Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 20:36, курсовая работа
Актуальность темы «Стратегическое управление предприятия» бесспорно велика. Это сравнительно молодое, перспективное и необходимое в бизнесе направление, имеющее большое значение и активно используемое в странах Запада, как база ведения управленческих процессов предприятия в условиях рынка
Введение 2
1 Сущность стратегического управления 3
1.1 Сущность, функции и задачи стратегического управления 3
1.2 Классификация стратегий в теории стратегического управления 5
2 Сущность и роль портфельной (корпоративной) стратегии 11
2.1 Сущность портфельной (корпоративной) стратегии 11
2.2 Роль портфельной (корпоративной) стратегии 13
3 Сущность деловой стратегии 14
Заключение 18
Список использованных источников 19
Содержание
Введение
1 Сущность стратегического управления 3
1.1 Сущность, функции и задачи стратегического управления 3
1.2 Классификация стратегий
в теории стратегического
2 Сущность и роль портфельной
(корпоративной) стратегии
2.1 Сущность портфельной
(корпоративной) стратегии
2.2 Роль портфельной (
3 Сущность деловой стратегии
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность темы «Стратегическое
управление предприятия» бесспорно
велика. Это сравнительно молодое, перспективное
и необходимое в бизнесе
Важной предпосылкой
развития стратегического
Таким образом, у директоров
российских компаний растет понимание
важности стратегического управления,
развитию которого мешает отсутствие
системы сбора и анализа
Стратегический менеджмент
основан на принятии управленческих
решений, ориентированных на учет специфики
внешней среды, на достижение конкурентоспособности
предприятия на рынке, на успех в
конкурентной борьбе. Определение множества
стратегических альтернатив является
в этом случае непростой задачей.
Этим самым хочется подчеркнуть
следующую особенность
1 Сущность стратегического управления предприятием
1.1 Сущность, функции и задачи стратегического управления предприятием
Стратегическое управление представляет собой деятельность, которая состоит в выборе сферы и системы действий по достижению долгосрочных целей предприятия в постоянно меняющихся условиях внешней среды. Это область деятельности высшего руководства фирмы, главная обязанность которого состоит в определении предпочтительных направлений и векторов развития предприятия, постановке основополагающих целей, оптимальном распределении ресурсов, использовании всего того, что дают организации конкурентные преимущества.
Термин «стратегическое управление» был введен в обиход на стыке 60—70-Х гг. для того, чтобы отражать отличие управления, осуществляемого на высшем уровне, от текущего управления на уровне производства. Необходимость проведения такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях осуществления бизнеса. В качестве ведущей идеи, отражающей сущность перехода к стратегическому управлению от оперативного управления, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение для того, чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения, своевременно отвечать на вызов, брошенный внешней средой.
Теория стратегического планирования и управления была развита американскими исследователями и консультационными фирмами, далее этот аппарат вошел в арсенал методов внутрифирменного планирования всех развитых стран, а в настоящее время все более востребован российскими бизнесменами.
Как отмечают специалисты
в области стратегического
1) в каком положении
предприятие находится в
2) в каком положении
оно хотело бы находиться
3) каким способом достигнуть желаемого положения?
Прежде чем решать, куда
двигаться дальше, менеджеры должны
хорошо понимать текущую ситуацию,
в которой находится
Стратегическое управление на предприятии выражается в следующих функциях:
1) планирование стратегии;
2) организация выполнения стратегических планов;
3) координация действий по реализации стратегических задач;
4) мотивация на достижение стратегических результатов;
5) контроль за процессом выполнения стратегии.
Планирование стратегии включает в себя:
1) Прогнозирование:
- анализ внешних (внутренних) факторов;
- определение возможностей развития;
- оценка риска;
- обоснование стратегии.
2) Разработку стратегии:
- формирование мисси;
- оценка перспектив;
- формирование стратегии;
- увязка стратегий по СБЕ (стратегические бизнес-единицы).
3) Бюджетирование:
- стоимостная оценка;
- распределение ресурсов;
- составление бюджета.
Организация выполнения стратегических планов включает:
- формирование потенциала фирмы;
- согласование стратегии и системы управления с выбранной стратегией;
- создание корпоративных культур, поддерживающих стратегию.
Координация действий по реализации стратегии заключается в следующем:
- согласование решений отдельных уровней, подразделений;
- последовательная консолидация целей;
- объединение стратегий СБЕ (стратегические бизнес-единицы).
Мотивация, как функция стратегического управления, представляет собой систему стимулов, побуждающих к достижению стратегических результатов, а также совокупность методов.
Контроль состоит из следующих действий:
- непрерывное наблюдение за процессом реализации стратегического плана;
- заблаговременное определение опасностей;
- выявление отклонений, возможное исправление ошибок
Стратегическое управление – это процесс принятия и осуществления стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешней среды, в которой он действует.
1.2 Классификация
стратегий в теории
Стратегии можно классифицировать по разным признакам с целью более четкого понимания сущности этого сложного и многогранного понятия.
С точки зрения иерархии управления стратегии можно подразделить на:
- корпоративную (портфельную);
- деловую;
- функциональную;
- операционную (линейную).
Корпоративная (портфельная) стратегия состоит в том, как диверсифицированная компания утверждает свои деловые принципы в различных отраслях, а также в действиях и подходах, направленных на улучшение деятельности групп предприятий, в которые диверсифицировалась компания.
Деловая стратегия концентрируется
на действиях и подходах, которые
связаны с управлением, направленным
на обеспечение успешной деятельности
в одной специфической сфере
бизнеса. Сущность деловой стратегии
состоит в том, чтобы показать,
как завоевать сильные
Функциональная стратегия
относится к плану управления
текущей деятельностью
Операционные стратегии определяют, как управлять ключевыми организационными звеньями (заводами, отделами продаж, складами), а также как обеспечить выполнение стратегически важных оперативных задач (закупка материалов, управление запасами, ремонт оборудования, транспортировка, проведение рекламной кампании).
Все перечисленные стратегии являются комплексными и охватывают стратегические действия на той или иной ступени управления.
Ответственность за
разработку стратегии лежит на
соответствующих руководителях.
- функциональные стратегии, ориентированные на внутреннюю сферу деятельности компании;
- функциональные стратегии, проявляющиеся в основном во внешней сфере.
К первому виду относятся стратегические решения в области:
- планирования;
- контроля;
- координации;
- структурного построения;
- мотивации;
- информационного обеспечения.
Внутренние стратегии в большей степени связаны с оперативными действиями компании по приведению состояния фирмы в соответствие с изменениями во внешней среде и подробно рассматриваются в литературе по операционному менеджменту.
Ко второму виду относятся следующие стратегии:
- инвестиционные;
- ресурсообеспечения;
- политические;
- экологические;
- технологические;
- маркетинговые.
Следует иметь в виду, что функциональные стратегии, проявляющиеся во внешней сфере, всегда связаны с внутренней средой организации, в той или иной степени зависимы от нее и влияют на процесс ее развития.
Инвестиционные стратегии — это стратегии формирования инвестиционного портфеля. С этих позиций можно выделять стратегии, направленные на развитие деятельности компании, ее рост, и стратегии, направленные на сокращение этой деятельности.
Выделяется три разновидности инвестиционной активности фирмы: стратегия поведения на рынке ценных бумаг, стратегия расширения производства и стратегия диверсификации.
Стратегия поведения на рынке
ценных бумаг. Данная стратегия заключается
в выработке правил мобилизации
дополнительных финансовых ресурсов,
направляемых как в инвестиции, так
и для решения текущих
Информация о работе Деловая и портфельная стратегии организации