проведении анализа непосредственного окружения ОАО «Тюменский хлебокомбинат» в первую очередь необходимо рассмотреть потребителей данной организации, которые оказывают очень сильное влияние на нее. Специфика производимого ассортимента продукции такова, что ОАО «Тюменский хлебокомбинат» является производителем товаров народного потребления.
Продукция реализовывается не только на территории города Тюмень, но и по Тюменской, Свердловской области . Этому способствует то, что большая часть хлебобулочной продукции упаковывается в герметичную упаковку, что повышает срок реализации до 72 часов. Срок годности кондитерских изделий за счет герметичности упаковки тоже высок ( 2-4 месяца в зависимости от изделий), что само собой позволяет реализовывать продукцию по регионам. Потребителей продукции, на оборот с которыми приходится не менее 10 % общей выручки от продажи комбината в общем объёме реализации, не имеется.[24]
Анализ поставщиков направлен на выявление тех аспектов в деятельности субъектов, снабжающих организацию различным сырьём, полуфабрикатами, энергетическими и информационными ресурсами, финансами и т.п., от которых зависит эффективность работы организации, себестоимость и качество производимого организацией продукта.
Поставщики материалов и комплектующих изделий, если они обладают большой конкурентной силой, могут поставить организацию в очень высокую зависимость от себя. Поэтому при выборе поставщиков важно глубоко и всесторонне изучить их деятельность и их потенциал, с тем, чтобы суметь построить такие отношения с ними, которые обеспечивали бы организации максимум силы во взаимодействии с поставщиками.
Далее необходимо проанализировать основных поставщиков ОАО «Тюменский хлебокомбинат» (таблица 2.).[ 24]
Таблица 2
Поставщики ОАО «Тюменский хлебокомбинат».
Наименование
сырья |
Наименование
поставщика |
Мука пшеничная хлебопекарная в/с, 1с, 2с, ржаная обдирная | ООО Агрохолдинг Умелица
ОАО Запсибхлеб |
Дрожжи хлебопекарные прессованные |
Сибирская дрожжевая компания |
Маргарин |
Нижнетавдинский молочный завод (ныне ООО «ПК «Молоко») |
На данной таблице приведены основные поставщики сырья и материалов, которые заняли свое стабильное место на данном предприятии. Выбор поставщиков хлебозавод осуществляет с учетом рационального соотношения цены и качества. Именно эти поставщики гарантируют стабильное качество своей продукции при умеренной цене.
Что же касается поставки остальных видов сырья на ОАО «Тюменский хлебокомбинат», таких как сахар - песок, масло растительное, меланж, патока, предприятие еще не определилось. При данной ситуации хлебозавод осуществляет закупку сырья в небольшом объеме, ориентируясь на цену, а уже далее лаборатория оценивает как сырье будет сказываться на качестве продукции. Такая неопределенность приводит к тому, что качество вырабатываемых изделий может быть нестабильным, лаборатория постоянно должна корректировать технологические процессы с учетом качественных показателей поставляемого сырья.
При анализе микроокружения ОАО «Тюменский хлебокомбинат» также следует изучить конкурентов. Основными крупными конкурентами ОАО «Тюменского хлебокомбината» по выработке хлебобулочных изделий являются ЗАО Холдинговая компания "Фонд" , ООО «Тюменский хлебомакаронный комбинат», Тюменское торгово-производственное объединение Екатеринбургского филиала ОАО «Железнодорожная торговая компания. На данных предприятиях изготавливается ассортимент продукции, схожий по свойствам и наименованию с продукцией хлебокомбината . Рассмотрим ценовую конкуренцию между этими организациями (таблица. 3.)
Таблица 3.
Сравнение цен по товарной номенклатуре между конкурентами.
Название
предприятия |
хлеб из муки 1 сорта за 1 кг, руб | хлеб "Дарницкий" за 1 кг, руб |
ОАО «Тюменского хлебокомбината» | 29, 84 | 26,5 |
ЗАО Холдинговая компания "Фонд" | 26,72 | 22,61 |
ООО «Тюменский хлебомакаронный комбинат» | 29,17 | 25,43 |
Тюменское торгово-производственное объединение Екатеринбургского филиала ОАО «Железнодорожная торговая компания» | 27,5 | 25,85 |
Исходя из вышеприведенной таблицы видно, что ОАО «Тюменский хлебокомбинат» не является лидером по уровню цен, и многие конкуренты устанавливают цены ниже их уровня, что, естественно, не может не сказываться на уровне спроса. Это результат обусловлен высокой себестоимостью продукции по сравнению с конкурентами, так как комбинат закупает только самое качественное сырье. Комбинат имеет около 1200 магазинов по всему городу (это составляет 42%), что преимущественно больше, чем у конкурентов.
Далее при анализе микроокружения следует исследовать рынок рабочей силы Тюменской области. Но эта компонента оказывает малое воздействие на ОАО «Тюменский хлебокомбинат», так как на ближайшие 3 года не планируется увеличить персонал. А притом, что уровень безработицы (официально зарегистрированный) на 2011 год составляет около 11 тыс. человек и в регионе низкий уровень средней зарплаты, то трудностей с поиском кандидатов на вакансии не предвидится.[24]
Для
того чтобы получить ясную оценку
сил предприятия и ситуации на рынке,
сделаем SWOT-анализ. С начала необходимо
проанализировать сильные и слабые стороны
предприятия, по различным параметрам
оценки. Данные представлены в таблице
4. Так же нужно указать все возможности
и угрозы предприятия на рынке Тюменской
области. (таблица 5)
Таблица 4.
Определение сильных и слабых сторон ОАО «Тюменский хлебокомбинта»
Параметры оценки | Сильные стороны | Слабые стороны |
1.Организация | Высокий уровень
квалификации руководящих сотрудников
предприятия; Креативный подход сотрудников
к работе;
Политика оплаты
труда на предприятии сравнима с
другими организациями |
Низкая заинтересованность рядовых сотрудников в развитии предприятия; Низкая мотивированность персонала; |
2. Производство | Высокое качество
выпускаемых товаров;
Проверенные и надежные поставщики сырья; Производственные мощности предприятия соответствуют требованиям сегодняшнего дня; |
Высокая степень
износа оборудования — до 80% по отдельным
группам
Себестоимость продукции на 5% выше, чем у основных конкурентов; Производственные мощности предприятия используются достаточно неэффективно, есть недозагрузка и существуют возможности для расширения производства; |
3. Инновации | Наличие самого современного оборудования; Оборудование для упаковки и нарезки изготовлено по индивидуальному заказу одной из зарубежных фирм (единственная линия в России) | |
4. Маркетинг | Высокое качество производимых товаров, их доступность; Имеются возможности для выхода на рынок с новыми продуктами; Высокая узнаваемость ТХК; Грамотно выстроенная и продуманная реклама | Ценовая политика опирается на цены конкурентов |
Таблица 5.
Определение рыночных возможностей и угроз
Возможности | Угрозы |
1. Наличие
потенциальных партнеров в других областях
2. Появление новых видов продукции (новый сорт хлеба по уникальным рецептам, направленного на поддержание здоровья, работоспособности) 3. Рост благосостояния людей 4. Растущие региональные рынки; |
1. Изменения в налоговой
политике;
2. Появление товаров – заменителей; 3. Резко возросшие цены на зерновые культуры; 4. Низкая ценовая политика конкурентов; 5. Образование новых сильных конкурентов; 6. Сокращение потребителей хлеба; 7. Угроза со стороны мини-пекарен; |