Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2011 в 10:47, курсовая работа
Целью данной работы является диагностика системы бюджетирования ООО «Трест-36» для выявления недостатков существующей системы и обозначения направлений совершенствования системы управления компанией.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач. Прежде всего, необходимо выяснить, что такое система бюджетирования и обозначить ее место в управлении деятельностью предприятия, далее необходимо рассмотреть структуру системы бюджетирования и проблемы ее формирования в современной компании. Собственно диагностика системы бюджетирования в ООО «Трест-36» будет включать в себя анализ действующей системы бюджетирования, выявление ее недостатков и предложение направлений ее совершенствования и оптимизации.
Введение 3
Глава I. Система бюджетирования на предприятии 4
1.1. Понятие системы бюджетирования и ее место в управлении деятельностью предприятия 4
1.2. Структура системы бюджетов предприятия 6
1.3. Процесс и проблемы формирования системы бюджетирования на предприятии 8
1.4. Направления анализа действующей системы бюджетирования 16
Выводы по главе I 18
Глава II. Диагностика системы бюджетирования в ООО «Трест-36» 19
2.1. Характеристика ООО «Трест-36» 19
2.2. Анализ действующей на предприятии системы бюджетирования 20
2.3. Выявление недостатков действующей системы бюджетирования и общие предложения направлений ее оптимизации 23
Выводы по главе II 25
Заключение 26
Список использованной литературы 27
Схема
взаимосвязи и
Второй шаг - параллельное составление бюджета производства (блок 2) и бюджета запасов (блок 3). На этом шаге планируем запасы - производство - снова запасы - сверяем их со складскими возможностями - корректируем производство - запасы и т. д.
Третьим шагом будет составление бюджета коммерческих расходов (блок 4) и бюджета административных расходов (блок 5). При этом стоит напомнить, что коммерческие расходы обычно носят условно-переменный или даже чисто переменный характер и потому должны планироваться в зависимости от объемов реализации. В то же время административные расходы являются постоянными, и их бюджет может быть составлен обособленно.5
На следующем, четвертом, шаге следует составить бюджет снабжения (он же бюджет закупок). Исходные данные для него берутся из бюджета запасов (блок 3) и прогноза продаж (блок 1), иногда - из бюджета производства (блок 2), которые позволяют рассчитать, сколько и какого сырья, материалов и комплектующих в какие сроки нужно завезти. Информация о платежах за поставки потом используется при составлении бюджета движения денежных средств.
Бюджет
производства на пятом шаге перетекает
в бюджет расхода основных материалов
(блок 7). С одной стороны, именно этот
бюджет образует вторую строчку: себестоимость
реализованной продукции в
На шестом шаге должен появиться бюджет косвенных производственных расходов,
Косвенные производственные расходы, рассчитанные на единицу продукции, в сумме с прямыми затратами на единицу дадут нам производственную себестоимость продукции/услуг.
Составление двух бюджетов себестоимости - общей и удельной - есть содержание седьмого шага алгоритма основного бюджета.
Далее мы переходим к восьмому шагу и блоку 11 - БДР по основной деятельности. Он достаточно прост, так как вся необходимая для его составления информация уже есть. А при укрупнении БДР образует ту часть ОПУ, которая отражает основную деятельность предприятия. В итоге, при составлении ОПУ стоит учитывать объемы прочей деятельности, крупные доходы от финансовой деятельности или связанных предприятий, доходы от продажи основных фондов.6
На девятом шаге мы возвращаемся к прогнозу доходов, превращая его в прогноз выручки (блок 12), т. е. реальных поступлений.
На десятом шаге мы подходим к процедуре прогнозирования баланса (блок 13). Для этого нужно провести различие между теми статьями баланса, которые обусловлены объективно и скорректированы быть не могут - назовем их «объективными», и статьями, которые могут быть изменены в зависимости от различных обстоятельств. Эти статьи логично назвать «регулируемыми». Порядок сортировки групп в обеих частях баланса может быть различным, например как по убыванию, так и по возрастанию ликвидности.7
Что касается корректности баланса, то пока не рассчитан уровень регулируемых статей, активы пассивам равны не будут. Если пассивы больше активов, то регулируемая статья одна: денежные средства, и подсчитать значение по ней очень легко. Если активы больше пассивов, то разница должна быть покрыта пассивными регулируемыми статьями - кредитами банка и поставщиков. С одной стороны, они в чем-то равнозначны, с другой стороны, при распределении кредитов между ними нужно руководствоваться договоренностями и характером отношений с одними и другими.
По данным полученного прогноза баланса можно будет рассчитать будущие показатели финансовой устойчивости и ликвидности и сравнить их с нынешними; это покажет, как изменится положение предприятия в будущем.
На одиннадцатом шаге составляется бюджет инвестиций (блок 14). Двенадцатый шаг - это БДДС (блок 15). При составлении БДДС второй раз «выплывает» сумма банковского кредита (первый раз она появилась в прогнозе баланса). Во-первых, эти суммы, взятые на одну и ту же дату (дату прогноза баланса), надо сравнить между собой. Конечно, они будут как-то различаться. Надо разобраться, насколько велико различие и почему оно возникло, и после этого скорректировать либо баланс, либо БДДС. Во-вторых, на базе полученной суммы кредита можно рассчитать процентные выплаты и вставить их в ОПУ, который после этого окажется по-настоящему завершенным. И наконец, в-третьих - БДДС может показать, что запланированные инвестиции компании непосильны. В этом случае их надо урезать, оставив самые важные, и разработать окончательный вариант проекта инвестиций.8
Организация обратной связи является отдельной, особо важной задачей постановки цикла управления. Интересно то, что обратные связи в заметной степени формируются и могут быть отслежены уже на этапе составления бюджета, а не только в ходе анализа его исполнения. В первую очередь эти циклические связи проявляются на уровне основных бюджетов, но сейчас можно привести примеры и более глубокого взаимодействия. Итак:
Далее рассмотрим распространенные проблемы, с которыми сталкиваются предприятия при построении системы бюджетирования и рекомендации для их решения.
Построение эффективной системы бюджетирования принципиально должно включать в себя следующие последовательные этапы:
Особенностью первых двух этапов является то, что зачастую предприятия их игнорируют и начинают процесс внедрения системы бюджетирования с этапа разработки методологии, а иногда и с приобретения программного продукта. Этап разработки методологии включает в себя разработку системы бюджетирования и закрепление в регламентных документах - положениях. Этап автоматизации состоит из выбора, приобретения программного продукта и настройки модели бюджетирования в программном продукте. Смысл этапа эксплуатации, который должен быть как можно продолжительнее, в том, чтобы факт внедрения компанией автоматизированной системы бюджетирования отражался не только в затратной части бюджета, но и благодаря вовремя принятым управленческим решениям регулярно отражался бы на доходах и стоимости компании. Очень важно отметить, что, прежде чем приступить к внедрению автоматизированной системы бюджетирования, нужно определиться с целями, так как, если не сформулирована цель, которую нужно достичь, определенные параметры ее достижения, то непонятно, выполнен проект или нет. Кроме этого, важным является этап предпроектного обследования или, иначе, анализа ситуации «как есть», определения картины «как надо» и составления плана и бюджета работ по переходу из существующего состояния в желаемое.10
Ошибки этапа разработки методологии системы бюджетирования «на бумаге» включают в себя:
Отсутствие в компании хотя бы одного из перечисленных элементов делает всю систему малоэффективной.
Ошибки
этапа автоматизации в
Информация о работе Диагностика системы бюджетирования на предприятии (на примере ООО «Трест-36»)