Финансы предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 20:12, курсовая работа

Описание

Прежде, чем говорить о доходах государственного бюджета Российской Федерации необходимо определить, что, собственно, представляет собой бюджет государства. В самом общем виде им является план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона. В любой стране государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их действии. Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 56.47 Кб (Скачать документ)

 

 

1.ВВЕДЕНИЕ

Прежде, чем говорить о  доходах государственного бюджета  Российской Федерации необходимо определить, что, собственно, представляет собой  бюджет государства. В самом общем  виде им является план доходов и  расходов государства на текущий  год, составленный в форме баланса  и имеющий силу закона. В любой  стране государственный бюджет - ведущее  звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их действии. Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет можно  выделить в отдельную экономическую  категорию, отражающую денежные отношения  государства с юридическими и  физическими лицами по поводу перераспределения  национального дохода в связи  с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.

Цель курсовой работы заключается  в том, чтобы рассмотреть и  исследовать вопрос касающийся доходов  государственного бюджета Российской Федерации. Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие  задачи: раскрытие сущности доходов  госбюджета; роль госбюджета в распределении  и перераспределении национального  дохода; раскрытие сущности, роли и  функций налогов; а так же рассмотрение неналоговых доходов.

 

 

 

2.НЕОБХОДИМОСТЬ И СУЩНОСТЬ  ДОХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ БЮДЖЕТОВ

 

Под государственными доходами понимается система экономических  отношений, в процессе которых образуется совокупность средств, поступающих в собственность государства для создания материальной базы его функционирования.  
Доходы - сложная экономическая категория, которая действует в тесном взаимодействии и финансами. Доход это результат определенной деятельности, связанной с затратами средств. 
Доходы являются результатом производства, коммерческой, посреднической, иной целенаправленной деятельности и возникают на стадии распределения вновь созданного продукта и услуг.  
В результате распределения валового общественного продукта образуются первичные доходы государства, отдельных предприятий, хозяйственных организаций и населения. Формирование государственных доходов осуществляется при самом активном участии государства: оно устанавливает долю чистого дохода общества, централизуемую в бюджете и оставляемую хозяйствующим субъектам, а также концентрирует часть личных доходов населения и другие средства общества. Государственные доходы имеют своим источником национальной доход, а финансовые ресурсы мобилизуются при распределении и перераспределении всей суммы валового общественного продукта. Покрытие государственных расходов обеспечивается совокупностью всех финансовых ресурсов государства. Разное содержание имеют понятия «государственные доходы» и «доходы государственного бюджета», последние являются составной частью государственных доходов, кроме того, в государственные доходы входит весь валовой доход государственных предприятий и организаций, а в доходы государственного бюджета - только часть чистого в бюджет. 

Государственный бюджет является основной формой планомерного образования и использования централизованного фонда денежных средств, направляемых на обеспечение расширенного воспроизводства, удовлетворение общественных потребностей и социальную защиту населения.В системе финансов госбюджет занимает ведущее место и является важнейшим орудием распределения и перераспределения национального дохода.Сущность и роль госбюджета определяются способом производства, функциями государства.

Сущность госбюджета раскрывается наиболее полно в 3-х направлениях:

Бюджет - это основной финансовый план государства. Бюджет - самый крупный централизованный денежный фонд страны. Бюджет является выражением экономических денежных распределительных отношений, т. е. он является частью системы финансов, представляет собой централизованные финансы.

В системе финансовых отношений  бюджет играет ведущую роль. При  помощи бюджета государство активно воздействует на формирование и использование других финансовых планов, обеспечивается их взаимная увязка. Достигается соответствие и движение материальных и денежных ресурсов в масштабе всей страны, в ходе проверки финансовых планов появляются дополнительные резервы для роста доходов бюджета и экономии расходов, для наиболее эффективного ведения хозяйства.

Госбюджет тесно связан с  планом экономического и социального  развития страны, финансовыми планами  отраслей, государственным страхованием, фондами социального обеспечения  и страхования, балансом денежных доходов и расходов населения, кредитным и кассовым планами Центрального банка.

Доходы и расходы бюджета  планируются в зависимости от показателей экономического и социального развития как всей страны, так и ее отдельных регионов.

В процессе бюджетного прогнозирования  и накопления бюджета ведется  систематический финансовый контроль за деятельностью предприятий, учреждений и за соблюдением ими режима экономии, выявляются резервы роста производительности труда, повышения эффективности производства.

Значительная часть доходов  населения - зарплата работников непроизводственной сферы, пенсии, пособия, стипендии - выплачивается за счет бюджета наличными деньгами. Отсюда связь с кассовым планом Центрального банка, балансом денежных доходов и расходов населения.

Государственный фонд по выплатам пенсий тесно связан с госбюджетом, а также с фондом социального  страхования. Основная масса доходов  этих фондов образуется за счет отчислений из госбюджета страны

По мере развития общества возрастает роль госбюджета в распределении  общественного продукта и национального  дохода.

Бюджетное финансирование имеет  целевой характер. При помощи бюджета  обеспечиваются потребности производства и непроизводственных сфер, устанавливаются правильные пропорции в развитии экономики, отдельных экономических районов и регионов, отдельных отраслей хозяйства.

Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, обеспечивающим образование, распределение и использование  централизованного фонда денежных средств как обязательного условия  функционирования любого государства.

