Финансовая политика организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 21:51, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – исследовать финансовую политику организации. В процессе исследования выбранной темы в работе были поставлены следующие задачи:

Содержание

Введение……………………….………………………….….…....…….…..……3
1. Сущность, цели и задачи финансовой политики организации……..…...….5
2. Финансовый механизм организации………………………………...………11
3. Направления совершенствования финансовой политики организации на базе координации с финансовой стратегией ………….………….......…..……16
Заключение…………………………...……………………………………..……30
Список использованной литературы…………..……………………………….32

Работа состоит из  1 файл

Новый текст.doc

— 195.50 Кб (Скачать документ)

     Рассмотрим  некоторые виды финансовых стратегий, сгруппированных по основным классификационным признакам.

     В зависимости от инструмента реализации выделим стратегии диверсификации, концентрации и интеграции финансовой деятельности предприятия.

     Стратегия диверсификации предполагает диверсификацию операционной и, соответственно, финансовой деятельности предприятия в рамках определенной группы отраслей, что позволяет существенно снизить уровень предпринимательских и финансовых рисков.

     Стратегия концентрации предполагает концентрацию операционной и финансовой деятельности предприятия в одной отрасли. Данная стратегия связана с более высоким уровнем финансовых рисков, поэтому может быть использована лишь на первых стадиях жизненного цикла предприятия.

     Стратегия интеграции предполагает объединение хозяйствующими субъектами своих ресурсов, в том числе финансовых, технологий, факторов производства, сбытовых сетей, долей рынка и других ценностей для достижения общих целей и удовлетворения своих интересов на период действия этих целей. Одной из важных целей объединения является получение синергетического эффекта от интеграции ценностей экономических объектов[5,167].

     В зависимости от этапов жизненного цикла  предприятия различают стратегии:

     — ускоренного роста;

     — ограниченного роста;

     — сокращения.

     Реализация  стратегии ускоренного роста  потенциала компании ведет к существенному повышению значений критериев достижения целей над уровнем предыдущего года и предполагает интенсификацию усилий предприятия по завоеванию рынка и расширению своих потенциальных возможностей. Данная стратегия применяется компаниями в динамично развивающихся отраслях с быстро меняющимися технологиями, а также компаниями, ориентирующимися на расширение диверсификации деятельности. Финансовая стратегия в этом случае носит наиболее сложный характер за счет необходимости обеспечения высоких темпов развития финансовой деятельности, ее диверсификации по различным формам, регионам и т. п.

     Стратегия ограниченного роста потенциала компании предполагает сосредоточение и поддержку существующих направлений бизнеса. Для нее характерно установление целей «от достигнутого». Соответственно финансовая стратегия предприятия направлена в первую очередь на эффективное обеспечение воспроизводственных процессов и прироста активов, приводящих к ограниченному росту объемов производства и реализации продукции.

     При выборе стратегии сокращения уровень  преследуемых целей устанавливается  ниже достигнутого в прошлом. Эта стратегия основана на принципе «отсечение лишнего», предусматривающем сокращение объема и ассортимента выпускаемой продукции, уход с отдельных сегментов рынка и т. п. Финансовая стратегия при этом призвана обеспечить эффективное дезинвестирование и высокую маневренность использования высвобождаемого капитала в целях обеспечения дальнейшей финансовой стабилизации предприятия.

     По  функциям финансового менеджмента  различают следующие виды финансовых стратегий:

     — стратегия управления активами - направлена на оптимизацию состава активов с позиций эффективности комплексного их использования, обеспечение ликвидности отдельных видов оборотных активов и ускорение цикла их оборота, выбор эффективных форм и источников их финансирования;

     — стратегия управления капиталом - направлена на обеспечение потребности в капитале для финансирования формируемых активов предприятия, оптимизацию структуры капитала в целях обеспечения наиболее эффективного его использования;

     — стратегия управления инвестициями - предусматривает формирование важнейших направлений инвестиционной деятельности предприятия, оценку инвестиционной привлекательности реальных проектов и финансовых инструментов в целях формирования программы реального инвестирования и портфеля финансовых инвестиций, выбор наиболее эффективных форм финансирования инвестиций;

     — стратегия управления денежными  потоками - заключается в оптимизации денежных потоков предприятия в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности, их синхронизации по объему и во времени по отдельным предстоящим периодам, эффективном использовании остатка временно свободных денежных активов;

     — стратегия управления финансовыми  рисками - предполагает формирование системы  мероприятий по профилактике и минимизации  отдельных видов финансовых рисков;

     — стратегия антикризисного финансового управления - заключается в определении форм и методов использования внутренних механизмов антикризисного финансового управления предприятием, а при необходимости - форм его внешней санации или реорганизации.

     В зависимости от уровня принимаемых  стратегических решений выделяют:

     - корпоративные финансовые стратегии  - предполагают формирование общего  направления финансового развития  предприятия или интегрированной (корпоративной) экономической системы в целом и обоснование решений о финансовом обеспечении бизнес-портфеля хозяйствующего субъекта. Основной целью корпоративной стратегии является выбор тех ориентиров и элементов системы, в которые следует перенаправить финансовые ресурсы и которые позволят получить необходимый уровень эффективности и устойчивости;

     - конкурентные финансовые стратегии  - разрабатываются конкретными хозяйственными  подразделениями предприятия. Их  целью является обеспечение эффективного финансирования бизнес-планов развития отдельных процессов, направлений, подразделений;

     -  функциональные финансовые стратегии - принимаются в интересах отдельных служб предприятия. Каждая функциональная структура (производство, маркетинг, финансы, НИОКР, персонал) планирует свой уровень финансирования и инструментарий управления как способ достижения локальной цели процесса, функции, подразделения.

