Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 15:50, курсовая работа
Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на четырех основных элементах: цене, спросе, предложении и конкуренции.
Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции. На совершенном конкурентном рынке действует достаточно продавцов и покупателей товара, и поэтому ни один продавец или покупатель в отдельности не может повлиять на цену товара. Цена определяется рыночными правилами предложения и спроса. Фирмы принимают рыночную цену как заданную, решая, сколько производить и продавать, а потребители принимают ее как заданную, решая, сколько купить.
Монополия является понятием, прямо противоположным понятию идеальной конкуренции. Монополия - это ситуация на рынке, которая характеризуется множеством покупателей и лишь одним продавцом.
Следовательно, главным признаком монополии является занятие монопольного положения. Монопольное положение определяется как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЕННОСТИ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОГО РЫНКА 5
1.1. Эволюция экономических теорий и подходов к формам конкуренции 5
1.2. Понятие монополии, её виды и причины возникновения 13
2. ОБЩИЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МОНОПОЛИИ 19
2.1. Развитие монополизма в России 19
2.2. Антимонопольная политика, её функции 23
2.3. Проблемы реформирования структуры монополий 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 30
Федеральное
агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального
образования
«Волжский
государственный
инженерно-педагогический
университет»
Кафедра
«Экономика организации»
КУРСОВАЯ
РАБОТА
Антимонопольное законодательство:
процесс
развития в России
Выполнил студент группы ______ курса_____
_____________
ФИО
обучающийся по специальности
_____________
(шифр
и полное наименование
Принял
доцент Гарина Е.П.
Нижний
Новгород - 2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 3 |
1. ОСОБЕННОСТИ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОГО РЫНКА | 5 |
1.1. Эволюция
экономических теорий и |
5 |
1.2. Понятие монополии, её виды и причины возникновения | 13 |
2. ОБЩИЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МОНОПОЛИИ | 19 |
2.1. Развитие монополизма в России | 19 |
2.2. Антимонопольная политика, её функции | 23 |
2.3. Проблемы
реформирования структуры |
25 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 27 |
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК | 30 |
Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на четырех основных элементах: цене, спросе, предложении и конкуренции.
Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции. На совершенном конкурентном рынке действует достаточно продавцов и покупателей товара, и поэтому ни один продавец или покупатель в отдельности не может повлиять на цену товара. Цена определяется рыночными правилами предложения и спроса. Фирмы принимают рыночную цену как заданную, решая, сколько производить и продавать, а потребители принимают ее как заданную, решая, сколько купить.
Монополия является понятием, прямо противоположным понятию идеальной конкуренции. Монополия - это ситуация на рынке, которая характеризуется множеством покупателей и лишь одним продавцом.
Следовательно,
главным признаком монополии
является занятие монопольного положения.
Монопольное положение
Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия, так как оно позволяет им избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией, занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя при этом в своих руках определенную хозяйственную власть. И, наконец, монополисты имеют возможность с позиций силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что они навязывают свои интересы не только контрагентам, но и обществу.
Монополизм представляет собой серьезную угрозу переходной экономики, предприятия – монополисты обладают существенными рыночными преимуществами перед другими предприятиями, извлекая из своего положения дополнительный доход за счет других экономических агентов.
С начала 90-х годов проблема монополии и конкуренции остро встает перед Россией и является одной из наиболее актуальных для экономики в настоящее время: без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений [19]. Нашей стране в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов. Поэтому особенно важным становится вопрос о демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.
В экономической литературе широко отражены вопросы антимонопольного регулирования в России. Данной проблеме посвящены работы Яковлева С. А., Городецкого А., Березина И. и др.
Целью данной курсовой работы является – изучение антимонопольного регулирования в России.
Задачи курсовой работы:
- изучение понятия монополии и ее видов;
- исследование роли монополии в современном обществе;
- проведение анализа монополии в России;
- рассмотрение антимонопольной политики и ее функций;
- определение целей и методов антимонопольного регулирования в России.
Структура данной курсовой работы состоит из двух глав, введения, заключения, списка литературы и приложений.
