Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 12:31, курсовая работа
Целью курсовой работы является: исследование теоретических основ и практических аспектов анализа использования финансовых ресурсов некоммерческих предприятий функционирующих в условиях рынка, выявление проблемных моментов и пути их совершенствования.
Введение………………………………………………………………………………4
Глава 1. Теоретические основы финансов некоммерческих организаций…………………………………………………………….….6
1. Концепции финансов некоммерческих организаций ….…..………….….6
2. Принципы и функции финансов некоммерческих организаций …….…12
Глава 2. Экономическая сущность финансов некоммерческих организаций …………………………………………….………………...16
2.1 Понятие некоммерческих организаций ……………..……….…...……...16
2.2 Механизм формирования и использования финансов некоммерческих организаций …………………………..…..………….………..…………..19
2.3 Современные проблемы финансовых источников некоммерческих организаций………………………………………………………………..24
Глава 3. Анализ использования финансовых ресурсов некоммерческих организаций……………………………..………………………..………27
3.1 Анализ использования бюджетных денег………………...……………..27
3.2 Пути совершенствования………………………………………….……...30
Заключение………………...…………………….………………………………....34
Список использованных источников…………………....……………………...36
Приложения…………………………..…….………….………………….………..37
В последнее время в США, Великобритании, Австралии и многих других странах государство тратит огромные средства на программы исследований в области стандартизации деятельности некоммерческих организаций: создаются координационные центры, проводятся симпозиумы и семинары, предоставляются гранты институтам, занимающимся данной проблематикой (примером может служить исследование, проведенное в середине 90-х годов в англоязычных странах, результатом которого стала объемистая монография об особенностях учета в общественных организациях этих стран). Такой интерес к проблемам некоммерческих организаций наблюдается там, где уже в значительной степени сформировалась система законодательного регулирования третьего сектора экономики. [12,36]
Волна
интереса к некоммерческим организациям
и их проблемам постепенно доходит до
России. И это понятно — за последнее время
российский третий сектор экономики из
явления общественной жизни становится
по ряду причин и реальным экономическим
фактором. Во-первых, деятельность некоммерческих
организаций реализуется в социальной
области, где испытывается нехватка средств
государства на осуществление целенаправленных
программ. Во-вторых, в негосударственном
некоммерческом секторе на постоянной
основе занято огромное число российских
граждан, причем значительная их часть
в качестве добровольцев. В-третьих, ряд
некоммерческих организаций для реализации
своих проектов привлекает в Россию средства
международных организаций и зарубежных
фондов.
Некоммерческих организаций можно разделить на два вида: получающие доходы извне (внешние источники финансирования деятельности) и получающие доходы от собственной коммерческой деятельности наряду с целевыми поступлениями из внешних источников.
Некоммерческие
организации, получающие целевые средства
только за счёт внешних источников,
должны их расходовать полностью
и строго в соответствии с указанными
целями. Данная схема имеет следующие
недостатки:
1) невозможно планировать деятельность
организации на длительный период;
2) неравномерное поступление ресурсов;
3) отсутствие финансовой стабильности.
В целом это приводит к мелкомасштабности и кратковременности реализуемых проектов.
Однако в настоящее время этот способ финансирования является преобладающим. При этом НКО развиваются, и правовая система регулирования их деятельности стала более зрелой, что приводит к появлению новых видов деятельности организаций.
Сейчас внимание общественности и государства привлекают организации, использующие модель эндаумента. Эндаумент (в переводе с англ. – вклад, снабжение, взнос) – определённый объём финансовых средств, вкладываемый в некоммерческую организацию на определённых условиях.
Это может быть пожертвование от юридического или физического лица или специально собранный целевой взнос; в то же время образовательная или научная организация либо учреждение культуры может самостоятельно накопить необходимую сумму из разных источников, чтобы сформировать эндаумент. Сформированный эндаумент размещается в финансовых институтах – вкладывается в ценные бумаги для того, чтобы организация могла ежегодно получать проценты и существовать за счёт этого источника. Не затрагивая ранее поступившие ресурсы (фонды). Как правило, проценты с эндаумента направляются на покрытие текущих расходов, что обеспечивает финансовую устойчивость организации, и на реализацию целевых проектов. Дополнительно на целевые программы и проекты организация может привлекать средства из разных источников.
Эта
модель, относящаяся к англо-
Новый
вид финансовой деятельности НКО
требует разработки нормативного регулирования,
построения специальной модели бухгалтерского
учёта, формулирования требований, которые
будут предъявляться к
Вывод: Финансы некоммерческих организаций — это отношения, связанные с формированием и использованием финансовых ресурсов организаций для достижения целей деятельности, предусмотренных в уставе организации.
К источникам формирования финансовых ресурсов, отражающим специфику разных организационно-правовых форм некоммерческих организаций, относятся: взносы учредителей; вступительные, членские и паевые взносы; добровольные взносы и пожертвования; бюджетные ассигнования.