Государственный бюджет обеспечивает для органов государственного управления возможность выполнения ими своих  функций, включая воздействие на функционирование рынков товаров и услуг, финансовых рынков и распределение доходов в секторах экономики. Бюджет является инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения государственной внутренней и внешней политики. С помощью бюджета осуществляется межсекторальное, межотраслевое и межтерриториальное перераспределение ВВП, государственное регулирование и стимулирование экономики, финансирование социальной политики с учетом долгосрочных интересов страны.

Именно с помощью бюджета  государство имеет возможность  сосредоточивать финансовые ресурсы  на решающих участках социального и  экономического развития, с помощью  бюджета происходит перераспределение  национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового  и многоуровневого перераспределения  средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях  экономики, бюджет дает четкую картину  того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы  от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства  объему его потребностей.

Таким образом, в бюджете  отражаются финансовые взаимоотношения  государства с плательщиками  налоговых и неналоговых средств  в бюджет и получателями бюджетных  средств, т.е. взаимоотношения государства  с населением и хозяйствующими субъектами по поводу формирования и расходования бюджетных средств. Аккумуляция  средств в бюджете позволяет  государству осуществлять социальные программы, направленные на развитие культуры, здравоохранения, образования, поддержку  семей с низкими доходами, решение  жилищной проблемы. Централизуя и  распределяя денежные ресурсы, государство  получает возможность корректировать действие саморегулирующего рыночного  механизма. Средства, мобилизуемые через государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды, применяются для расходов на общегосударственные нужды, которые не могут быть удовлетворены за счет частного предпринимательства. К ним, в частности, относятся государственное управление, общественная безопасность граждан, социальные программы, экология, оборона. Перераспределение ресурсов между секторами экономики, отраслями, социальными группами и территориями является важным рычагом реструктуризации экономики, реализации целевых и научно-технических программ.

Следовательно, при правильном подходе бюджет объективно может  быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может  реально влиять на рост экономики  и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической  базы общественного производства. Но здесь важно подчеркнуть, что  проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и  контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит  свое выражение в создаваемом  государством бюджетном механизме, который является конкретным выражением бюджетной политики, отражающим нацеленность бюджетных отношений на решение  экономических и социальных задач.

К началу реформ середины 80-х  годов более чем 90% Государственного бюджета Советского Союза, как и  его отдельных республик формировалось  за счет поступлений от народного  хозяйства. Налоги с населения (прямые) занимали незначительный удельный вес, примерно 7–8% всех поступлений бюджета.

В  связи с экономическими реформами в России в 90-е годы XX века, приведшие к ломке отношений  собственности, в частности к  никем не контролируемой и не регулируемой приватизацией государственного имущества  и национальных природных ресурсов, открыли шлюзы для неограниченного роста социального неравенства. Разрыв в доходах между богатыми и бедными достиг невиданных размеров. Первопричина неэффективности госрегулирования по обеспечению оптимального и справедливого распределения доходов в современной России кроется в проводимой государством налоговой политике. Создание новой налоговой системы в условиях рыночных отношений и перестройка механизмов перераспределения доходов в пользу богатых (олигархов) создали множество экономических и социальных проблем, наиболее острой из которых, как отмечалось выше, является чрезмерное социальное расслоение общества.

Подводя итог, необходимо обозначить, что доходы государственного бюджета выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования основного общегосударственного фонда денежных средств, и формой проявления этих отношений выступают различные виды платежей организаций и населения в бюджет. Средства органов государственного управления, состоят из общих доходов и полученных официальных трансфертов, в свою очередь общие доходы состоят из текущих доходов и доходов от операций с капиталом, текущие же доходы образуются за счет налогов и текущих неналоговых поступлений. Так же в данной главе мы показали роль бюджета в распределении и перераспределении национального дохода, так с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности.

 

3.СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГОВ

Налоги являются необходимым  звеном экономических отношений  в обществе с момента возникновения  государства. Развитие и изменение  форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – это основная форма дохода государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно – технического прогресса. Кроме того, налоговая система призвана реально влиять на укрепление рыночных отношений. Способствовать развитию предпринимательства, стимулировать производство и одновременно служить барьером на пути социального обнищания низко оплачиваемых слоев населения.

Налог представляет собой  обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.Существуют различные классификации налогов. Наиболее существенное значение для современной теории и практики налогообложения имеет классификация налогов по способу взимания на прямые и косвенные.

Прямые налоги – это  налоги взимаемые государством непосредственно  с доходов или имущества налогоплательщика, например, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на имущество.

Налог на прибыль —  налог, взимаемый с прибыли организации (предприятия, банка, страховой компании и т. д.). Прибыль для целей данного налога, как правило, определяется как доход от деятельности компании за минусом суммы установленных вычетов и скидок.

К вычетам относятся: 

  • производственные, коммерческие, транспортные издержки;
  • проценты по задолженности;
  • расходы на рекламу и представительство.

Прямые налоги подразделяют на реальные и личные. Реальные налоги уплачиваются с отдельных видов  имущества, товаров или деятельности независимо от финансового положения  налогоплательщика. Личные налоги учитывают  финансовое положение налогоплательщика  и взимаются у источника дохода или по декларации.

Косвенные налоги взимаются  в виде надбавки к цене товара, с  оборота реализации товара, работ  и услуг. К ним относятся акцизы, НДС, таможенные пошлины. Универсальным  косвенным налогом является налог  на добавленную стоимость, облагаются все товары, работы и услуги.

Информация о работе Финансы предприятия