Ценовая политика предприятия и особенности ценообразования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 01:16, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение ценовой политики предприятия и особенностей ценообразования.

В соответствии с целью требуется решить следующие задачи:
Определить сущность цены и ее роль в рыночной экономике;
Постановить цели ценообразования;
Определить этапы ценообразования;
Изучить методы ценообразования;
Рассмотреть принципы установления окончательной цены.

Содержание

Введение 3

I. Теоретические основы ценовой политики 5

1.1. Сущность цены и ее роль в рыночной экономике 5

1.2. Цели ценообразования 7

1.3. Этапы процесса ценообразования 9

1.4. Методы ценообразования 11

1.5. Установление окончательной цены 17

II. Практическая часть 20

Заключение 25

Список использованной литературы 27

Работа состоит из  1 файл

курсач эк пр.docx

— 63.79 Кб (Скачать документ)
    1. Этапы процесса ценообразования

     Ценообразование на предприятии представляет собой  сложный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных этапов: сбора и  систематического анализа информации о рынке, обоснования основных целей  ценовой политики предприятия на определенный период времени, выбора методов  ценообразования, установления конкретного  уровня цены и формирования системы  скидок и надбавок к цене, корректировки  ценового поведения предприятия  в зависимости от складывающейся рыночной конъюнктуры.

     Ценовая политика – это механизм или модель принятия решений о поведении предприятия на основных типах рынков для достижения поставленных целей хозяйственной деятельности.

     Как правило, процесс  ценообразования состоит из ряда последовательных этапов:

  1. Изучение рынка. В условиях политической нестабильности в государстве, предприятия преследуют цель максимизации текущей прибыли. В условиях жесткой конкуренции на рынке, нередко возникает проблема выживаемости. В таких ситуациях предприятия вынуждены идти на максимальное снижение цен, порой покрывающих только издержки производства продукции.
  2. Анализ спроса дает возможность определить максимальное значение цены товара. Зависимость между устанавливаемой ценой и уровнем спроса обычно обратно пропорциональная. Однако бывают случаи, когда при повышении цен спрос не падает, а, наоборот, начинает расти. Это касается таких престижных товаров, как косметика, табачные изделия.
  3. Оценка издержек производства товара дает возможность определить его минимальную цену. Желательно цену устанавливать таким образом, чтобы она покрывала все издержки предприятия. Вместе с тем в условиях жесткой конкуренции в краткосрочном периоде считается, что производство имеет смысл даже в том случае, если цена возмещает только переменные издержки.
  4. Изучение конкурентов. На конкретное значение цены влияют и цены конкурентов. Их изучение проводится различными методами: опросы покупателей, сравнительные покупки у конкурентов, изучение прейскурантов конкурентов и т.д.
  5. Выбор метода,  т.е. способа установления исходной цены товара. Выбор того или иного метода обусловливается характером товара, степенью его новизны, типом рынка, на котором он реализуется, и другими факторами. Цена при этом определяется до того, как товар выпущен на рынок.
  6. Установление окончательной цены. При этом надо учитывать реально складывающиеся ситуации на рынке путем использования различных стратегий ценообразования, психологических факторов.
 

     Таким образом, процесс  ценообразования состоит из нескольких этапов. На начальном этапе происходит изучение рынка. Затем определяются долгосрочные (обеспечение сбыта, максимизация прибыли или удержание рынка) и краткосрочные цели, исследуются  закономерностей формирования спроса на производимый продукт, анализируется  уровень и структура издержек, изучаются цены и товары конкурентов. На следующем этапе выбирается метод  и стратегия ценообразования. На последней стадии происходит установление цены с учетом реальной ситуации на рынке и психологических факторов.

    1. Методы  ценообразования

     Выделяют  следующие этапы ценообразовательного процесса на предприятии:

  • определение базовой цены, т.е. цены без скидок, наценок, транспортных, страховых, сервисных компонентов;
  • определение цены с учетом вышеуказанных компонентов, скидок, наценок.

