Финансы предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 20:12, курсовая работа

Описание

Прежде, чем говорить о доходах государственного бюджета Российской Федерации необходимо определить, что, собственно, представляет собой бюджет государства. В самом общем виде им является план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона. В любой стране государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их действии. Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 56.47 Кб (Скачать документ)

Налог на добавленную стоимость (НДС) — косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части добавленной стоимости, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации. 

 Индивидуальными акцизами  облагаются отдельные виды товаров,  услуг или обороты на определенной  стадии воспроизводства. Таможенные  пошлины – косвенные налоги, применяемые  во внешнеэкономической деятельности.

Прямые налоги позволяют  более точно учесть объект налогообложения  конкретного субъекта, но связаны  с большой дополнительной работой  фискальных органов, возможностями  уклонения от налогов. Косвенные  налоги, напротив, не учитывают реальные возможности отдельных экономических  субъектов непосредственно, действующая  связь имеет косвенный характер.

В бюджет Российской Федерации  в январе-ноябре 2011 года поступило 8 788,1 млрд. рублей, что на 26,9% больше, чем в январе-ноябре 2010 года.Формирование всех доходов в январе-ноябре 2011 года на 82% обеспечено за счет поступления налога на прибыль – 24%, НДПИ – 21%, НДФЛ - 19% и НДС - 18%. В январе-ноябре 2010 года доля указанных налогов составляла 80%.

Динамика поступлений  основных налогов в консолидированный  бюджет Российской Федерации в январе-ноябре 2010–2011 гг. приведена на следующем графике.

 

Таблица 1.

Поступления налога на прибыль  организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-ноябре 2011 года составили 2 188,0 млрд. рублей, что на 31,9% больше, чем в январе-ноябре 2010 года. Из общей суммы января-ноября 2011 года поступления в федеральный бюджет составили 311,8 млрд. рублей (15%), в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации – 1 806,2 млрд. рублей (85%). В январе-ноябре 2010 года указанное соотношение составляло 14% и 86% соответственно.

Налога на добавленную  стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в федеральный бюджет в январе-ноябре 2011 года поступило 1 547,4 млрд. рублей, что на 29,4% больше, чем в январе-ноябре 2010 года.

Налога на добавленную  стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в федеральный бюджет в январе-ноябре 2011 года поступило 83,1 млрд. рублей, или в 1,7 раза больше, чем в январе-ноябре 2010 года, что связано с администрированием ФНС России с 01.07.2010 НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Казахстан.

Поступления по сводной группе акцизов в консолидированный  бюджет Российской Федерации в январе-ноябре 2011 года составили 551,7 млрд. рублей, или на 36,9% больше, чем в январе-ноябре 2010 года.

Из общей суммы  января-ноября 2011 года поступления в федеральный бюджет составили 211,6 млрд. рублей (38%), в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации – 340,1 млрд. рублей (62%).

Налога на добычу полезных ископаемых в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-ноябре 2011 года поступило 1 857,4 млрд. рублей, или на 45,9% больше, чем в январе-ноябре 2010 года, что обусловлено ростом цены на нефть (с 76,0$ в декабре 2009 года – октябре 2010 года до 107,8$ в декабре 2010 года – октябре 2011 года, или на 41,8%).

Имущественных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-ноябре 2011 года поступило 659,9 млрд. рублей, что на 8,2% больше, чем в январе-ноябре 2010 года. (Рис. 3)

Незначительный рост имущественных  налогов в январе-ноябре 2011 года обусловлен снижением поступлений  налога на имущество физических лиц  в связи с изменением сроков его  уплаты.

Налога на имущество физических лиц в январе-ноябре 2011 года поступило 4,5 млрд. рублей, или в 3,1 раза меньше, чем в январе-ноябре 2010 года.

Снижение поступлений  обусловлено изменением с 01.01.2011 срока  уплаты налога на имущество физических лиц. Поступления налога на имущество физических лиц в январе-ноябре 2011 года в основном являются переходящими платежами по итогам  перерасчетов налоговых обязательств за 2010 год. Поступления налога за 2011 год будут производиться не позднее 1 ноября 2012 года.

Налога на имущество организаций  в январе-ноябре 2011 года поступило 459,8 млрд. рублей (70% общей суммы поступлений  имущественных налогов), или на 11,0% больше, чем в январе-ноябре 2010 года.

Транспортного налога в январе-ноябре 2011 года поступило 79,2 млрд. рублей (12% общей суммы поступлений имущественных налогов), что на 9,7% больше, чем в январе-ноябре 2010 года.

Поступления земельного налога в январе-ноябре 2011 года составили 116,3 млрд. рублей (18% всех поступлений имущественных  налогов) и выросли относительно января-ноября 2010 года на 6,3%.

Поступления администрируемых ФНС России доходов в федеральный  бюджет в январе-ноябре 2011 года составили 4 028,5 млрд. рублей, что на 39,6% больше, чем в январе-ноябре 2010 года.

В общей сумме администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета поступления налога на добычу полезных ископаемых составили 45%,  НДС - 38% и налога на прибыль – 8%.

