Финансовый анализ на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:05, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является комплексное исследование финансового состояния организации.
В ходе работы следует выполнить ряд задач:
анализ ликвидности баланса;
анализ финансовых коэффициентов;
анализ ликвидности и платежеспособности;
диагностика потенциального банкротства;
анализ финансовых результатов и рентабельности деятельности организации;

Содержание

Введение 3
1. Анализ ликвидности баланса 5
2. Анализ финансовых коэффициентов. 11
3. Коэффициенты финансового состояния 13
4. Коэффициенты финансовых результатов деятельности предприятий 17
5. Проведение финансового анализа на предприятии 26
5.1. Оценка динамики состава и структуры имущества предприятия 26
5.2. Анализ собственных оборотных средств предприятия, ликвидности бухгалтерского баланса и финансовой устойчивости 28
Заключение 34
Список используемой литературы 35
Приложение 1 37
Приложение 2 38

Работа состоит из  1 файл

Финансовый_анализ_на_предприятии_(организации)-1.docx

— 289.11 Кб (Скачать документ)

Коэффициенты распределения применяются  в случаях, когда требуется определить  какую часть  тот или иной абсолютный показатель финансового состояния  составляет  от  итога  включающей  его  группы  абсолютных показателей. Коэффициенты распределения и их изменения играют большую роль  в  ходе  анализа  финансового  состояния  в  разделах: «Структура активов», «Структура  пассивов», «Источники  оборотного  капитала».  С помощью  коэффициентов  распределения  проводится  структурный (или вертикальный) анализ.

Коэффициенты  координации  используются  для  выражения  отношений различных  по существу абсолютных показателей  финансового состояния или их линейных комбинаций, имеющих различный  экономический смысл. С помощью  коэффициентов  координации  проводится  анализ  их  изменений  в  динамике (или  горизонтальный  анализ),  а  также  рассчитываются  базисные  и  цепные темпы роста и прироста анализируемых показателей. 10

Анализ финансовых коэффициентов  заключается в сравнении их значений с базисными величинами (трендовый  анализ), а также в изучении их динамики за ряд лет, по кварталам или месяцам в заданном году, за период с даты по дату как нарастающим итогом, так и за конкретный период в отдельности.11 В качестве базисных величин используются усредненные по временному ряду значения показателей данного предприятия, относящиеся к прошлым благоприятным с точки зрения финансового состояния периодам; среднеотраслевые и средние народнохозяйственные значения показателей; значения показателей, рассчитанные по данным отчетности наиболее удачливого конкурента. Для точной и полной характеристики финансового состояния предприятия и тенденций его изменения достаточно сравнительно небольшого количества коэффициентов. Важно лишь, чтобы каждый из этих показателей отражал наиболее существенные стороны финансового состояния.

Система относительных финансовых коэффициентов по экономическому смыслу может быть подразделена на ряд характерных  групп:

  1. Показатели оценки рентабельности предприятия;
  2. Показатели оценки эффективности управления или прибыльности продукции;
  3. Показатели оценки деловой активности или фондоотдачи;
  4. Показатели оценки рыночной устойчивости;
  5. Показатели оценки ликвидности активов баланса как основы платежеспособности.

Каждая группа финансовых коэффициентов отражает определенную сторону финансового состояния предприятия. Сигнальным показателем финансового состояния предприятия является его платежеспособность.

 

 

 

 3. Коэффициенты финансового состояния

Главной  целью  проведения  всесторонней  оценки  является  обеспечение  устойчивой работы  организации  в  конкретных  условиях.  В  современных  экономических  условиях деятельность  каждого  хозяйствующего  субъекта  является  предметом  внимания  обширного круга  участников  рыночных  отношений,  заинтересованных  в  результатах  его функционирования, как внешних  агентов (инвесторов, кредиторов, акционеров, потребителей, производителей,  налоговых  органов),  так  и  внутрихозяйственных  операторов (руководителей организации,  работников  административно-управленческих  и  производственных подразделений). 