     Применяются следующие основные методы расчета  базовой цены, которые можно использовать изолированно или в различных  комбинациях друг с другом:

  1. Метод полных издержек, или метод Издержки плюс

     Один  из наиболее распространенных методов. К полной сумме затрат (постоянных и переменных) добавляют определенную сумму, соответствующую норме прибыли. Если за основу берется производственная себестоимость, то надбавка должна покрыть затраты по реализации и обеспечить прибыль. В любом случае в надбавку включаются перекладываемые на покупателя косвенные налоги и таможенные пошлины. Применяется на предприятиях с четко выраженной товарной дифференциацией для расчета цен по традиционным товарам, а также для установления цен на совершенно новые товары, не имеющие ценовых прецедентов. Этот метод наиболее эффективен при расчете цен на товары пониженной конкурентоспособности.

     Многие  менеджеры предпочитают устанавливать  относительно высокую первоначальную цену на продвигаемый на рынок товар, чтобы быстрее окупить расходы, осуществленные на стадии его разработки и внедрения на рынок, когда объемы продаж относительно невелики. Однако по мере наращивания объемов продаж происходит снижение цены производства и цены продаж, одновременно активизируются усилия по оптимизации каналов сбыта  для сведения к минимуму потерь при  организации массовых продаж.

  1. Метод стоимости изготовления
 

 Полную сумму  затрат на покупное сырье, материалы, полуфабрикаты  увеличивают на процент, соответствующий  собственному вкладу предприятия в  наращивание стоимости товара. Метод  не применим для ценовых решений  на длительную перспективу; не заменяет, а дополняет метод полных издержек. Он применяется в специфических  условиях и случаях принятия решений:

  • о наращивании массы прибыли за счет наращивания объема производства;
  • об отказе или продолжении конкурентной борьбы;
  • об изменении ассортиментной политики при определении наиболее и наименее рентабельных изделий;
  • по одноразовым (индивидуальным, немассовым) заказам.
  1. Метод маржинальных издержек 

     Предполагает увеличение переменных затрат в расчете на единицу продукции на процент, покрывающий затраты и обеспечивающий достаточную норму прибыли. Обеспечиваются более широкие возможности ценообразования: полное покрытие постоянных затрат и максимизация прибыли.

  1. Метод рентабельности инвестиций  

     Основан на том, что проект должен обеспечивать рентабельность не ниже стоимости заемных средств. К суммарным затратам на единицу продукции добавляется сумма процентов за кредит. Единственный метод, учитывающий платность финансовых ресурсов, необходимых для производства и реализации товара. Подходит для предприятий с широким ассортиментом изделий, каждое из которых требует своих переменных затрат. Годится как для традиционно производимых товаров с устоявшейся рыночной ценой, так и для новых изделий. Применяется успешно при принятии решений о величине объема производства нового для предприятия товара.

  1. Методы маркетинговых оценок 

     Предприятие старается выяснить цену, по которой  покупатель определенно берет товар. Цены ориентированы на повышение  конкурентоспособности товара, а  не на удовлетворение потребности предприятия  в финансовых ресурсах для покрытия затрат.

  1. Метод минимальных затрат

     Данный  метод предполагает установление цены на минимальном уровне, достаточном  для покрытия расходов на производство конкретной продукции, а не посредством  подсчета совокупных издержек, включающих постоянные и переменные затраты  на производство и сбыт. Предельные издержки обычно определяются на уровне, при котором можно было бы только окупить сумму минимальных затрат.

     Продажа товара по цене, подсчитанной по такому методу, эффективна в стадии насыщения, когда нет роста продаж, и фирма  ставит своей целью сохранить  объем сбыта на определенном уровне.

