Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 20:12, курсовая работа
Прежде, чем говорить о доходах государственного бюджета Российской Федерации необходимо определить, что, собственно, представляет собой бюджет государства. В самом общем виде им является план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона. В любой стране государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их действии. Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.
Налог на добавленную стоимость (НДС) — косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части добавленной стоимости, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.
Индивидуальными акцизами
облагаются отдельные виды
Прямые налоги позволяют
более точно учесть объект налогообложения
конкретного субъекта, но связаны
с большой дополнительной работой
фискальных органов, возможностями
уклонения от налогов. Косвенные
налоги, напротив, не учитывают реальные
возможности отдельных
В бюджет Российской Федерации в январе-ноябре 2011 года поступило 8 788,1 млрд. рублей, что на 26,9% больше, чем в январе-ноябре 2010 года.Формирование всех доходов в январе-ноябре 2011 года на 82% обеспечено за счет поступления налога на прибыль – 24%, НДПИ – 21%, НДФЛ - 19% и НДС - 18%. В январе-ноябре 2010 года доля указанных налогов составляла 80%.
Динамика поступлений основных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-ноябре 2010–2011 гг. приведена на следующем графике.
Таблица 1.
Поступления налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-ноябре 2011 года составили 2 188,0 млрд. рублей, что на 31,9% больше, чем в январе-ноябре 2010 года. Из общей суммы января-ноября 2011 года поступления в федеральный бюджет составили 311,8 млрд. рублей (15%), в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации – 1 806,2 млрд. рублей (85%). В январе-ноябре 2010 года указанное соотношение составляло 14% и 86% соответственно.
Налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в федеральный бюджет в январе-ноябре 2011 года поступило 1 547,4 млрд. рублей, что на 29,4% больше, чем в январе-ноябре 2010 года.
Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в федеральный бюджет в январе-ноябре 2011 года поступило 83,1 млрд. рублей, или в 1,7 раза больше, чем в январе-ноябре 2010 года, что связано с администрированием ФНС России с 01.07.2010 НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Казахстан.
Поступления по сводной группе акцизов в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-ноябре 2011 года составили 551,7 млрд. рублей, или на 36,9% больше, чем в январе-ноябре 2010 года.
Из общей суммы января-ноября 2011 года поступления в федеральный бюджет составили 211,6 млрд. рублей (38%), в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации – 340,1 млрд. рублей (62%).
Налога на добычу полезных ископаемых в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-ноябре 2011 года поступило 1 857,4 млрд. рублей, или на 45,9% больше, чем в январе-ноябре 2010 года, что обусловлено ростом цены на нефть (с 76,0$ в декабре 2009 года – октябре 2010 года до 107,8$ в декабре 2010 года – октябре 2011 года, или на 41,8%).
Имущественных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-ноябре 2011 года поступило 659,9 млрд. рублей, что на 8,2% больше, чем в январе-ноябре 2010 года. (Рис. 3)
Незначительный рост имущественных налогов в январе-ноябре 2011 года обусловлен снижением поступлений налога на имущество физических лиц в связи с изменением сроков его уплаты.
Налога на имущество физических лиц в январе-ноябре 2011 года поступило 4,5 млрд. рублей, или в 3,1 раза меньше, чем в январе-ноябре 2010 года.
Снижение поступлений обусловлено изменением с 01.01.2011 срока уплаты налога на имущество физических лиц. Поступления налога на имущество физических лиц в январе-ноябре 2011 года в основном являются переходящими платежами по итогам перерасчетов налоговых обязательств за 2010 год. Поступления налога за 2011 год будут производиться не позднее 1 ноября 2012 года.
Налога на имущество организаций в январе-ноябре 2011 года поступило 459,8 млрд. рублей (70% общей суммы поступлений имущественных налогов), или на 11,0% больше, чем в январе-ноябре 2010 года.
Транспортного налога в январе-ноябре 2011 года поступило 79,2 млрд. рублей (12% общей суммы поступлений имущественных налогов), что на 9,7% больше, чем в январе-ноябре 2010 года.
Поступления земельного налога в январе-ноябре 2011 года составили 116,3 млрд. рублей (18% всех поступлений имущественных налогов) и выросли относительно января-ноября 2010 года на 6,3%.