Данное  обстоятельство  предопределяет  важность  проведения  оценки  финансового состояния  организации  и  повышает  роль  такой  оценки  в  экономическом  процессе,  что подтверждает актуальность исследуемой проблемы. 

Тем  не  менее  у ученых  и специалистов  нет единого мнения  на  сущность  понятия «финансовое состояние организации». В. В. Ковалев, А. Д. Шеремет, А. В. Бальжинов считают, что финансовое  состояние предприятия является  результатом взаимодействия  всех  элементов системы финансовых отношений предприятия. 12

Под  финансовым  состоянием  также  понимается  способность  предприятия  финансировать  свою  деятельность.  Оно  характеризуется  обеспеченностью  финансовыми ресурсами,  необходимыми  для  нормального  функционирования  предприятия, целесообразностью  их  размещения  и  эффективностью  использования,  финансовыми взаимоотношениями  с другими юридическими и физическими  лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью. 13

Методика  оценки  финансового  состояния  организации –  это  совокупность аналитических процедур, используемых для определения финансово-хозяйственного состояния предприятия. 14

Представим основные коэффициенты финансового состояния:

Таблица 2

Коэффициенты  финансового состояния15

Показатели

Формула расчета показателя

Нормативное значение

Пояснения

Коэффициент автономии

0,4-0,6

Показывает удельный вес собственных средств в общей сумме источников финансирования

Коэффициент капитализации (соотношения 
заемных и собственных средств)

≤ 1,5

Показывает, сколько заемных средств организация привлекла на 1 руб. вложенных в активы  
собственных средств

Коэффициент финансирования

0,7-1,5

показывает, какая часть деятельности финансируется 
за счет собственных средств,  
а какая – за счет заемных

Коэффициент обеспеченности 
собственными источниками финансирования

0,1-0,5

показывает, какая часть оборотных  активов финансируется за счет собственных источников


 

 

 

Продолжение Таблицы 2

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,2-0,7

Показывает, какую часть краткосрочной задолженности организация может погасить в ближайшее время за счет денежных средств

Коэффициент срочной ликвидности

0,7-0,8

Показывает, какая часть краткосрочных обязательств организации  может быть немедленно погашена за счет средств на различных  счетах, в краткосрочных ценных бумагах, а также поступлений по расчетам

Коэффициент текущей ликвидности

1-2

Показывает, какую часть текущих обязательств по кредитам и расчетам можно погасить, мобилизовав все оборотные средства


 

Коэффициент реальной стоимости имущества  производственного назначения (Кип) рассчитывается по формуле:

Кип = (НМА + ОС + СиМ + Жив + ЗНП) / ВБ

где HMA - нематериальные активы; ОС - основные средства; СиМ - сырье, материалы и прочие аналогичные ценности; Жив - животные на выращивании и откорме; ЗНП - затраты в незавершенном производстве, издержках обращения; ВБ - валюта баланса.

Коэффициент отражает долю реальной стоимости имущества производственного назначения в имуществе предприятия.

Рекомендуемое значение - не менее 0,5.

В Российской Федерации для выявления государственных предприятий с неудовлетворительным финансовым состоянием и для выявления признаков банкротства в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве) предприятий определяются следующие три коэффициента и устанавливаются их нормативы:

1. Коэффициент текущей ликвидности  (нормативное значение не менее  2.0);

2.Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (нормативное значение не менее 0.1);

3.Коэффициент утраты платежеспособности и восстановления платежеспособности:

де  Ктл1 и Ктл0 — соответственно фактическое значение коэффициента ликвидности в конце и начале отчетного периода; Ктл норм — нормативное значение коэффициента текущей ликвидности; 6 - период восстановления платежеспособности, мес.; Т — продолжительность отчетного периода, мес.

