Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 05:57, контрольная работа
1.2. Бизнес – планирование на предприятии
1.2.1. Глобальные и локальные цели планирования
1.2.2. Внутренняя и внешняя среда предприятия
1.3. Разработка бизнес – плана
1.3.1. Типы бизнес – планов
1.3.2. Этапы разработки производственного бизнес – плана
1.4. Бизнес – планы как особая форма планирования на предприятии
1.5. Заключение
2. Практическая часть
1. Теоретическая часть.
Тема «11. Бизнес – планирование на предприятии»
1.1.
Введение
Планирование – одна из важнейших предпосылок оптимального управления производством на предприятии. Планирование – это построение плана, способа будущих действий, определение экономического содержания и последовательных шагов, ведущих к намеченной цели.
При
переходе России к рыночным отношениям
от планирования практически отказались,
особенно в 1992-1995 гг., считая, что рынок
расставит все по своим местам.
Но планирование является главной функцией
управления любым предприятием. Именно
с планирования начинается как создание,
так и функционирование хозяйствующего
субъекта. Об этом свидетельствует
и опыт стран с развитой рыночной
экономикой. Недооценка планирования
в условиях рынка, сведение его к
минимуму, игнорирование или
На
уровне хозяйствующего субъекта осуществляется
как стратегическое (долгосрочное)
планирование, так и текущее технико-
В
текущих технико-экономических
План
является руководством к действию,
к исполнению. Он используется для
обоснования финансового
Таким
образом, планирование – это процесс
обработки информации по обоснованию
предстоящих действий, определение
наилучших способов достижения целей.
Планировать свое предпринимательство
необходимо. Часто бывает, что технологически
предпринимательство
1.2.
Бизнес – планирование
на предприятии
1.2.1.
Глобальные и локальные
цели планирования
В странах с развитой рыночной экономикой в 60-70-е гг. XX получила развитие теория стратегического планирования. Это явилось началом нового этапа развития теории управления и планирования.
Каждое предприятие определяет цели своей хозяйственно-производственной деятельности. Цели подразделяются на глобальные и локальные.
Глобальные – это общие цели предприятия, которые являются фундаментом, основой его деятельности, его глобальной стратегией. Глобальные цели – это долговременные цели.
В
ряде учебных пособий ошибочно отмечалась
целесообразность выработки единой
стратегии. В определенной мере это
оправдывалось условиями
Локальные цели – это совокупность взаимодополняющих друг друга целей, реализация которых направлена на достижение глобальных целей.
Сочетание глобальных и локальных целей является основой стратегического планирования.
Новые рыночные отношения в России рождают новые, соответствующие внешним условиям, стратегии.
В
условиях плановой экономики действовала
стратегия концентрации производства.
Эта стратегия полностью
В условиях рыночной экономики, основанной на частной собственности, в условиях экономического кризиса в России действует в настоящее время другая стратегия – стратегия диверсификации производства.
В условиях сегодняшней экономической ситуации в стране имеют место:
1)
диверсификация денежных
2)
диверсификация горизонтальная
– расширение ассортимента за
счет новых товаров-аналогов
3)
диверсификация
4)
диверсификация валютных
5)
диверсификация экспорта –
6)
диверсификация рабочих мест, т.
е. поощрение малых
Еще в 1926 г. была открыта экономическая закономерность: удвоение объемов производства снижает затраты на 20%, а следовательно, имеет место рост эффективности производства.
Современные исследования показывают, что вновь создаваемые малые предприятия выживают в конкурентной борьбе в том случае, когда имеет место ежегодное увеличение производства и продаж в 2 раза. Казалось бы, главная стратегия предприятия – рост объема производства. Однако в практике работы сегодняшнего предприятия чаще имеет место сокращение производства, и надо искать другую стратегию.
Разработка
любой стратегии должна учитывать
взаимное влияние факторов внутренней
и внешней среды.
1.2.2.
Внутренняя и внешняя
среда предприятия
Экономисты выделяют узкий и расширенный варианты факторов внутренней среды, определяющих ту или иную стратегию предприятия, и от этого зависит уровень точности стратегии.
Первый фактор – персонал. Эффективность работы предприятия во многом зависит от уровня квалификации кадров, стажа их работы по избранной специальности, возраста, профессиональной подготовки, а также от принятой системы материального стимулирования работников.
От
предприятия требуется
В
системе многоуровнего
Второй фактор – техника и технология. Это комплексный фактор, включающий в себя оборудование, транспортные средства, инструмент, технологию. Данный фактор, а вернее, группа факторов, находятся в зависимости от уровня НТП, направления специализации предприятия, потребностей рынка.
Третий, наиболее подвижный фактор – материальные ресурсы. На предприятии очень быстро расширяется и изменяется состав материальных ресурсов за счет внедрения новых, прежде всего искусственных материалов, которые заменяют традиционные (металл, дерево). Изменяется состав материальных ресурсов, расширяется ассортимент за счет изменения технологии, а также в результате изменения уровня кооперирования поставок, когда материалы, сырье заменяются поставками полуфабрикатов и комплектующих изделий.
Четвертый
фактор – научно-исследовательские
и опытно-конструкторские
Пятый
фактор – менеджмент. Налаживание
эффективной деятельности предприятия
на ближайшую и дальнюю
Шестой
фактор – маркетинг. В современных
условиях жизненный цикл продукции
становится все короче. От предприятия
требуется гораздо большая
Следует
учитывать, что некоторые факторы
внутренней среды могут оказывать
как прямое воздействие на конкретные
результаты деятельности предприятия,
так и косвенное влияние на
другие факторы внутренней среды. Так,
изменение спроса на отдельные товары
ведет к необходимости
В стратегическом планировании выделяют макрофакторы и микрофакторы внешней среды. Такое разделение необходимо для более эффективного управления предприятием.
К макрофакторам внешней среды как факторам прямого воздействия относят:
- поставщиков материальных ресурсов;
- поставщиков техники и технологий;
- поставщиков кадров предприятия;
- поставщиков финансовых ресурсов;
- государственные органы управления (федеральные, местные);
- конкурентов;
- потребителей продукции;
- торговые предприятия.
Наиболее
важным является фактор «поставщики
материальных ресурсов». Значение его
характеризуется тем, что на предприятии
удельный вес материальных ресурсов
в производственной себестоимости
составляет 60-80 % и выше. Значимость
влияния этого фактора на выбор
стратегии предприятия
«Поставщики
техники и технологий» - это фактор
для предприятия
Фактор
«поставщики кадров предприятия». Сформировать
высококвалифицированный