Конкуренция
– в переводе с латинского означает
"сталкиваться". В самом общем
виде конкуренция – это
Стремление победить в конкурентной борьбе ведет к установлению господствующего положения на рынке, захвату рыночной власти, проявлению тенденций монополизма (от греческих слов "monos" – единственный, один и "poleo" – продаю). Монополизм понимают двояко:
В
ХХ веке одной из важнейших проблем
экономической теории стала проблема
соотношения конкуренции и
Теории монополии и конкуренции, сложившиеся в первой половине ХХ столетия, были разнообразны. Среди них надо назвать, прежде всего, марксистскую теорию, точнее – ряд несовпадающих во многом теорий сторонников марксизма.
Рассматривая
конкуренцию при капитализме, Фридрих
Энгельс определял ее как наиболее
полное выражение господствующей в
современном гражданском
Немецкий социал-демократ Рудольф Гильфердинг (1877-4941) в своем труде "Финансовый капитал" (1910) особое внимание уделял монополиям в банковском деле. Он считал, что банковские монополии подчиняют себе промышленность. Р.Гильфердинг рассматривает понятие "финансовый капитал" – капитал, находящийся в распоряжении банков, но прилагаемый к промышленному производству. Утверждение господства финансового каптала открывает дорогу к замене свободной конкуренции планомерной организацией экономики. В конце двадцатых годов Р.Гильфердинг провозгласил начало эры "организованного капитализма", основу которого представляет сознательное руководство всем народным хозяйством, осуществляемое банковскими монополиями. Образование международных картелей означает устранение конкуренции в масштабах группы стран или даже во всемирном масштабе, утверждение начал интернационально организованного капитализма, следствием чего является исключение военного соперничества государств. Таким образом, в теории Р.Гильфердинга монополии и конкуренция – антагонисты; монополистический капитализм означает преодоление свободной конкуренции и ограничение рыночных сил.
Австрийский марксист Карл Каутский (1854-1938) в отличие от Р.Гильфердинга акцентировал внимание на промышленных монополиях. В 1914 г. им была выдвинута теория ультраимпериализма. Капитализм, по его мнению, в будущем может вступить в стадию ультраимпериализма. Монополии, сложившиеся в отдельных странах и отраслях, сольются в единый всемирный картель. Это приведет к устранению конкуренции, замене анархии производства планомерным регулированием хозяйства в мировом масштабе [17].
Аналогичную
позицию абсолютного
В противовес Р. Гильфердингу и К. Каутскому, которые акцентировали внимание на началах планомерности, привносимых монополиями в хозяйственную жизнь, В.И. Ленин выдвигает на передний план обострение противоречий капитализма на монополистической стадии. Монополии, вырастая из свободной конкуренции и в принципе отрицая ее, на практике не могут эту конкуренцию ликвидировать: они существуют над ней и рядом с ней. Это порождает особенно острые конфликты, и в частности, углубление экономических кризисов.
В.И.
Ленин характеризует
Почти в то же время, что и марксистская концепция монополий, сложилась теория эффективной конкуренции. Ее автор – австрийский (с 1932г. – американский) экономист Йозеф Шумпетер (1883-1950). В отличие от традиционного, воспринятого и марксистами, противопоставления монополий и конкуренции, Й. Шумпетер видит возможность их позитивного взаимодействия. Не всякая конкуренция эффективна для экономического роста. Эффективной Й. Шумпетер считает только конкуренцию, основанную на снижении издержек производства и повышении качества продукции за счет технических, организационных и управленческих новаций. Наилучшими условиями для осуществления таких новаций обладают крупнейшие компании и их монополистические объединения. Именно монополии, располагающие громадными ресурсами, имеют возможность проводить исследовательские работы, внедрять новую технику и технологам, что связано зачастую с гигантскими капиталовложениями, с длительными сроками окупаемости инвестиций. Если ранее монопольная прибыль базировалась на особых правах и привилегиях, предоставленных властями, или же на исключительной собственности на дефицитные ресурсы и невоспроизводимые блага, то теперь она – порождение нововведений, вознаграждение за техническое и организационное новаторство [17].
Информация о работе Антимонопольное законодательство: процесс развития в России