Цены и ценообразование на продукцию и услуги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 13:19, курсовая работа

Описание

Целью написания данной работы является анализ процесса ценообразования на примере конкретного предприятия.
Для достижения цели исследования надо выполнить следующие задачи:
- изучить теоретические и методологические основы ценообразования;
- проанализировать финансово-экономическое состояние предприятия;
- проанализировать методы ценообразования, используемые на предприятии;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие цены, роль цены в предпринимательской деятельности 5
1.1. Цена и ее сущность, функции цены 5
1.3. Классификация цен 15
1.4. Механизмы ценообразования 18
Глава 2. Анализ ценообразования на материалах ОАО «Цемент» 26
2.1. Технико-экономическая характеристика предприятия 26
2.2. Построение цены и анализ системы управления издержками производства на предприятии. 30
Глава 3. Рекомендации по выбору направлений снижения издержек на производство продукции предприятия 32
3.1 Направления по снижению затрат на предприятии. 32
3.2 Экономическая эффективность снижения издержек 35
Заключение 37
Список использованной литературы 39
Приложение 1 41
Приложение 2 42

Работа состоит из  1 файл

Цены и ценообразование на продукцию и услуги 1.docx

— 153.46 Кб (Скачать документ)

 

По результатам  финансово - хозяйственной деятельности на основе данных (табл. 2.1) можно сделать  следующие выводы. На предприятии  ОАО «Цемент» с 2009 г. отсутствует  чистая прибыль, предприятие работает в убыток. Это связано с тем, что в 2009 г. себестоимость проданных  товаров превышала выручку от продаж на 4,8 %, что и привело к  снижению прибыли до налогообложения  на 193,4 %. Также на конечный результат  повлияли, такие факторы, как увеличение управленческих расходов, в итоге  на начало 2011 г., убыток составил 164347 тыс. руб.

Такой рост расходов вызван тем, что было вложено  большое количество денежных средств  в текущий и капитальный ремонт.

На основании  проведенного анализа основных экономических  показателей деятельности ОАО «Цемент» можно сказать, что предприятие работает в убыток.

 

2.2. Построение цены и анализ системы управления издержками производства на предприятии.

Согласно приведенной  выше классификации продукция предприятия относится к первой группе цен, то есть к ценам, которые используются в массовом товарном производстве (строительная продукция в виде материалов и производства).

Цена продукции в данном случае будет оптовой, так как  это отпускная цена завода изготовителя. Основные продажи проводятся через  Торговый дом «Стройгаз».

В зависимости от места  передачи товара покупателю в нашем  случае цена будет франко-вагон, станция  отправления (товар передается покупателю в месте его производства и  он оплачивает все расходы по транспортировке  продукции до места назначения).

Расчет цены на предприятии  производится по методу полных издержек, базирующийся на применении калькуляции  с полным распределением затрат и  установлением цены по системе «кост-плюс», то есть издержки плюс фиксированная  прибыль.

Для расчета издержек производства предприятие использует классификацию затрат с учетом вида расходов по статьям калькуляции. Пример анализа затрат представлен в Приложении 2.

Из таблицы в Приложении 2, мы видим, что себестоимость 1 тонны продукции составляет в 2009 году 3337,51, а в 2010 себестоимость увеличилась и составила 2860,42. Проанализируем в чем причина столь сильного изменения себестоимости.

Мы видим, что сильное изменение, как в абсолютной, так и в относительной разнице претерпели условно-переменные затраты. В 2009 году они составили  508841,67, а в 2010 году 304061,87. Относительно себестоимости эти показатели составили в 2009 году 161,90 %, в 2010 году 112,04 %.Какие же показатели оказали на это влияние? Основное влияние оказали вложения в текущий и капитальный ремонт. В 2009 году они составили 159480,50 и 81900,10 рублей соответственно, что относительно к себестоимости составило 50,74 и 26,06 соответственно. В 2010 же году затраты на эти же статьи составили39927,30 и 4841,60 рублей соответственно, что в отношении к себестоимости составило 14,71 и 1,78 тоже соответственно. В себестоимости на тонну продукции эти изменения отразились значительно. Так за счет затрат на текущий ремонт, как мы видим из таблицы себестоимость уменьшилась на 491,1 рубль на тонну продукции. А за счет затрат на капитальный ремонт уменьшилась на 331,1 рубль.

