Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 11:54, курсовая работа
В последние годы многие российские историки, политологи, социологи, экономисты ищут причины и корни неудач прошлых и нынешних российских реформ. И многие из них сходятся в том, что причины эти глубинные и кроются прежде всего в российском ментальности. Или, говоря языком современной экономики, в российском человеческом капитале.
Введение 3
ГЛАВА 1. Образование работников как фактор
экономического роста организации 6
1.1. Концепция человеческого капитала -
1.2. Экономическая эффективность инвестиций в образование 8
1.3. Основные методики оценки человеческого капитала 16
ГЛАВА 2. Эффективность инвестиций в образование
на примере ОАО «Татэнерго» 20
2.2. Информация о компании -
2.2. Особенности кадровой политики компании 21
2.3. Инвестиции в человеческий капитал в ОАО «Татэнерго» 27
Заключение 29
Список литературы 31
ОАО «Татэнерго» является вертикально-интегрированной компанией, занимающейся производством, передачей, распределением и сбытом электрической и тепловой энергии на территории Республики Татарстан. В состав "Татэнерго" входит 23 филиала, в том числе 9 действующих тепловых электрических станций, гидроэлектростанция на реке Кама, 9 электросетевых предприятий, предприятие тепловых сетей, предприятие «Энергосбыт» [12].
2.2. Особенности кадровой политики компании
Кадровая политика Холдинговой компании ОАО «Татэнерго» базируется на концепции управления человеческими ресурсами, с точки зрения которой, существенное значение имеет повышение эффективности инвестиций в человеческий капитал компании в целях обеспечения постоянного профессионального роста и высокой работоспособности персонала. Таким образом, кадровая политика компании ориентирована в первую очередь на развитие персонала, а не только на приведение его численного состава в соответствие с наличием рабочих мест. Управление персоналом энергокомпании представляет собой организованное, целенаправленное и непрерывное воздействие на персонал, а также осуществление систематического контроля за его деятельностью в целях наиболее эффективного использования кадровых ресурсов (кадрового потенциала) в интересах компании при сохранении профессиональной работоспособности и здоровья работников.
Основной принцип, на котором строится кадровая политика ОАО «Татэнерго» – «Социальное партнёрство как баланс интересов работников и Компании. Человеческий капитал – наиболее ценный ресурс Холдинга».
Реализуя принцип кадровой политики Холдинговой компании ОАО «Татэнерго» руководство Холдинга уделяет значительное внимание в работе с персоналом решению следующих вопросов:
– создание условий для повышения профессионального роста и самореализации работников (повышение уровня профессиональной компетентности персонала) путём развития системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала Холдинга;
– формирование кадрового резерва на основании оценки уровня профессиональной подготовки (знаний, умений) и деловых качеств работников;
– управление организационным развитием Холдинга в плане осуществления организационно-штатных изменений и планирование численности персонала с учётом требований производства и стратегических бизнес-целей компании;
– повышение производительности труда путём совершенствования системы материального и нематериального стимулирования и социального обеспечения работников, а также обеспечения безопасных условий труда.
В целом, списочная численность работников холдинговой компании с учётом зависимых обществ – 18 583 человек.
Количественный и качественный составы персонала Холдинга приведены на рис. 1 и 2. соответственно.
Рис. 1. Количественный состав персонала Холдинга
ОАО «Татэнерго»
Рис. 2. Качественный состав персонала Холдинга
ОАО «Татэнерго»
Рис. 3. Распределение сотрудников Холдинга
ОАО «Татэнерго» по возрасту
На рис. 3 приведено распределение сотрудников Холдинга по возрасту. Средний возраст работников холдинга – 41 год.
Молодёжь и работники среднего возраста составляют 57% общей численности работающих, причём 4887 человек (31% от общей численности работников) – молодёжь до 35 лет. Для данной категории работников ОТС предусмотрены особые условия предоставления целевых займов для улучшения жилищных условий (возвратные займы в размере 30% суммы средств, необходимых для улучшения жилищных условий, на 10 лет под 6% годовых).