Финансы некоммерческих организаций имеют ряд проблем:
- деятельность некоммерческих организаций реализуется в социальной области, где испытывается нехватка средств государства на осуществление целенаправленных программ
- в негосударственном некоммерческом секторе на постоянной основе занято огромное число российских граждан, причем значительная их часть в качестве добровольцев
-
ряд некоммерческих организаций для реализации
своих проектов привлекает в Россию средства
международных организаций и зарубежных
фондов.
ГЛАВА 3.
АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ
НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
3.1
Анализ использования
бюджетных денег.
Бюджетные учреждения занимают ведущее место в системе некоммерческих организаций. Они создавались и создаются органами государственной власти и муниципальных образований для выполнения социально-культурных, научно-исследовательских, управленческих и иных функций не коммерческого характера. Их деятельность финансируется из соответствующего бюджета или бюджетов государственных внебюджетных фондов, на основе ежегодно утверждаемых им смет доходов и расходов.
К бюджетным организациям относятся учреждения образования, культуры, здравоохранения, организации государственного управления, военно-промышленного комплекса и армии.
Обязательным условием отнесения организации к разряду бюджетной является бюджетное финансирование по смете и ведение бухгалтерского учета по бюджетному плану счетов и в порядке, предусмотренном инструкцией №107н. [5,36]
Бюджетные учреждения ведут самую разную деятельность: воспитывают и учат детей, лечат людей, создают кино, занимаются концертной деятельностью, обеспечивают сохранность архивных документов и многое другое. Однако кроме этой деятельности, которая осуществляется за счет государственных средств, практически все бюджетные учреждения занимаются деятельностью, приносящей им доход помимо бюджетного финансирования.
Можно утверждать, что бюджетные организации отвечают, во-первых, базовому признаку некоммерческих организаций — основная деятельность их не преследует цели получения прибыли. Во-вторых, отсутствие распределения полученной прибыли между участниками достаточно очевидно и следует из сказанного. Бюджетные организации финансируются учредившим их собственником (РФ, субъектом РФ либо органом местного самоуправления) из соответствующего бюджета. Прибыль, полученная организацией, используется на достижение целей, определенных собственником, установленных изначально учредительными документами, и, таким образом, это не может быть простым дележом между участниками хозяйственной деятельности.
Финансы организаций – совокупность экономико-денежных отношений, связанных с созданием, распределением и использованием фонда денежных средств в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг). В основе финансовых отношений бюджетной организации лежат отношения по поводу движения денежных средств между различными участниками общественного производства.
Основные денежные отношения, возникающие в бюджетной организации:
1.
Денежные отношения внутри
2.
Денежные отношения с
наиболее развитые отношение в бюджетных организациях, связанные с перераспределением доходов бюджетов, средств различных спец. фондов, а так же с финансированием в порядке перераспределения средств от главных распорядителей федерального бюджета.
3.
Денежные отношения со
4. Денежные отношения между Центральным банком РФ (по получению средств соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда) и между коммерческими банками (по получению кредитных ресурсов, уплатой процентов, оплатой банковских услуг).
5. Денежные отношения с другими хозяйствующими субъектами - денежные отношения с покупателями, поставщиками, транспортными организациями, телеграфом, со строительно-монтажными организациями, связанная с расчетами с клиентами, но по объему платежей – это самая большая группа денежных отношений. Эта группа наиболее важна, потому что в ней идет формирование живых денег. При взаимодействии коммерческих предприятий создается национальный доход и выручка от реализации продукции, поступающая в распоряжение предприятия. А бюджетные организации и большинстве своем осуществляют управленческие, социально-культурные, научно-технические и иные функции некоммерческого характера. Хотя некоторые бюджетные организации и в праве заниматься и определенными видами коммерческой деятельности, однако, их вклад в национальный доход незначителен.
6.
Денежные отношения с бюджетом
по поводу уплаты налогов на прибыль
от предпринимательской деятельности
бюджетными организациями. [4,36]
Основные функции финансов бюджетных организаций:
1. Распределительная
2. Контрольная
Распределение
– связующее звено между
Контроль
осуществляется на всех стадиях использования
фондов. Особое место занимает контроль
за целевым расходованием средств фондов
Казначейством, счетной палатой, контрольно-реквизиционными
комиссиями, органами налоговой инспекции
(контролируют своевременность и полноту
налоговых выплат), налоговая полиция.
Кроме государственных служб контроля
существуют ведомственные (осуществляют
контрольно-реквизиционное управление),
независимые (аудиторские фирмы), внутренние
(бухгалтера и другие внутренние лица).
Бюджетные учреждения могут иметь средства не только в виде бюджетных ассигнований, но и за счет внебюджетных поступлений. Последние разделяются на подгруппы:
— целевые средства и безвозмездные поступления;
— средства, поступившие во временное распоряжение учреждения;