Изменения в условно-постоянных затратах тоже значительные, но не такие как в переменных затратах. В абсолютном исчислении в 2010 году эти затраты увеличились на 42136,58. В относительном же выражении к общей величине себестоимости тоже увеличилась, и при том значительно. В 2010 году составила 90,74 %, в 2009 году составила 64,94 %. Основное значение на изменение относительной величины повлияло, то, что значительно уменьшилась величина переменных затрат.

Значительные изменения  говорят о  том, что в 2009 году были сделаны значительные вложения именно в переменные затраты, а именно в  ремонт основных средств. В 2010 же году таких вложений в переменные затраты  не осуществлялось, поэтому они уменьшились, соответственно уменьшилась и себестоимость  продукции.

Цена из этих изменений  изменилась не сильно, так как затраты  распределятся на последующие периоды.

 

Глава 3. Рекомендации по выбору направлений снижения издержек на производство продукции предприятия

    1. Направления по снижению затрат на предприятии.

Основными источниками снижения уровня издержек на производство продукции являются увеличение объема и производства за счет более полного использования производственной мощности предприятия, сокращение затрат на ее производство за счет повышения уровня производительности труда, экономичного использования сырья, материалов, энергии, оборудования и так далее.

Предприятие использует различные  пути снижения издержек производства. Так для экономии энергии ставят частотные преобразователи для предотвращения потерь электроэнергии. Также ставят энергосберегающие лампочки. Устанавливаются системы автоматического включения и выключения света. Проводят плановые ремонты оборудования, что зачастую предотвращает незапланированные простои оборудования. Это так же дает более оптимальное использование рабочей силы персонала предприятия.

Для экономии  использования  воды на систему трубопроводов устанавливаются  автоматизированные клапана, которые препятствуют потерям воды.

Так же для снижения издержек предприятие ищет более дешевое сырье. Для этого своими силами разрабатываются новые карьеры на территории края. Таким образом в плане предприятия разработка Кулундинского месторождения гипса, что позволит не покупать гипс в Иркутске. Это значительно снизит издержки, так как гипс является одним из главных составляющих цемента. Так же в 2010 году был приобретен Тягунский карьер, который дал дополнительные объемы известняка и позволил открыть новое направление продаж – продажу щебня, что дает дополнительный источник дохода.

Несмотря на плановые ремонты  и значительные вливания денежных средств  в капитальный ремонт, основной проблемой  увеличивающей издержки производства являются внеплановые простои в  связи с поломкой оборудования, которые  сводят на нет все остальные используемые направления по снижению издержек. В связи с этим нужно выработать комплекс мер, которые будут применимы именно для этого случая.

Первое что нужно делать, это внедрять новую технику, механизировать и автоматизировать производственный процесс, совершенствовать технологии, внедрять прогрессивные материалы: как можно более дешевые и одновременно более качественные по своим физическим и потребительским свойствам. Обновление технического потенциала даст снижение простоев в результате планового простоя, что в последствии даст более значительные результаты экономии и снижения издержек на других направлениях.

Более правильная и оптимальная  организация труда тоже даст результаты. Контроль за качеством выполнения плановых ремонтов. Более тщательный подход к планированию сроков ремонта, что должно уменьшить количество простоев, но в связи с устареванием оборудования нужно применять данную рекомендацию совместно с первой.

Так же разработка дополнительных продуктов, на которые существует спрос. Так для примера возьмем уже  дающую прибыль реализацию щебня. В  данном случае так же можно изготовлять  близкие к цементу производные  строительные смеси такие как  клеи для плитки и грубые штукатурки на цементной основе, что в перспективе с разработкой гипсового месторождения даст новые направления развития и расширения предприятия.

Еще один вариант снижения издержек для данного случая будет  более рациональное использование  рабочих площадей. Так на территории предприятия находится большое  количество неиспользуемых зданий и  сооружений, которые при небольшом  ремонте можно будет сдавать  в аренду другим предприятиям или  индивидуальным предпринимателям, что  в сумме с подведенной веткой железной дороги является очень перспективным направлением. Примером такого использования может послужить лесопилка, так как в данном районе разрабатывается большое количество лесных массивов, как предприятиями, так и частными лицами. А переработанный лес можно вывозить по железной дороге, что значительно снизит транспортные расходы, так как, вывозя цемент, можно вывозить и лес, и часть расходов на горючее и эксплуатацию тепловозов возьмет на себя лесопилка.