Если Квп > 1, то у предприятия есть реальная возможность восстановить сво)ю платежеспособность, и наоборот, если Кв п < 1, у предприятия нет реальной возможности восстановить свою платежеспособность в ближайшее время.

Если Куп > 1, то предприятие имеет реальную возможность сохранить свою платежеспособность в течение трех месяцев, и наоборот.16

Таким образом, платежеспособность – это  определенное  финансовое  состояние  предприятия,  при  котором  оно свободно,  в  полном  объеме  отвечает  по  своим  обязательствам.

 

 

 

 

4. Коэффициенты финансовых результатов деятельности предприятий

Финансовые  результаты деятельности предприятия  характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние. Поэтому поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности – одна из основных задач в любой сфере бизнеса. Большое значение в процессе управления финансовыми результатами отводится экономическому анализу прибыльности и рентабельности.

Проблема  эффективности  занимает  ключевое  положение  в  экономической  науке  и практике. Общее  понятие  эффективности  является  достаточно широким  и  употребляется  в  самых  разнообразных  областях.  В  самом  общем  случае  эффективность  есть  отношение полезного эффекта (результата) к затратам на его получение. 

Несмотря  на  то,  что  проблеме  экономической  эффективности  посвящено  большое количество работ, единого  подхода к ее определению нет.

Так,  по  мнению  К.В.  Пивоварова,  производство  всегда  связано  с  определенными затратами.  Сопоставляя  получаемый  эффект  производства  с  ресурсами,  потребляемыми  в процессе  создания  материальных  благ,  получают  качественную  характеристику производства.17

И.Н. Герчикова предлагает считать эффективность относительно реальных издержек производства.  При этом,  она полагает,  что эффективность следует определять  по рентабельности активов, по рентабельности собственного капитала и заемного капитала.18 

А.Д.  Шеремет  и Р.С.  Сайфулин  предлагают  определять  эффективность авансированных  ресурсов  и эффективность потребленных  ресурсов,  а также оборачиваемость и рентабельность средств или их источников.19

Финансовые коэффициенты дают возможность  увидеть изменения в результатах  хозяйственной деятельности и помогают определить тенденции и структуру  таких изменений, что, в свою очередь, может указать руководству организации  на существующие проблемы и возможности  их разрешения.

Коэффициенты рентабельности рассчитываются следующим образом:20

  • рентабельность продаж:

                                     

  • общая рентабельность:

                                                    

  • рентабельность собственного капитала:

                                

  • рентабельность внеоборотных активов:

                      

  • рентабельность основной деятельности:

                               

  • рентабельность перманентного капитала:

                         

При анализе производственно-коммерческой деятельности предприятий целесообразно  рассчитывать и изучать в динамике следующие показатели рентабельности:

  1. Рентабельность издержек , которая показывает, сколько валовой прибыли предприятие имеет на 1 руб. себестоимости проданных товаров, продукции, и определяется отношением валовой прибыли к себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг , т.е.:

                                                                                                 

Рентабельность издержек будет  повышаться, если темпы роста валовой  прибыли  выше темпов роста себестоимости проданной продукции , т.е. , а если наоборот, то рентабельность издержек снижается.

  1. Рентабельность производственной деятельности показывает, сколько прибыли от продаж приходится на 1 руб. затрат на производство реализованной продукции, т.е.:

                                                                            

где - прибыль от продаж, руб.;

       КР- коммерческие расходы, руб.;

       УР- управленческие расходы, руб.

3. Рентабельность продаж, которая  характеризует эффективность предпринимательской  деятельности, показывает, сколько  прибыли имеет предприятие с  1 руб. продаж.

Для анализа рентабельности активов  часто используется мультипликативная  модель, широко известна в экономической  литературе как модель «Дюпон», в  соответствии с которой коэффициент  рентабельности используемых активов  представляет собой произведения коэффициента рентабельности продажи товаров и коэффициента оборачиваемости используемых активов.

Информация о работе Финансовый анализ на предприятии