В настоящее время на предприятиях холдинга трудятся 344 пенсионера по возрасту. Чуть меньше половины общей численности персонала холдинга (41%) – люди зрелого возраста. Более половины работников данной категории (65,5%), которым осталось до пенсии от 10 лет и меньше, являясь участниками Национального негосударственного пенсионного фонда, получают на свои индивидуальный счета дополнительные средства, перечисляемые ОАО «Татэнерго». В 2007 году в ННПФ было перечислено в общей сложности около 96,84 млн. руб.
Увеличилось число работников, вступивших в ННПФ за счет собственных средств, – на конец 2007 года таких участников фонда стало 7 809 человек, т.е. 67,3% общего числа работников, кто мог бы перечислять средства в ННПФ по данной схеме (для сравнения – в 2006 году этот показатель составлял 66,2%).
Руководство Холдинга приветствует стремление работников к повышению уровня профессиональной компетентности и инвестирует значительные средства в профессиональное развитие персонала с целью повышения стоимости человеческого капитала компании. Уровень образования персонала приведен на рис. 4.
Рис. 4. Уровень образования персонала Холдинга
ОАО «Татэнерго»
На конец 2007 года более 30% работников (более 70% руководителей, около 70% специалистов, почти 30% служащих и более 10% рабочих) имеют высшее профессиональное образование. Более 40% (44,4%) рабочих и служащих имеют начальное или среднее профессиональное образование. Студентами высших и средних учебных заведений являются 1105 работников (7% общей численности).
В 2007 успешно защитили диссертации и получили степень кандидата наук ещё 4 человека. Таким образом, учёную степень на конец 2007 года имеют 24 человека, из них 26 человека – кандидаты наук, 2 человека – доктора наук. Продолжают обучение в аспирантуре и работу над диссертацией 22 работника.
Профильное образование (энергетическое) имеют 24,2% работников холдинга, причём 66% из них окончили высшие учебные заведения, а 34% – средние профессиональные учебные заведения. Речь идёт о работниках различных специальностей, чьё образование имеет прикладной для энергетики характер (в том числе и экономисты, окончившие КГЭУ). Продолжают обучение в КГЭУ и в КЭТ соответсвтенно 492 и 30 работников.
Карьера в Холдинге
Жизнь в компания не стоит на месте. Происходит постоянное движение: внедряются новые методы работы, производственные технологии, осуществляется выход на оптовый рынок электроэнергии, переход на международные стандартны финансовой отчётности, внедрение современных автоматизированных систем управления хозяйственно-экономической деятельностью компании.
Темпы развития производства, активное внедрение информационных технологий и экономическая ситуация выдвигают более жёсткие требования к уровню профессиональной подготовки персонала и к уровню развития профессионально значимых личностных качеств работников.
Очень важно из большого числа кандидатов, находящихся на рынке труда и заинтересованных в трудоустройстве в ОАО «Татэнерго», выбрать наиболее соответствующих данным требованиям.
Система отбора персонала построена на оценке уровня профессиональных знаний и умений, а также на оценке потенциальных способностей и профессионально важных личностных качеств соискателя, и решение принимается коллегиально.
Процедура профессионального отбора состоит из оценки кандидата путем психодиагностического обследования (тестирование) профессионального тестирования, профессионального собеседования.
После прохождения кандидатом процедуры предварительных испытаний (тестирования и собеседований) полученные результаты принимается решение о возможности трудоустройства.
Независимо от должности ко всем работникам (ИТР) ОАО «Татэнерго» предъявляются следующие требования [13]:
– высокий уровень общекультурного развития;
– профессиональная компетентность (багаж знаний, умений, навыков);
– аналитические способности;
– активная жизненная позиция;
– заинтересованность в профессиональном развитии;
– обучаемость (готовность осваивать новые профессионально важные знания и методы работы, в том числе по смежным специальностям);
– готовность принимать самостоятельные решения;
– способность работать в команде;
– ответственность.
2.3. Инвестиции в человеческий капитал в ОАО «Татэнерго»
Затраты на профессиональную подготовку (обучение) персонала холдинга в 2007 году составили 58,6 млн. руб., что почти на 10 млн. руб. больше, чем было затрачено на обучение и повышение квалификации работников в 2006 году.
