Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 20:12, курсовая работа
Прежде, чем говорить о доходах государственного бюджета Российской Федерации необходимо определить, что, собственно, представляет собой бюджет государства. В самом общем виде им является план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона. В любой стране государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их действии. Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.
1.ВВЕДЕНИЕ
Прежде, чем говорить о доходах государственного бюджета Российской Федерации необходимо определить, что, собственно, представляет собой бюджет государства. В самом общем виде им является план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона. В любой стране государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их действии. Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.
Цель курсовой работы заключается
в том, чтобы рассмотреть и
исследовать вопрос касающийся доходов
государственного бюджета Российской
Федерации. Исходя из поставленной цели,
можно сформулировать следующие
задачи: раскрытие сущности доходов
госбюджета; роль госбюджета в распределении
и перераспределении
2.НЕОБХОДИМОСТЬ И СУЩНОСТЬ
ДОХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
Под государственными доходами
понимается система экономических
отношений, в процессе которых образуется
совокупность средств, поступающих в собственность
государства для создания материальной
базы его функционирования.
Доходы - сложная экономическая
категория, которая действует в тесном
взаимодействии и финансами. Доход это
результат определенной деятельности,
связанной с затратами средств.
Доходы являются результатом
производства, коммерческой, посреднической,
иной целенаправленной деятельности и
возникают на стадии распределения вновь
созданного продукта и услуг.
В результате распределения
валового общественного продукта образуются
первичные доходы государства, отдельных
предприятий, хозяйственных организаций
и населения. Формирование государственных
доходов осуществляется при самом активном
участии государства: оно устанавливает
долю чистого дохода общества, централизуемую
в бюджете и оставляемую хозяйствующим
субъектам, а также концентрирует часть
личных доходов населения и другие средства
общества. Государственные доходы имеют
своим источником национальной доход,
а финансовые ресурсы мобилизуются при
распределении и перераспределении всей
суммы валового общественного продукта.
Покрытие государственных расходов обеспечивается
совокупностью всех финансовых ресурсов
государства. Разное содержание имеют
понятия «государственные доходы» и «доходы
государственного бюджета», последние
являются составной частью государственных
доходов, кроме того, в государственные
доходы входит весь валовой доход государственных
предприятий и организаций, а в доходы
государственного бюджета - только часть
чистого в бюджет.
Государственный бюджет является основной формой планомерного образования и использования централизованного фонда денежных средств, направляемых на обеспечение расширенного воспроизводства, удовлетворение общественных потребностей и социальную защиту населения.В системе финансов госбюджет занимает ведущее место и является важнейшим орудием распределения и перераспределения национального дохода.Сущность и роль госбюджета определяются способом производства, функциями государства.
Сущность госбюджета раскрывается наиболее полно в 3-х направлениях:
Бюджет - это основной финансовый план государства. Бюджет - самый крупный централизованный денежный фонд страны. Бюджет является выражением экономических денежных распределительных отношений, т. е. он является частью системы финансов, представляет собой централизованные финансы.
В системе финансовых отношений бюджет играет ведущую роль. При помощи бюджета государство активно воздействует на формирование и использование других финансовых планов, обеспечивается их взаимная увязка. Достигается соответствие и движение материальных и денежных ресурсов в масштабе всей страны, в ходе проверки финансовых планов появляются дополнительные резервы для роста доходов бюджета и экономии расходов, для наиболее эффективного ведения хозяйства.
Госбюджет тесно связан с
планом экономического и социального
развития страны, финансовыми планами
отраслей, государственным страхованием,
фондами социального
Доходы и расходы бюджета планируются в зависимости от показателей экономического и социального развития как всей страны, так и ее отдельных регионов.
В процессе бюджетного прогнозирования и накопления бюджета ведется систематический финансовый контроль за деятельностью предприятий, учреждений и за соблюдением ими режима экономии, выявляются резервы роста производительности труда, повышения эффективности производства.
Значительная часть доходов населения - зарплата работников непроизводственной сферы, пенсии, пособия, стипендии - выплачивается за счет бюджета наличными деньгами. Отсюда связь с кассовым планом Центрального банка, балансом денежных доходов и расходов населения.