. В консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации в январе-ноябре 2011 года поступления составили 4 759,6 млрд. рублей, что на 17,8% больше, чем в январе-ноябре 2010 года.

Формирование доходов  консолидированных бюджетов субъектов  Российской Федерации в январе-ноябре 2011 года на 88% обеспечили налог на прибыль - 38%, НДФЛ - 36% и имущественные налоги - 14%. По сравнению с январем-ноябрем 2010 года доля указанных налогов выросла на 1 процентный пункт.

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о  налогах и сборах, за правильностью  исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. Механизмы налоговой политики, в том числе администрирования налогов и сборов, должны предусматривать упрощение налоговой системы, снижение издержек налогоплательщиков, связанных с исполнением налогового законодательства.

4.НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ ГОСБЮДЖЕТА.

   Неналоговые доходы, равно как и налоговые устанавливаются органами представительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Перечень неналоговых доходов един для бюджетов всех уровней и устанавливается законом о бюджетной классификации. Виды неналоговых доходов определяются Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Основным  источником неналоговых доходов  бюджетов всех уровней бюджетной  системы РФ являются доходы от использования  имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

В рассматриваемой группе неналоговых  доходов учитываются:

·  средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

·  средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;

·  средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление;

·  плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;

·  доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям;

·  часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

·  другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Имущество, находящееся в государственной  и муниципальной собственности, закрепляется за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (ст. 214, 215, 294, 296 ГК РФ). Причем доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, включаются в состав доходов соответствующих бюджетов после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Порядок учета доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, может быть определен в нормативных правовых актах подзаконного характера.

Доходы  от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяются порядком и размером средств, получаемых в процессе приватизации государственного или муниципального имущества и зачисляемых в соответствующие бюджеты (определяются законодательством о приватизации); порядком продажи и иного безвозмездного отчуждения государственного (муниципального) имущества (определяется соответственно федеральными законами, законами субъектов РФ и актами представительных органов муниципальных образований).

Доходы  от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, для бюджетных учреждений являются внебюджетными средствами. В условиях современного российского рынка, когда налицо существование экономической нестабильности, дефицит бюджета и недостаточное бюджетное финансирование, для всех бюджетных организаций значительно большую роль играют внебюджетные средства, которые становятся для них дополнительными по отношению к выделяемым из бюджета средствам. Доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.

Штрафы, как правило, подлежат зачислению в  доходы местных бюджетов по месту  нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении  штрафа. Суммы конфискаций, компенсаций  и иные средства, в принудительном порядке изымаемые в доход  государства, зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с законодательством и решениями судов.

Таким образом, в трактовке Бюджетного кодекса РФ неналоговые доходы представлены доходами от собственности и внебюджетными  источниками государственных и  муниципальных предприятий. В таком  случае законодательно фактически ни к какой конкретной группе доходов бюджета не отнесены два крупнейших доходных источника: доходы от внешнеэкономической деятельности и платежи при пользовании природными ресурсами. Вместе с тем согласно бюджетной классификации доходов бюджетов в состав доходов включены кроме налоговых и перечисленных неналоговых доходов доходы от внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и платежи при пользовании природными ресурсами. С учетом наличия в составе неналоговых доходов бюджетов статьи "иные неналоговые доходы" (ст. 41 БК РФ), можно заключить, что именно таковыми и выступают названные виды доходов. Однако, по мнению многих ученых, относить такой объемный по поступлениям в бюджет источник доходов к "иным" не представляется правильным.

Неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются в соответствии со статьями 41 - 43, 46 Бюджетного Кодекса, в том числе за счет:

·  части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами Российской Федерации, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, - в размерах, устанавливаемых законами субъектов Российской Федерации;

·  платежей за пользование лесным фондом в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, - по нормативу 100 процентов;

·  сборов за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов.

·  платы за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 40 процентов;

К неналоговым доходам бюджетов субъектов  относятся:

1) доходы от использования имущества,  находящегося в государственной  собственности области, после  уплаты налогов и сборов, предусмотренных  законодательством о налогах  и сборах, в том числе:

-средства, получаемые в виде арендной  либо иной платы за сдачу  во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной собственности области;

-средства, получаемые в виде процентов  по остаткам бюджетных средств  на счетах в кредитных организациях;

-средства, получаемые от передачи имущества,  находящегося в государственной собственности области, под залог, в доверительное управление;

-плата  за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;

-доходы  в виде прибыли, приходящейся  на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ  и обществ, или дивидендов по  акциям, принадлежащим области;

-другие  предусмотренные законодательством  Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности области;

2) часть прибыли (дохода) государственных  унитарных предприятий области, остающаяся в их распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых законом области об областном бюджете;

3) доходы бюджетного учреждения, полученные  от предпринимательской и иной  деятельности, приносящей доход,  после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством  о налогах и сборах, в полном  объеме учитываемые в смете  доходов и расходов бюджетного  учреждения и отраженные в доходах областного бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в областной государственной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг;

4) доходы от платных услуг, оказываемых  бюджетными учреждениями, находящимися  в ведении Администрации области,  после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством  о налогах и сборах;

Информация о работе Финансы предприятия