Профессиональную подготовку в 2007 году прошло 10 106 человек, что практически в 2 раза больше, чем в предыдущем году. Повысили свою профессиональную компетентность около 90% руководителей, более 60% специалистов и служащих (в целом ИТР – 4 611 человек), освоили вторые и смежные специальности, а также повысили квалификацию около 60% рабочих (5 495 человек).
Около 50% работников прошедших в 2007 году профессиональную подготовку обучались по программам «Навыки оказания первой медицинской помощи», «Охрана труда и техника безопасности», «Пожарно-технический минимум», освоение которых является условием допуска работников к выполнению непосредственных служебных обязанностей (обязательные виды обучения). План подготовки персонала по данным программам выполнен в полном объёме.
Значительные средства затрачены на подготовку руководителей высшего и среднего звена. На сегодняшний день уже 48 руководителей высшего и среднего звена имеют диплом Мастера делового администрирования, из них 12 человек завершили обучение в 2007 году. Продолжают обучение по программе МВА 22 человека.
Диплом профессиональной переподготовки Межотраслевого института повышения квалификации и переподготовки руководящих кадров и специалистов при Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова (МИПК РЭА им. Г.В. Плеханова) в 2007 году получили 12 человек. Таким образом, дополнительную специальность в данном учебном заведении освоили уже 39 руководителей и специалистов. В сентябре 2007 года с целью профессиональной переподготовки в МИПК РЭА им. Г.В. Плеханова направлено ещё 22 работника.
В связи с новыми задачами в плане управления персоналом Холдинга значительно большее внимание уделяется повышению компетентности руководителей и специалистов кадровых служб в данной области, в связи с чем в 2007 году в МИПК РЭА им. Г.В. Плеханова направлено с целью переподготовки по направлению «Менеджмент персонала» 6 человек.
Социальные выплаты
В 2007 году были выполнены все принятые обязательства Отраслевого тарифного соглашения. Общая сумма социальных выплат в соответствии с ОТС составила 246,707 млн. руб., из расчёта на одного работника – 15 тыс. 803 руб.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты работы позволяют сделать следующие выводы:
1. Инвестиции в образование приобретают форму оборота, аналогичную обороту основного капитала. В процессе перенесения части затрат в профессиональную и квалификационную подготовку работника на вновь создаваемую продукцию, за одинаковые промежутки времени более квалифицированная часть работников создает большую стоимость, чем кадры с прежним уровнем подготовки.
2. Длительность периода, в течение которого окупаются инвестиции в образование, должна соответствовать периоду морального старения приобретенных профессиональных знаний в соответствующих областях науки и техники. Сокращение или превышение данного срока приводит либо к завышению себестоимости продукции, либо к сдерживанию профессионально-
3. Образовательный процесс предполагает необходимость овладения постоянно обновляющейся системой знаний, что позволит осуществлять воспроизводство рабочей силы более высокого квалификационного уровня.
4. Инвестиции в образование - это не только затраты на строительство новых и реконструкцию действующих объектов образования, их материально-техническое оснащение, организацию учебного процесса, разработку обучающих технологий, управление процессом подготовки, переподготовки и повышения квалификации и пр.
5. Современная кадровая политика ОАО «Татэнерго» обеспечивает наиболее эффективное использование человеческого капитала компании, делает заинтересованными своих сотрудников в данном виде деятельности. Анализ эффективности инвестиций в человеческий капитал компании показывает, насколько значимым становится для фирм затрачивать огромные средства на образование работников, настолько в будущем обеспечивается больший доход всей компании.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Мазин А. Инвестиции в образование и рынок труда. // Человек и труд. - 2004 - № 5 - с. 36.
http://www.rhr.ru/index/
2. Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. М.: Инфра-М, 2008 г. – 568 с.
3. Сулейманова Л. Человеческий капитал как фактор европейской экономической интеграции.
www.tisbi.ru/science/vestnik/
4. Шульц Э. Игра в маркетинг: как добиваются победы лучшие мировые компании. М.: Лори, 2006 – 416 с.
5. Денисон Э. Исследование различий в темпах экономического роста. - М.: Прогресс, 2008 – 645 с.
6. Дж. Стиглиц. Многообразнее инструменты, шире цели: движение к Пост-Вашингтонскому консенсусу. Вопросы экономики - 1998 - № 8.
Информация о работе Бразование работников как фактор экономического роста организации