Поступления администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет в январе-ноябре 2011 года составили 4 028,5 млрд. рублей, что на 39,6% больше, чем в январе-ноябре 2010 года.
В общей сумме администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета поступления налога на добычу полезных ископаемых составили 45%, НДС - 38% и налога на прибыль – 8%.
. В консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации в январе-ноябре 2011 года поступления составили 4 759,6 млрд. рублей, что на 17,8% больше, чем в январе-ноябре 2010 года.
Формирование доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в январе-ноябре 2011 года на 88% обеспечили налог на прибыль - 38%, НДФЛ - 36% и имущественные налоги - 14%. По сравнению с январем-ноябрем 2010 года доля указанных налогов выросла на 1 процентный пункт.
Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. Механизмы налоговой политики, в том числе администрирования налогов и сборов, должны предусматривать упрощение налоговой системы, снижение издержек налогоплательщиков, связанных с исполнением налогового законодательства.
4.НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ
Неналоговые доходы, равно как и налоговые устанавливаются органами представительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Перечень неналоговых доходов един для бюджетов всех уровней и устанавливается законом о бюджетной классификации. Виды неналоговых доходов определяются Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Основным источником неналоговых доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ являются доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
В рассматриваемой группе неналоговых доходов учитываются:
· средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
· средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;
· средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление;
· плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;
· доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям;
· часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
· другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности, закрепляется за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (ст. 214, 215, 294, 296 ГК РФ). Причем доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, включаются в состав доходов соответствующих бюджетов после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Порядок учета доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, может быть определен в нормативных правовых актах подзаконного характера.
Доходы
от продажи имущества, находящегося
в государственной или
Доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, для бюджетных учреждений являются внебюджетными средствами. В условиях современного российского рынка, когда налицо существование экономической нестабильности, дефицит бюджета и недостаточное бюджетное финансирование, для всех бюджетных организаций значительно большую роль играют внебюджетные средства, которые становятся для них дополнительными по отношению к выделяемым из бюджета средствам. Доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.
Штрафы, как правило, подлежат зачислению в доходы местных бюджетов по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа. Суммы конфискаций, компенсаций и иные средства, в принудительном порядке изымаемые в доход государства, зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с законодательством и решениями судов.
Таким образом, в трактовке Бюджетного кодекса РФ неналоговые доходы представлены доходами от собственности и внебюджетными источниками государственных и муниципальных предприятий. В таком случае законодательно фактически ни к какой конкретной группе доходов бюджета не отнесены два крупнейших доходных источника: доходы от внешнеэкономической деятельности и платежи при пользовании природными ресурсами. Вместе с тем согласно бюджетной классификации доходов бюджетов в состав доходов включены кроме налоговых и перечисленных неналоговых доходов доходы от внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и платежи при пользовании природными ресурсами. С учетом наличия в составе неналоговых доходов бюджетов статьи "иные неналоговые доходы" (ст. 41 БК РФ), можно заключить, что именно таковыми и выступают названные виды доходов. Однако, по мнению многих ученых, относить такой объемный по поступлениям в бюджет источник доходов к "иным" не представляется правильным.
Неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются в соответствии со статьями 41 - 43, 46 Бюджетного Кодекса, в том числе за счет:
· части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами Российской Федерации, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, - в размерах, устанавливаемых законами субъектов Российской Федерации;
· платежей за пользование лесным фондом в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, - по нормативу 100 процентов;
· сборов за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов.
· платы за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 40 процентов;
К неналоговым доходам бюджетов субъектов относятся:
1)
доходы от использования
-средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной собственности области;
-средства,
получаемые в виде процентов
по остаткам бюджетных средств
на счетах в кредитных
-средства,
получаемые от передачи
-плата
за пользование бюджетными
-доходы
в виде прибыли, приходящейся
на доли в уставных (складочных)
капиталах хозяйственных
-другие
предусмотренные
2) часть прибыли (дохода) государственных унитарных предприятий области, остающаяся в их распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых законом области об областном бюджете;
3)
доходы бюджетного учреждения, полученные
от предпринимательской и иной
деятельности, приносящей доход,
после уплаты налогов и сборов,
предусмотренных
4)
доходы от платных услуг,