     Подобная  политика ценообразования рациональна  также при проведении кампании по внедрению нового товара на рынок, когда  следует ожидать значительного  увеличения объемов продаж указанного товара в результате предложения  его по низким ценам. Хорошие результаты могут быть достигнуты в том случае, когда продажа по низким ценам  способна привести к активному расширению сбыта, и это дает достаточную  прибыль фирме за счет масштабов  сбыта.

     Но, при неумелом использовании рассматриваемой  методики, фирме грозят убытки. Поскольку  цены определяют поставщики товара, при  этом не всегда учитываются запросы  рынка и состояние конкурентной борьбы. Кроме того, несмотря на низкий уровень цен, потребитель нередко  отказывается приобретать данный товар.

  1. Метод  надбавки к цене

     Расчет  цены продажи в этом случае связан с умножением цены производства, цены закупки и хранения сырья и  материалов на определенный коэффициент  добавочной стоимости по формуле:

Себестоимость ед. продукции = цена продажи ( 1 + повышающий коэфф-нт).

     Указанный коэффициент определяется делением общей суммы прибыли от продаж на себестоимость. Возможен также подсчет  данного коэффициента делением общей  суммы прибыли от продаж на цену продаж.

  1. Метод целевого ценообразования

     Иначе данный метод именуют методом, определения  целевой цены или определения  цены в соответствии с целевой  прибылью. На его основе рассчитывается себестоимость на единицу продукции  с учетом объема продаж, который  обеспечивает получение намеченной прибыли. Если себестоимость трансформируется из-за уменьшения или увеличения загрузки производственных мощностей и объемов  сбыта, используют показатели степени  загрузки производственных мощностей  с учетом влияния конъюнктуры  и других факторов, после чего определяют цену продажи на единицу продукция, которая при этих условиях обеспечила бы целевую прибыль. Но при этом методе цена подсчитывается исходя из интересов  продавца и не принимается во внимание отношение покупателя к рассчитываемой цене. Отсюда указанный метод нуждается  в определенной корректировке, чтобы  учесть, будут ли предполагаемые покупатели приобретать данный товар по расчетной  цене или нет.

     К рыночным методам ценообразования относятся:

1. Метод  текущей цены.

2. Метод  «запечатанного конверта», или  тендерного ценообразования.

  1. Метод текущей цены

     В тех случаях, когда затраты трудноизмеримы, некоторые фирмы считают, что  метод текущей цены, или цены, обычно получаемой за товар на рынке, представляет собой результат совместного  оптимального решения предприятий  данной отрасли промышленности. Использование  метода текущей цены особенно привлекательно для тех фирм, которые хотят следовать за лидером. Этот метод используется в первую очередь на рынках однородных товаров, поскольку фирма, продающая однородные товары на рынке с высокой степенью конкуренции, имеет ограниченные возможности влияния на цены. В этих условиях главной задачей фирмы является контроль за издержками.

В условиях олигополии фирмы также стараются  продавать свои товары по единой цене.

  1. Метод «запечатанного конверта», или тендерного ценообразования

     Используется в тех отраслях, когда несколько компаний ведут серьезную конкуренцию за получение определенного контракта. При определении тендера исходят прежде всего из цен, которые могут назначить конкуренты, и цена определяется на более низком по сравнению с ними уровне.

     Однако  если товар обладает какими-то качествами, отличающими его от товаров-конкурентов, или воспринимается покупателями как  другой товар, цену на него можно назначать  гибко, не обращая внимания на цены конкурентов.

     К экономическим методам ценообразования относят следующие методы:

1. Метод  удельных показателей.

2. Метод  регрессионного анализа.

3. Балловый  метод.

4. Агрегатный  метод.

     Метод удельных показателей используется для определения и анализа цен небольших групп продукции, характеризующейся наличием одного основного параметра, величина которого в значительной мере определяет общий уровень цены изделия.

     Метод регрессионного анализа применяется для определения зависимости изменения цены от изменения технико-экономических параметров продукции.

Информация о работе Ценовая политика предприятия и особенности ценообразования