Так же на балансе предприятия  состоят несколько зданий социальной направленности – это общежитие, гостиница и др. Для уменьшения издержек можно использовать помещения первого этажа и подвала для сдачи коммерческим и другим организациям, что частично и делается.

Еще одним способом частичного покрытия издержек является продажа  основных средств, которые не используются предприятием, так как их содержание берет на себя огромное количество средств.

Таким образом мы выделили основные на наш взгляд пути уменьшения издержек, которые дадут в данных условиях максимальный эффект. Так  же существуют менее заметные, но от этого не менее важные пути уменьшения издержек. В наше время не стоит пренебрегать всеми возможными путями, так как эти пути ведут к максимизации прибыли, уменьшению затрат, получению конкурентных преимуществ и стабильного развития предприятия.

 

    1. Экономическая эффективность снижения издержек

Рассчитаем  экономическую  эффективность одного из способов снижения издержек приведенные выше. Сданы помещения на первом этаже в общежитии под почту и местное отделение сбербанка. Арендная плата за оба эти помещения составляет 10 605, 87 рублей за один месяц. В то же время расходы на электроэнергию в среднем за год составляют 7 500 рублей. Расходы на воду в среднем составляют 4 879,2 рублей. Мы видим, что арендная плата почти покрывает расходы на воду и электроэнергию, разница составляет 1 773,33 рубля. Плюс эти предприятия осуществляют уборку прилегающей территории.

Более эффективное использование  средств и ресурсов тоже даст результат. Методом подстановок мы определим, что, если снизить текущий ремонт на 70% то получим следующие результаты: (81927, 30/100) * 70 = 57349 тыс. руб. составит экономия от текущего ремонта.

Если сократить затраты по электроэнергии на 30 % то получим следующие результаты: 40976,88 - 30 %, экономия составит 28684 тыс. руб..

Таким образом мы видим что при  снижении данных растрат мы сможем при желании изменить цену и занять новые рынки сбыта с более  дешевой, но не уступающей по качеству продукцией.

Следующий способ частичного покрытия издержек это продажа основных средств не используемых предприятием.

 

Показатели

Балансовая стоимость, руб.

А

г   

Основные средства:

1. Автомобиль Кепаш!  СНо 5 РМА

387 711,86

2. Автомобиль ТОУОТА  ЬАКБ СКШЕК

1 101 694, 92

3. Автомобиль ТОУОТА  Дюна

284 745, 76

4. Автопогрузчик Болканкар

254 237, 29

5. Железнодорожный путь  станция «Обменный парк»

4 920 100, 00

6. Ноутбук (3 шт.)

99 884, 75

7. Трактор Т 40

145 000, 00

8. Эксковатор ЭО 5126

2 881 158,46

Прочее

18 496 379,16

Итого основных средств

28 570 9112,20

Незавершенное строительство:

 

1. 1-квартирный кирпичный  дом №2 (о.пл. 175,88 кв. м)

80 703, 00

2. 1- квартирный кирпичный  дом №236 (об. Пл. 184 кв. м)

120 295,20

3. 32-х квартирный кирпичный  дом №2 (площадь-1651 кв.м)

1 069 426, 46

4. Временное здание - СО  и ПБ

10 018&0,36

5. Вторая очередь завода

216 372, 88

6. Гаражи

823 393, 00

7. Очистные сооружения  замазученных вод (площадь - 137 кв. м.)

128 516, 95

8. Скважина

360 000 000

Прочее

5 145 289,70

Итого незавершенного строительства

18 043 620, 55

Итого внеоборотных активов

46614 532, 75


 

Суммой от продажи основных средств и объектов незавершенного строительства в размере 46 614 тыс. руб. можно покрыть расходы на текущий, капитальный ремонт и другие издержки. Но это разовая мера покрытия издержек.

Исходя из этого можно  применять как частичные меры так и полный объем всех полезных действий которые будут уменьшать  издержки предприятия, и соответственно давать возможность предприятию  уменьшать цену на его продукцию.