Государственный фонд по выплатам пенсий тесно связан с госбюджетом, а также с фондом социального страхования. Основная масса доходов этих фондов образуется за счет отчислений из госбюджета страны
По мере развития общества возрастает роль госбюджета в распределении общественного продукта и национального дохода.
Бюджетное финансирование имеет целевой характер. При помощи бюджета обеспечиваются потребности производства и непроизводственных сфер, устанавливаются правильные пропорции в развитии экономики, отдельных экономических районов и регионов, отдельных отраслей хозяйства.
Государственный бюджет является
основным финансовым планом страны, обеспечивающим
образование, распределение и использование
централизованного фонда
Государственный бюджет обеспечивает для органов государственного управления возможность выполнения ими своих функций, включая воздействие на функционирование рынков товаров и услуг, финансовых рынков и распределение доходов в секторах экономики. Бюджет является инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения государственной внутренней и внешней политики. С помощью бюджета осуществляется межсекторальное, межотраслевое и межтерриториальное перераспределение ВВП, государственное регулирование и стимулирование экономики, финансирование социальной политики с учетом долгосрочных интересов страны.
Именно с помощью бюджета
государство имеет возможность
сосредоточивать финансовые ресурсы
на решающих участках социального и
экономического развития, с помощью
бюджета происходит перераспределение
национального дохода между отраслями,
территориями, сферами общественной
деятельности. Ни одно из звеньев финансов
не осуществляет такого многовидового
и многоуровневого
Таким образом, в бюджете
отражаются финансовые взаимоотношения
государства с плательщиками
налоговых и неналоговых
Следовательно, при правильном
подходе бюджет объективно может
быть не просто средством государственного
экономического регулирования, он может
реально влиять на рост экономики
и социальной сферы, ускорение темпов
научно-технического прогресса, обновление
и совершенствование
К началу реформ середины 80-х
годов более чем 90% Государственного
бюджета Советского Союза, как и
его отдельных республик
В связи с экономическими
реформами в России в 90-е годы
XX века, приведшие к ломке отношений
собственности, в частности к
никем не контролируемой и не регулируемой
приватизацией государственного имущества
и национальных природных ресурсов,
открыли шлюзы для
Подводя итог, необходимо обозначить, что доходы государственного бюджета выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования основного общегосударственного фонда денежных средств, и формой проявления этих отношений выступают различные виды платежей организаций и населения в бюджет. Средства органов государственного управления, состоят из общих доходов и полученных официальных трансфертов, в свою очередь общие доходы состоят из текущих доходов и доходов от операций с капиталом, текущие же доходы образуются за счет налогов и текущих неналоговых поступлений. Так же в данной главе мы показали роль бюджета в распределении и перераспределении национального дохода, так с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности.
3.СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГОВ
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – это основная форма дохода государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно – технического прогресса. Кроме того, налоговая система призвана реально влиять на укрепление рыночных отношений. Способствовать развитию предпринимательства, стимулировать производство и одновременно служить барьером на пути социального обнищания низко оплачиваемых слоев населения.
Налог представляет собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.Существуют различные классификации налогов. Наиболее существенное значение для современной теории и практики налогообложения имеет классификация налогов по способу взимания на прямые и косвенные.
Прямые налоги – это
налоги взимаемые государством непосредственно
с доходов или имущества
Налог на прибыль — налог, взимаемый с прибыли организации (предприятия, банка, страховой компании и т. д.). Прибыль для целей данного налога, как правило, определяется как доход от деятельности компании за минусом суммы установленных вычетов и скидок.
К вычетам относятся:
Прямые налоги подразделяют на реальные и личные. Реальные налоги уплачиваются с отдельных видов имущества, товаров или деятельности независимо от финансового положения налогоплательщика. Личные налоги учитывают финансовое положение налогоплательщика и взимаются у источника дохода или по декларации.
Косвенные налоги взимаются в виде надбавки к цене товара, с оборота реализации товара, работ и услуг. К ним относятся акцизы, НДС, таможенные пошлины. Универсальным косвенным налогом является налог на добавленную стоимость, облагаются все товары, работы и услуги.