Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 15:14, курсовая работа
Как известно, система государственного управления - молодая, быстроразвивающаяся наука. В последние годы в нашей стране стремительно растет интерес к достижениям в этой науке, поскольку подготовка квалифицированных профессиональных государственных служащих становится настоятельным требованием времени. Страны Запада также встали на путь научной организации труда государственных служащих, что обусловливает интерес специалистов к опыту этих стран.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава1. Бюрократизм и его роль в государственном управлении.………….5
1.1.Кривое зеркало бюрократии…………………………………………………….5
1.2. Проблемы бюрократизма и бюрократии для России……………………........5
Глава 2.Бюрократия и её роль в государственном управлении…………....10
2.1.Теория организаций, объяснение феномена бюрократии……...…................10
2.2.Исторические типы бюрократии, Российский тип…..………………………12
2.3.Проблемы формирования государственной службы демократического
общества………………………………………………………………………...15
2.4.Количественные характеристики государственных служащих РФ………...15
2.5. Положение в развитых странах………………………………………...……..21
2.6. Бюрократия и власть в новой России…………………………………….......22
Заключение…………………………………………………………………...……..29
Список используемой литературы……………………………………...................32
Во-вторых,
публикуемые данные о численности
занятых в органах управления
в России в 1990-е годы и в настоящее
время также нуждаются в
В-третьих, внутри самой бюрократии произошли глубокие структурные изменения, затрагивающие функциональные основы её деятельности и способствующие увеличению её численности. Проведены анализ и классификация функций, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти. Всего в рамках работы Правительственной комиссии по проведению административной реформы было проанализировано 5634 функции, из них признано избыточными - 1468, дублирующими - 263, требующими изменения - 868. Приняты и готовятся нормативные правовые акты по отмене ряда избыточных и дублирующих функций.
В-четвёртых,
происходят децентрализация и расширение
функций местных органов
Наконец, в-пятых, создание и функционирование демократической политической системы предполагают значительную занятость в органах, её обеспечивающих.
Последние
три обстоятельства объясняют наличие
определённых объективных предпосылок
к росту численности занятых
в сфере государственного управления
и местном самоуправлении при
переходе к рыночной экономике и
более демократическому устройству
общества. Всё это, однако, не исключает
и внутренне
Специальное
статистическое обследование государственных
и муниципальных органов было
начато только в 1994г., поэтому мы не
располагаем сопоставимыми
В
1995 г. численность занятых в органах
управления возросла примерно на 6% (самый
значительный прирост за весь период
наблюдения). В целом в 1994-2000 гг. численность
занятых в органах
По
регионам прирост занятости в
сфере государственного управления
распределялся неравномерно, а межрегиональная
вариация увеличивалась. На начало 2000
г. плотность госслужащих в
Теперь
сосредоточимся только на работниках
органов исполнительной власти, то
есть на тех, кого обычно и зовут
«бюрократами». Почти 90% всех государственных
и муниципальных служащих заняты
именно в учреждениях исполнительной
власти. За 6лет (1994-1999 гг.) их численность
возросла с 894 тыс. до 1029,5 тыс. человек,
то есть на 15% (см. табл.1). На начало 2001 года
в расчёте на 1000 человек приходилось
7 человек, занятых в органах
Таблица1
Численность работников, занятых в органах государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации (на начало года, тыс.человек) | |||||||
годы | всего в органах власти и управления | Законода-тельной | исполнительной, из них: | судебной власти и прокурату-ры | других государст-венных органах | ||
всего | федераль-ной | субъектов РФ и МСУ | |||||
Всего работников | |||||||
1994 | 1004,3 | 7,1 | 894,4 | 379,9 | 514,5 | 102,7 | 0,1 |
1995 | 1061,8 | 8,8 | 945,1 | 416,2 | 529,0 | 107,3 | 0,6 |
1996 | 1093,0 | 10,5 | 971,3 | 433,0 | 538,3 | 110,1 | 1,2 |
1997 | 1108,9 | 11,1 | 984,4 | 442,5 | 542,0 | 111,5 | 1,8 |
1998 | 1102,8 | 11,0 | 983,9 | 409,9 | 574,0 | 105,6 | 2,3 |
1999 | 1133,7 | 14,5 | 1006,5 | 412,8 | 593,7 | 110,1 | 2,6 |
2000 | 1163,3 | 15,5 | 1029,5 | 404,7 | 624,8 | 115,2 | 3,1 |
2001 | 1140,6 | 19,1 | 983,7 | 377,1 | 606,6 | 134,3 | 3,5 |
На федеральном уровне | |||||||
1994 | 39,3 | 3,1 | 33,8 | 33,8 | 2,2 | 0,1 | |
1995 | 39,8 | 3,5 | 33,8 | 33,8 | 2,2 | 0,2 | |
1996 | 37,9 | 3,7 | 31,2 | 31,2 | 2,5 | 0,6 | |
1997 | 37,5 | 3,9 | 30,4 | 30,4 | 2,5 | 0,7 | |
1998 | 35,9 | 3,0 | 28,9 | 28,9 | 3,0 | 0,9 | |
1999 | 38,7 | 3,9 | 30,9 | 30,9 | 3,0 | 1,0 | |
2000 | 38,8 | 4,2 | 30,3 | 30,3 | 3,2 | 1,2 | |
2001 | 37,2 | 3,8 | 28,8 | 28,8 | 3,3 | 1,3 | |
На региональном уровне | |||||||
1994 | 965,0 | 4,0 | 860,6 | 346,1 | 514,5 | 100,5 | 0,02 |
1995 | 1022,0 | 5,3 | 911,3 | 382,4 | 528,9 | 105,1 | 0,03 |