 

Заключение

В процессе изучения данной темы, мы выявили, что цена играет очень  важную роль в жизни любого предприятия, так как выполняет огромное количество функций. Для этого мы разобрали понятие цены, и важнейшие её аспекты. Далее мы рассмотрели основные методы ценообразования используемые для предприятия.

Во второй главе проанализировали общее состояние ОАО «Цемент». В результате анализа было выявлено, что в отчетном периоде экономическое  и финансовое состояние предприятия  ухудшилось. Это отразилось в том, что отчетный период закончен с убытком. Так же основные показатели ликвидности, платежеспособности и другие финансовые показатели не соответствуют оптимальным  параметрам. Далее в этой части  работы мы рассмотрели из чего состоит  цена предприятия. Так же в этой главе  рассмотрена система управления издержками. Для этого дан пример расчета полных издержек в виде таблицы калькуляции себестоимости цемента, проанализирована структура цены и основные ее составляющие. В результате видно, что основную часть цены составляет себестоимость продукции. Так же из данной таблицы видно, что в отчетном периоде было привлечено много заемных средств, и возвращение их войдет в себестоимость последующих периодов.

Втретей главе даны рекомендации по снижению издержек, которые будут  возможны и оптимальны для данных условий, с примерами, которые возможно реализовать в данных условиях.

Установление цены – один из важных элементов маркетинга, прямо  действующий на сбытовую деятельность, поскольку уровень и соотношение  цен на отдельные виды продукции, особенно на конкурирующие изделия, оказывают определяющее влияние  на объемы совершаемых клиентами  закупок.

Цены находятся в тесной зависимости со всеми составляющими  маркетинга и деятельности фирмы  в целом. От цен во многом зависят реальные коммерческие результаты, а верная или ошибочная ценовая политика оказывает долговременное воздействие на положение фирмы на рынке.

 

Список  использованной литературы

  1. Экономика предприятия: Учебник для  вузов / Под ред. Проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007 – 670 с.
  2. Грибова Ю.Н., Мищенко И.К., Мостовая Т.В., Полтарыхин А.Л. Экономика организации (предприятия): Учебное пособие Барнаул: Изд-во АГАУ,2006 – 201 с.
  3. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Прогресс, 2007 – 46 с.
  4. Ценообразование: учебник / И.К. Салижманов. – М.: КНОРУС, 2007 – 304 с.
  5. Воронова Н.А. Ценообразование: Учебно-практическое пособие. Всероссийский заочный финансово-экономический институт. Филиал в г. Барнауле. – Барнаул, 2008 – 201 с.
  6. Цены и ценообразование: Учебник для вузов. 5-е изд. / Под ред. В.Е. Есипова – Спб.: Питер,2009 – 480 с.
  7. Мищенко И.К. Методические указания к проведению технико-экономической характеристики предприятия в курсовой работе по дисциплине «Экономика предприятия» // Вестник филиала ВЗФЭИ в г. Барнауле, 2007, №9 – 12 с.
  8. Выварец А.Д. Экономика предприятия : учебник для студентов вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007 – 752 с.
  9. Предпринимательство: учебник для вузов /Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля , проф. Г.Б. Поляка, проф. В.А. Швандира.- 4-е изд., перераб. и доп. - М: ЮНИТИ-ДАНА ,2007 – 670 с.
  10. Кудров В.М. Национальная экономика России: Учебник - 2-е изд., испр. и доп.- М.: Дело 2007 – 543 с.
  11. Экономика предприятия: учеб. Пособие для вузов / И.В. Романенко. – 5-е изд., перераб. и доп. – М: Финансы и статистика, 2011. – 352 с.
  12. Экономика организации (предприятия): Учебник / Под ред. Н.А. Сафронова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономисть, 2007 – 581 с.
  13. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник для вузов / М.В. Косолапова, В.А. Свободин. – М: Дашков и К. 2011 – 248 с.
  14. Теория антикризисного управления предприятием: учебное пособие для вузов / С.Е. Кован, Л.П. Мокрова,; Финансовая академия при Правительстве РФ. – М: КноРус. 2009. – 160 с.
  15. Шуляк П.Н. Ценообразование: Учеб. пособие. — 9-е изд. — М.: Дашков и К°, 2007 – 196 с.
  16. Зайцев Н.Л. Экономика, организация и управление предприятием. – М.: Инфра-М, 2007 – 224 с.

Информация о работе Цены и ценообразование на продукцию и услуги