Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 15:14, курсовая работа
Как известно, система государственного управления - молодая, быстроразвивающаяся наука. В последние годы в нашей стране стремительно растет интерес к достижениям в этой науке, поскольку подготовка квалифицированных профессиональных государственных служащих становится настоятельным требованием времени. Страны Запада также встали на путь научной организации труда государственных служащих, что обусловливает интерес специалистов к опыту этих стран.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава1. Бюрократизм и его роль в государственном управлении.………….5
1.1.Кривое зеркало бюрократии…………………………………………………….5
1.2. Проблемы бюрократизма и бюрократии для России……………………........5
Глава 2.Бюрократия и её роль в государственном управлении…………....10
2.1.Теория организаций, объяснение феномена бюрократии……...…................10
2.2.Исторические типы бюрократии, Российский тип…..………………………12
2.3.Проблемы формирования государственной службы демократического
общества………………………………………………………………………...15
2.4.Количественные характеристики государственных служащих РФ………...15
2.5. Положение в развитых странах………………………………………...……..21
2.6. Бюрократия и власть в новой России…………………………………….......22
Заключение…………………………………………………………………...……..29
Список используемой литературы……………………………………...................32
Бюрократизм
и бюрократия в
государственном
управлении
080504.65 «Государственное и
Научный руководитель:
Солодкая М.С., д.ф.н., профессор
Оренбург-2006
Оглавление……………………………………………………
Введение…………………………………………………………
Глава1. Бюрократизм и его роль в государственном управлении.………….5
1.1.Кривое зеркало
бюрократии……………………………………………………
1.2. Проблемы бюрократизма и бюрократии для России……………………........5
Глава 2.Бюрократия и её роль в государственном управлении…………....10
2.1.Теория организаций,
объяснение феномена бюрократии……...…..............
2.2.Исторические типы бюрократии, Российский тип…..………………………12
2.3.Проблемы формирования государственной службы демократического
общества…………………………………………………………
2.4.Количественные характеристики государственных служащих РФ………...15
2.5. Положение в
развитых странах………………………………………...……..
2.6. Бюрократия и власть в новой России…………………………………….......22
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы……………………………………......
Введение
Как известно, система государственного управления - молодая, быстроразвивающаяся наука. В последние годы в нашей стране стремительно растет интерес к достижениям в этой науке, поскольку подготовка квалифицированных профессиональных государственных служащих становится настоятельным требованием времени. Страны Запада также встали на путь научной организации труда государственных служащих, что обусловливает интерес специалистов к опыту этих стран.
К достижениям западной науки в области государственного администрирования необходимо относится с вниманием, но без излишнего преклонения, справедливо отмечая, что ни в одной стране мира пока не создано совершенной системы государственного управления.
Исключительная
важность проблемы бюрократизма и бюрократии
для России, где исполнительная власть,
государство испокон веков играли (и продолжают
играть) определяющую роль в большинстве
сфер общества, политике в том числе, сомнений
не вызывает. Ныне от того, насколько успешно
решают соответствующие задачи органы
исполнительной власти, во многом зависят
успех и судьба реформ в России. Премьер
В.В. Путин отмечает: развитие российского
общества тормозит бюрократизм и бюрократия.
ГЛАВА
1. Бюрократизм и его
роль в государственном
управлении
1.1. Истоки бюрократии
Впервые понятие «бюрократия» возникло в 1745. Термин был образован французским экономистом Винсентом де Гурне, в момент своего образования слово имело уничижительный смысл – им подразумевалось, что бюрократы-чиновники отнимают реальную власть у монарха (при монархии) или у народа (при демократии).
Первым,
кто продемонстрировал
1.2.Проблемы
бюрократизма и бюрократии
для России
Проклятия в адрес чиновничества – любимый и очень традиционный вид «российской национальной охоты». Не было на Руси царя, генсека или президента, который не бранил бы бюрократов, не списывал бы на
них все мыслимые грехи и не поощрял бы на это других своих подданных. «Царь-то у нас добрый, да бояре злые»- извечный российский способ объяснения всех бед. Часто это, увы, бывало, не лишено справедливости, но далеко не всегда. Пресловутые «дьяки» в разные времена были разными и зачастую совсем не такими плохими, как их представляла молва.
