Ценовая политика предприятия и особенности ценообразования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 01:16, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение ценовой политики предприятия и особенностей ценообразования.

В соответствии с целью требуется решить следующие задачи:
Определить сущность цены и ее роль в рыночной экономике;
Постановить цели ценообразования;
Определить этапы ценообразования;
Изучить методы ценообразования;
Рассмотреть принципы установления окончательной цены.

Содержание

Введение 3

I. Теоретические основы ценовой политики 5

1.1. Сущность цены и ее роль в рыночной экономике 5

1.2. Цели ценообразования 7

1.3. Этапы процесса ценообразования 9

1.4. Методы ценообразования 11

1.5. Установление окончательной цены 17

II. Практическая часть 20

Заключение 25

Список использованной литературы 27

Работа состоит из  1 файл

курсач эк пр.docx

— 63.79 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки

ФГАОУ ВПО  Северо-Восточный федеральный университет 

им. М.К. Аммосова

Финансово-экономический  институт

Кафедра экономики и управления производством 
 
 

КУРСОВОЙ  ПРОЕКТ

по дисциплине «Экономика предприятия»

на тему

«Ценовая политика предприятия и особенности ценообразования» 
 

              Выполнила: Сивцева Нарыйа,

                    ст. гр. МО-09

              Проверила: Кузьмина Е.В. 

Якутск, 2011

Содержание

Введение 3

I. Теоретические основы ценовой политики 5

1.1. Сущность цены и ее роль в рыночной экономике 5

1.2. Цели ценообразования 7

1.3. Этапы процесса ценообразования 9

1.4. Методы ценообразования 11

1.5. Установление окончательной цены 17

II.          Практическая часть 20

Заключение 25

Список  использованной литературы 27

Введение

 

     Цена – это  один из важнейших экономических рычагов в повышении эффективности производства. Перед всеми коммерческими предприятиями встает задача назначения цены на свои товары или услуги. Это единственный элемент, реально обеспечивающий продавцу доход.

     Цена  является одним из основных факторов, влияющих на размер получаемой прибыли, а также на ряд других количественных и качественных показателей работы предприятия: рентабельность, оборот, конкурентоспособность, долю рынка и т.д. Более того, устанавливая тот или иной уровень цены, предприятие может достичь различных целей в зависимости от сложившейся ситуации на рынке: выживаемость фирмы, максимизация темпов роста, увеличение объемов продаж, стабилизация или рост рыночной доли и т.д.

     Особенно актуальной эта проблема становится в условиях рыночной экономики, где цена выступает как связующее звено между производителем и потребителем, как механизм обеспечения равновесия между спросом и предложением.

     Стратегия ценообразования - это выбор возможного динамичного  изменения исходной цены товара в  условиях рынка, наилучшим образом  соответствующей цели предприятия. Правильный выбор цены является залогом  хорошего финансового состояния  и финансовой устойчивости предприятия (фирмы), успешной реализации тактического и стратегического планирования. Ценовая стратегия - это составная  часть общей стратегии фирмы.

     Целью курсовой работы является изучение ценовой политики предприятия и особенностей ценообразования.

     В соответствии с целью требуется решить следующие задачи:

  1. Определить сущность цены и ее роль в рыночной экономике;
  2. Постановить цели ценообразования;
  3. Определить этапы ценообразования;
  4. Изучить методы ценообразования;
  5. Рассмотреть принципы установления окончательной цены.
 

    Предметом исследования является ценовая политика предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Теоретические основы ценовой политики
    1. Сущность  цены и ее роль в  рыночной экономике
 

     В современных условиях цены и ценообразование становятся одним из основных элементов развития рыночной экономики. Цена - это категория  рынка и, чтобы понять сущность цен, необходимо их рассматривать в непосредственной увязке с рынком.

     Прежде всего, цена как конечный оценочный показатель товара аккумулирует в себе все понятия, составляющие фундамент товарных рынков (нужда, потребность, запрос, товар, обмен, сделка). Кроме того, цена, как аккумулирующий показатель, является и основной характеристикой  товара. Эффективность продукции  апробируется рынком, ценой ее реализации. Выгодна или невыгодна данная продукция, нужна она или не нужна - это подтверждается рынком и только ценой ее реализации на нем.

Поскольку основной движущей силой рыночного хозяйства  является конкуренция, то цена, непосредственно  связанная с рынком, является инструментом рыночной конкуренции, перераспределения  ресурсов, перелива капитала. И тем  самым она выполняет важную роль в регулировании и саморегулировании  экономики.

     Но, по мнению К. Маркса, цена – это денежное выражение стоимости товара (работ, услуг), поскольку стоимость любого товара составляет основу цены. Цена находится в прямой зависимости от стоимости товара, с уменьшением стоимости цена товара снижается и, с ее увеличением повышается.

     Одновременно цена не только показывает, как эффективно используется труд, но в итоге определяет величину совокупных издержек производства (себестоимости) продукции и размер прибыли, получаемой производителями (продавцами) за счет производства и  реализации товара.

Таким образом, в  общем виде цена Ц = С + П + Н,

где С - себестоимость (издержки производства) продукции; П - прибыль производителя (предприятия); Н - налоги, сборы, платежи, отчисления 1.