1996 | 1055,1 | 6,8 | 940,1 | 401,8 | 538,3 | 107,6 | 0,6 |
1997 | 1071,4 | 7,2 | 954,0 | 412,1 | 541,9 | 109,0 | 1,1 |
1998 | 1066,9 | 7,9 | 955,0 | 381,0 | 574,0 | 102,6 | 1,4 |
1999 | 1095,0 | 10,6 | 975,6 | 381,9 | 593,7 | 107,1 | 1,6 |
2000 | 1124,5 | 11,3 | 999,2 | 374,4 | 624,8 | 112,0 | 1,9 |
2001 | 1103,4 | 15,3 | 954,9 | 348,3 | 606,6 | 131,0 | 2,2 |
Оценивая
общий масштаб занятости в
этой сфере, необходимо иметь в виду,
что в любой управленческой организации
трудятся не только «бюрократы». Поэтому
их реальная численность (с точки
зрения выполнения собственно чиновничьих
функций) оказывается меньше. На начало
2001 г. персонал по охране и обслуживанию
зданий составлял свыше 120 тыс. человек,
или 10% от всего списочного состава
работников государственных и
Подавляющая часть чиновников трудилась в регионах. В 1994-2000 гг. тенденции изменения численности чиновников в центре и на местах были противоположны. Численность чиновников в центральном аппарате федеральных ведомств («федеральные чиновники на федеральном уровне») за рассматриваемый период снизилась на 10% и составила менее 30 тыс. человек. Их доля сократилась с 3,8 до 2,9%, доля федеральных чиновников в регионах тоже уменьшилась. В регионах наблюдалась противоположная ситуация: суммарная численность чиновников в регионах возросла на 8%, а численность работников исполнительной власти субъектов Федерации и местного самоуправления повысилась более чем на 20% (с 515 тыс. до 625 тыс. человек)! Именно за счёт региональных и местных чиновников и растёт общая численность этой группы.
В
2000-2005 годах тенденция к постоянному
росту численности занятых на
госслужбе сохранилась. Это связано
с административной реформой, изменением
в структуре федеральных
На данный момент по сравнению
с советским временем
2.5. Положение в развитых странах
Завершая анализ показателей численности государственных служащих и их динамики в России, попытаемся сравнить их с соответствующими показателями в других промышленно развитых странах. Расхождения в определении самого понятия государственной службы существенно затрудняют межстрановые сопоставления. Однако благодаря специальному обследованию, проведённому Всемирным банком2, ситуация в этой области несколько прояснилась.
Из
данных таблицы следует, что во многих
странах Центральной и
Занятость в сфере государственного управления, 2001 г. (в %) | ||
Страны | От всех занятых | От всего населения |
Россия | 1,8 | 0,8 |
Болгария | 2,8 | 1,2 |
Венгрия | 5,9 | 2,7 |
Польша | 1,3 | 0,6 |
Словакия | 5,5 | 2,2 |
Австрия | 14,1 | 5,9 |
Германия | 6,3 | 3,0 |
Швеция | 16,8 | 9,4 |
Великобритания | 8,8 | 3,5 |
США | 7,8 | 4,4 |
Япония | 4,0 | 1,9 |
Греция | 4,3 | 1,5 |
Франция | 12,4 | 4,9 |
Итак, межстрановые сравнения не свидетельствуют о том, что доля занятых в государственном управлении в России в начале 2000-х годов была велика. Скорее, даже наоборот.
2.6.Бюрократия и власть в новой России
В завершающей части работы хотелось бы представить более полные сведения, об упомянутом выше, социологическом исследовании, «Бюрократия и власть в новой России: позиция населения и оценки экспертов» проведенном Институтом социологии (ИС) РАН совместно с российским представительством фонда Фридриха Эберта (Friedrich Ebert Stiftung). Исследователи интервьюировали 1,5 тысячи респондентов из 11 социальных групп (которые сыграли в исследовании роль «населения») и 300 чиновников среднего и низшего звена (ответившие за «бюрократию»). Погрешность, как утверждают эксперты, колеблется в пределах 1-3%.
Представляя
стостраничный доклад, директор Института
социологи РАН Михаил Горшков
начал с напоминания об обращении
президента страны Федеральному Собранию,
в котором Владимир Путин подверг
критике чиновничий аппарат. Никогда
в российской истории, по словам Горшкова,
руководитель государства не рассуждал
о плачевном состоянии
Начнём
с оценки уровня коррупции. Как это
ни печально, но народ сегодня уверен,
что главная беда России - это
засилье бюрократов и их сращивание
с крупным капиталом. Люди считают,
что из-за них расцвела коррупция,
они мешают развитию малого и среднего
бизнеса и предают
И если понятия "государство" и "государственные
служащие" вызывают у наших сограждан
скорее позитивное чувство, то "власть"
и "чиновничество" - резко негативное.
Любопытно, что самой бюрократии термин
"чиновник" тоже не нравится. Все
они хотят быть государственными служащими.
Хуже всего народ относится к высшему
чиновничеству - слою, который Владимир
Путин назвал в своем Послании "надменной
кастой".
Результаты исследования показали, что наиболее коррумпированными институтами россияне считают власть на местах (на нее указали 40,9% опрошенных) и правоохранительные органы (33,8%). Кроме того, среди пораженных коррупцией институтов были названы судебная система (22%), крупный бизнес (18,5%), федеральное правительство (17,2%), медицина и образование (17,7%), военкоматы (14,8%).
Информация о работе Бюрократизм и бюрократия в государственном управлении