Если же вернуться к нашей «родной» бюрократии, то при любом режиме сказать о ней доброе слово было почти неприличным2.Не случайно в классической русской литературе практически невозможно найти хоть сколько-нибудь положительный образ чиновника. Да и само слово «бюрократ» имеет сугубо негативный смысл(кстати, только в русском языке). К тому же стереотип недоверия и неуважения к нашему чиновничеству постоянно находит подкрепление в практике обращения рядовых граждан с государственной машиной. Однако подобно многим другим стереотипам массового и, увы, даже не малой части «просвещённого» сознания, он реальность упрощает, а зачастую – и искажает. К тому же одни стереотипы «народной мудрости» часто противоречат другим. Ведь почти иррациональные ненависть и недоверие к чиновничеству, равно как и неверие в возможности права, странным образом уживаются в России со столь же иррациональной верой в безусловность блага, якобы исходящего от сильного государства. Однако чем сильнее становилось в России государство, тем меньше свободы оставалось у людей3.
При этом проблема не сводится к злостному, своекорыстному бюрократизму. В любом обществе существуют еще и интересы особые, социально-групповые и те, кто имеют большие возможности для обеспечения приоритета этих интересов, эти возможности используют. Поэтому чиновник в принципе не может быть абсолютно бесстрастным арбитром, но склонен использовать свое положение в собственных интересах. На уровне социально-групповых взаимодействий это выглядит так: аппарат стремится навязать обществу свой собственный интерес как интерес всеобщий. Другой объективной основой рациональной бюрократии является ее органический антидемократизм. Он возникает из монополии чиновника на компетентность, оставляющую за “простыми” людьми лишь роль просителей, ходатаев.
С
организационно-технической
Во-первых,
поскольку первая задача чиновника
– обеспечение соблюдение единых,
общих для всех формальных правил,
то эти правила превращаются в
самоцель. Рациональная форма приобретает
черты бессмысленного ритуала. А
содержание подменяется формой. Снижается
уровень понимания возникающих
проблем. Таким образом, для бюрократа
задачи государственные превращаются
в задачи канцелярские. Всю сложность
реальных общественных дел о стремится
втиснуть в рамки неких стандартных
ситуаций, но – догнать действительность
под свое ограниченное ее понимание.
Очень важен для понимания
логики бюрократической машины “закон
Паркинсона”, согласно которому бюрократическая
организация стремится к
Часто бюрократизм
отождествляют с волокитой, отписками,
и т.п. При этом внешние симптомы болезни
неправомерно смешиваются с ее внутренним
содержанием.
Таким образом, бюрократизм включает в себя следующие компоненты4:
-в политическом плане – чрезмерное разрастание и безответственность исполнительной власти;
-в социальном – отчуждение этой власти от народа, расширение слоя чиновников;
-в организационном – концелярская подмена содержания формой;
-в морально-психологическом – бюрократическая деформация сознания.
Бюрократизм имманентен5 сложившейся у нас административно-командной системе, которая зиждется на презумпции6 всесилия государственной власти, способной якобы решить любую политическую, экономическую, идеологическую задачу, если решение соответствующее будет своевременно принято и должным образом исполнено. Отсюда гиперболизация роли управленческих структур, исключающая возможность контроля за ними со стороны гражданского общества и неизбежно превращающая бюрократизм по сути в тотальное явление. Не исключение в этом смысле и сфера борьбы с преступностью, где социальная опасность бюрократизма особенно велика, т.к. здесь с наибольшей остротой сталкиваются интересы граждан, социальных групп, общества в целом.
Конечная цель правоохранения - обеспечение безопасности важнейших социальных ценностей. Смысл уголовно-правой нормы – под страхом ответственности предостеречь людей от посягательства на ту или иную социальную ценность. Бюрократизм искажает само содержание борьбы с преступностью, деформирует ее цели и приоритеты, мешается результативности.
Возьмем дефекты уголовного закона, которые становятся одним из источников бюрократических извращений в борьбе с преступностью.
Неудачный
уголовный закон с
Дефекты уголовных законов бывают разными:
Информация о работе Бюрократизм и бюрократия в государственном управлении