     В рыночной экономике  функционирует механизм цен, связанный  с законом спроса и предложения. Простая модель, по которой изучают  взаимодействие спроса и предложения  на рынке, существует почти 200 лет. На рынке  согласно этой модели выделяют две  основные силы - производителей (продавцов) и потребителей (покупателей), которые  соперничают между собой, пытаясь  извлечь наибольшую прибыль. Цель продавцов - продать свои товары по более высокой  цене и получить большую прибыль, а покупателей - приобрести нужные им товары с большей полезностью  по низкой цене. Таким образом, рынок - это экономический процесс, который  путем столкновения интересов продавцов  и покупателей (спроса и предложения) приводит к образованию цены.

     Цена занимает центральное место в рыночных отношениях, гармонизируя разные экономические интересы производителя и потребителя, приводя в действие спрос и предложение.

     В соответствии с Налоговым кодексом РФ, рыночной ценой товара (работ, услуг) признается цена, сложившаяся при  взаимодействии спроса и предложения  на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных товаров), работ  и услуг в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях [п.4 ст.40 НК РФ]. При этом при определении и  признании рыночной цены товара используются официальные и специальные источники  информации об их рыночных ценах (справочные и прейскурантные цены, биржевые котировки, цены реальных контрактов, товарных аукционов  и торгов), публикуемые в разных печатных изданиях, экономических газетах  и журналах, бизнес-справочниках, фирменных  каталогах, проспектах.

     Из  выше изложенного следует, что рынок  и цена - это категории, обусловленные  товарным производством. При этом первичным  является рынок, поскольку при товарном производстве экономические отношения складываются не в процессе производства, а в условиях рынка, на котором формируются товарно-денежные отношения и устанавливаются стоимостные категории. Как правило, цена товара, его полезность, качество и потребительские свойства проходят проверку рынком и окончательно формируются на нем, получая общественное признание.

     Следует добавить, что цена выражается в  единицах определенной валюты (национальной или международной) за количественную единицу товара. Уровень цены формируется  под влиянием ряда не зависящих от участников сделки объективных обстоятельств: особенности товара, его конкурентоспособность, соотношения спроса и предложения  на рынке, государственное регулирование  цен, степень монополизации рынка, а также под воздействием субъективных обстоятельств - выбора определенного  рынка, времени, места и способа  заключения сделки, знаний и опыта  использования конъюнктуры рынка. 

    1. Цели ценообразования

     Прежде  всего фирме необходимо определиться с целями ценовой политики. Обычно этих целей несколько. Среди них:

      1. Обеспечение существования фирмы на рынках

     Проблемы  могут возникнуть из-за конкуренции  или изменившихся запросов потребителей. Чтобы обеспечить работу предприятий  и сбыт своих товаров, фирмы вынуждены  устанавливать низкие цены в надежде  на благожелательную ответную реакцию  потребителей. При этом прибыль может  терять свое первостепенное значение. Но пока цена покрывает издержки, производство может продолжаться.

      1. Максимизация прибыли

     Многие  предприниматели хотели бы установить на свой товар цену, которая обеспечивала бы максимум прибыли. Для этого определяют возможный спрос и предварительные  издержки по каждому варианту цен (табл. 2). Из альтернатив выбирается та, которая  принесет в краткосрочном периоде  максимальную прибыль. В реализации данной цели ориентируются на краткосрочные  ожидания и не учитываются долгосрочные перспективы, определяемые использованием всех других элементов маркетинга, политикой конкурентов, регулирующей деятельностью государства.

      1. Максимальное расширение оборота

     Цену, направленную на максимизацию оборота, применяют тогда, когда продукт  производится корпоративно и сложно определить всю структуру и функции  издержек. Здесь же важно оценить  спрос. Реализовать данную цель можно  посредством установления процента комиссионных от объема сбыта.

      1. Оптимальное увеличение сбыта

     Предприниматели, считают, что увеличение объема сбыта  приведет к снижению издержек на единицу  продукции и к увеличению прибыли. Исходя из возможностей рынка устанавливают  цену как можно ниже, что именуется  «ценовая политика наступления на рынок». Фирма снижает цены на свою продукцию  до минимально допустимого уровня, повышая долю своего рынка, добивается снижения издержек единицы товара и  на этой основе может и дальше снижать  цены. Но такая политика приносит успех  только если чувствительность рынка  к ценам велика, если реально уменьшить  издержки производства и распределения  в результате расширения объемов  производства и, наконец, если снижение цен отодвинет конкурентов в  сторону.

      1. «Снятие сливок» благодаря установлению высоких цен

     Фирма устанавливает на каждое свое производственное нововведение максимально возможную  цену благодаря сравнительным преимуществам  новинки. Когда сбыт по данной цене сокращается, фирма снижает цену, привлекая к себе следующий слой клиентов, достигая в каждом сегменте целевого рынка максимально возможного оборота.

      1. Лидерство в качестве

     Фирма, которая способна закрепить за собой  такую репутацию, устанавливает  высокую цену, чтобы покрыть большие  издержки, связанные с повышением качества и необходимыми для этого  затратами. Скажем, фирма «Катерпиллар»  предлагает строительные машины высшего  качества и отличное сервисное обслуживание. Она может себе позволить достижение цели лидерства в качестве при  более высоких ценах, чем у  ее конкурентов.

Информация о работе Ценовая политика предприятия и особенности ценообразования