     Этапы процесса разработки финансовой стратегии:

     1. Определение длительности действия  финансовой стратегии. Главными условиями определения срока действия финансовой стратегии предприятия являются срок, на который разработана корпоративная стратегия, степень достижимости стратегических целей и уровень выделяемых для реализации стратегии ресурсов управления.

     2. Формирование стратегических целей финансовой деятельности предприятия. Главная цель управления финансами - максимизация рыночной стоимости предприятия. Она требует определенной конкретизации с учетом задач и особенностей предстоящего финансового развития предприятия. В качестве целей финансовой деятельности предприятия могут выступать:

     — формирование необходимого уровня финансовых ресурсов для достижения общесистемных целей;

     — обеспечение эффективного использования финансовых ресурсов для различных видов и сфер деятельности предприятия;

     — оптимизация денежного оборота  предприятия;

     — обеспечение эффективного уровня прибыли;

     — формирование оптимальной структуры  капитала и т.д.

     Система стратегических целей должна обеспечивать выбор наиболее эффективных направлений финансовой деятельности, формирование достаточного объема финансовых ресурсов и оптимизацию их состава, приемлемость уровня финансовых рисков в процессе осуществления предстоящей хозяйственной деятельности и т. п.

     3. Анализ финансовой среды функционирования предприятия. В составе общей финансовой среды функционирования предприятия выделяют внешнюю и внутреннюю финансовую среду. Соответственно анализ финансовой среды включает ряд этапов.

     3.1. Анализ факторов внешней финансовой  среды - предполагает изучение экономико-правовых условий финансовой деятельности предприятия и прогноз возможных их изменений в предстоящем периоде, анализ конъюнктуры финансового рынка и факторов, ее определяющих, а также разработку прогноза конъюнктуры в разрезе отдельных сегментов этого рынка, связанных с предстоящей финансовой деятельностью предприятия.

     3.2. Анализ факторов внутренней финансовой  среды предприятия — предполагает  оценку уровня финансового потенциала  предприятия. На этом этапе  необходимо определить — обладает  ли предприятие достаточным потенциалом,  чтобы воспользоваться открывающимися  возможностями, а также выявить, какие внутренние его характеристики ослабляют результативность финансовой деятельности.

     3.3. Комплексная оценка стратегической  финансовой позиции предприятия. Данный этап интегрирует результаты анализа предыдущих этапов анализа и заключается в оценке стратегической финансовой позиции предприятия в пространстве из двух координат: горизонтальной, по которой откладывается значение финансового потенциала, и вертикальной, отражающей состояние финансовой среды (стратегических условий финансовой среды, климата). Произведение потенциала и климата дает основной результат аналитической стадии — значение стратегической финансовой позиции предприятия. Стратегическая финансовая позиция предприятия является всего лишь статической «массой». Ее реальная сила определится лишь при определенном уровне стратегической активности руководства, специалистов и всего персонала.

     4. Уточнение стратегических целей  финансовой деятельности. В зависимости  от значения стратегической финансовой позиции предприятия уточняются стратегические финансовые цели и обосновываются соответствующие стратегические решения.

     5. Формирование портфеля финансовых  стратегий. Реализация данного этапа предполагает следующую последовательность действий.

     5.1. Определение потребности в финансовых ресурсах, исходя из масштабов предстоящей операционной и инвестиционной деятельности предприятия.

     5.2. Определение потребности в собственном  и заемном капитале, условий их  привлечения и стоимости.

     5.3. Формирование бюджета реализации  финансовой стратегии.

     На  этом этапе, исходя из стратегических целей финансовой деятельности предприятия  и его стратегической финансовой позиции, определяются возможные стратегии финансового развития предприятия и формируется портфель альтернативных стратегических подходов к реализации намеченных целей.

     6. Оценка и выбор финансовой  стратегии. Оценка разработанной  финансовой стратегии осуществляется по следующим параметрам:

     — соответствие финансовой политике предприятия;

     — согласованность с корпоративной  стратегией предприятия, предполагаемыми изменениями внешней финансовой среды, внутренним потенциалом предприятия;

     — внутренняя сбалансированность параметров финансовой стратегии;

     — реализуемость финансовой стратегии;

     — экономическая и внеэкономическая эффективность реализации финансовой стратегии.

     Для проведения оценки и выбора оптимального варианта можно использовать эвристические, формализованные и специфические методы принятия эффективных решений. По результатам оценки в разработанную финансовую стратегию вносятся необходимые коррективы, после чего она принимается к реализации.

     7. Формирование обеспечивающих функций  процесса реализации финансовой  стратегии. Данный этап предполагает создание на предприятии необходимых предпосылок для осуществления предусматриваемой финансовой поддержки его корпоративной стратегии и успешного достижения конечных стратегических целей его финансового развития (проведение необходимых организационных изменений, найм/обучение персонала в области управления финансами, стимулирование механизма реализации, обеспечение процесса реализации необходимыми ресурсами и полномочиями, формирование оптимального бюджета реализации стратегии и т. п.).

Информация о работе Финансовая политика организации