Фирма как субъект предпринимательской деятельности в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 18:27, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – раскрытие особенностей фирмы как субъекта предпринимательской деятельности.
Задачами данной работы являются:
- дать определение понятиям фирмы и предпринимательства;
- охарактеризовать основные признаки фирм;
- определить какие существуют классификации фирм;
- дать общую характеристику форм и видов предпринимательства;
- определить основные этапы регистрации фирм.

Содержание

Введение 3
1. Общая характеристика фирм как субъекта предпринимательской деятельности 5
2. Виды предпринимательских фирм, их характеристики 13
3. Организация и регистрация предпринимательской фирмы 22
Заключение 30
Список использованных источников 32

Работа состоит из  1 файл

курсовая с доработкой.doc

— 175.50 Кб (Скачать документ)

     Содержание

Введение                                                                                                                  3

1. Общая характеристика  фирм как субъекта предпринимательской  деятельности                                                                                                           5

2. Виды предпринимательских  фирм, их характеристики                               13

3. Организация  и регистрация предпринимательской  фирмы                         22

Заключение                                                                                                            30

Список использованных источников                                                                  32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     На  всех этапах развития экономики основным звеном является предприятие. Именно на предприятии осуществляется производство продукции, оказываются различного рода услуги, возникает непосредственная связь работника со средствами производства. Под самостоятельным предприятием понимается производственная единица, обладающая производственно-техническим единством, организационно-административной и хозяйственной самостоятельностью. Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, прибылью, оставшейся после уплаты налогов и других обязательных платежей.

     Ключевая  фигура рыночных отношений – предприниматель. Субъектом предпринимательской  деятельности может быть как отдельный  гражданин, так и их объединение. Также субъектом предпринимательской деятельности является фирма. Фирма — основное организационно-экономическое звено любой рыночной экономики. Совокупность фирм определяет эффективность национальной, региональной и мировой экономики в целом.  От того насколько эффективно работают фирмы, насколько устойчиво его финансовое состояние, зависит здоровье экономики и индустриальная мощь государства.

       Цель данной работы – раскрытие особенностей фирмы как субъекта предпринимательской деятельности.

     Задачами  данной работы являются:

                 -   дать определение понятиям фирмы и предпринимательства;

                 -   охарактеризовать основные  признаки фирм;

                 -   определить какие существуют  классификации фирм;

                 - дать общую характеристику форм и видов предпринимательства;

                 - определить основные этапы регистрации фирм.

     Предметом исследования в данной работе является самостоятельная хозяйственная  единица (фирма).

     Методом исследования является дедукция- переход  от общего к частному, анализ – метод  познания, состоящий в расчленении  целого на составные части,  цитирование литературы в работе служит для демонстрации наиболее распространенных и устойчивых точек зрения по тем или иным вопросам.

     Ученые-экономисты давно и активно занимаются изучением  и решением проблем развития предпринимательской деятельности.

     Можно отметить в этой связи работы таких  экономистов  как Л. Н. Чечевицына, О.В. Девяткиной и других.

       Несмотря на, казалось бы, широкое  освещение проблем развития предпринимательства,  они нуждаются в дальнейшей  разработке, что отмечают многие исследователи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. Общая характеристика фирм как субъекта предпринимательской  деятельности

     Необходимость торгового имени возникла в связи  с ростом числа предпринимателей, усилением конкуренции между  ними. Перед обществом встала задача: создать правовую систему предпринимательской деятельности. Для решения правовых проблем взаимоотношений производителей необходимо было четкое обозначение «персонального имени» каждого из них.

     На  раннем периоде использования данного  понятия оно применялось как обозначение обязательной, имеющей юридическую силу подписи дельца на документе. Само слово «фирма» восходит при этом к латинско - итальянской основе: firmare (подтверждаю, заверяю).

     Согласно  современным правовым нормам каждое вновь создаваемое предприятие должно быть зарегистрировано в так называемом «торговом реестре», это означает, что предприятие получает отныне свое торговое имя: «фирма».[11, с. 2]

     Следует отметить, что в научной литературе широко используются два схожих понятия – «предприятие» и «фирма». Оба термина означают один и тот же объект, в основном промышленную или торговую организацию. Тем не менее, под фирмой в России чаще понимается хозяйственная организация производственного и непроизводственного профиля, как правило, крупная и многопрофильная, со многими входящими в нее обособленными предприятиями, филиалами, учреждениями (типа концернов, холдингов и пр.). Однако в соответствии с Гражданским кодексом РФ каждая организация, признанная юридическим лицом, при регистрации получает фирменное наименование. В таком случае фирма – общее понятие коммерческой организации.[8, с.8]

     Фирма — это обособленная специализированная организация, основанием которой является профессионально организованный трудовой коллектив, способный с помощью имеющихся в его распоряжении средств производства изготовлять нужную потребителям продукцию (выполнять работы, оказывать услуги) соответствующего назначения, профиля и ассортимента.

     В повседневной жизни и хозяйственной  практике большинство людей (а руководители непременно) в той или иной мере соприкасаются с практикой предпринимательства. Предпринимательство – активная деятельность людей с целью получить доход на вложенный труд и капитал. Предпринимательство – неотъемлемая часть хозяйственной деятельности руководителей и специалистов и условие эффективной деятельности производственных, коммерческих и финансовых организаций, важнейшая функция управления экономикой. [8, с.9]

     Предпринимательство как сектор экономики получило развитие в результате практического внедрения  синтезированных знаний либералов и центристов, оно более прогрессивно и проверено временем. Однако зачастую применяемые методы и способы организации предпринимательской деятельности затруднены в результате неотлаженности механизма регулирования, либо просто регламентации деятельности.[13, с. 33-37]

     Главное содержание предпринимательства в  сфере производства заключается  в нахождении и формировании спроса на продукты (товары и услуги) и удовлетворение его путем изготовления (создания) и продажи потребителю, с пользой для себя, этих продуктов. Безразлично, сам ли предприниматель организует производство этих товаров или выступает в качестве посредника между производителем и потребителем. Главное, что отличает предпринимательскую деятельность от деятельности других некоммерческих структур, - это прибыль, получаемая как разница между доходами и затратами предпринимателя.

       Не каждый субъект рынка, в том числе бизнесмен, может быть назван в полной мере предпринимателем.

     Термин  «предприниматель» французского происхождения, буквально обозначавший – «посредник».[14, с. 17] Экономическое определение этого термина впервые появилось во Всеобщем словаре коммерции, где под ним понимался человек, взявший «на себя обязательство по производству или строительству объекта».[15, с. 8]

       В обыденной жизни часто называют  предпринимателями всех, кто занят  бизнесом. В строгом смысле слова предпринимателями являются только деловые люди, поведение которых на рынке отличается поисковым характером. Среди наиболее важных целей предпринимателя – производство товаров и услуг, наращивание дохода, обеспечение престижа, развитие бизнеса. Как показано на рис. 1, все эти цели взаимосвязаны. 

     
Предприниматель
 
 
 
Товары 

и

услуги

     

   
Доход

(интересы)

 
 
Развитие  бизнеса

     

     
Престижные цели
 

       

      Рис 1. Цели и средства предпринимательства

     Поиск нового, организация работы персонала  фирмы, направленная на выявление новых  возможностей для хозяйственной  активности, освоение новых рынков, переход к производству новых  товаров и услуг – это и  есть предпринимательская деятельность.

       Исходя из определения предпринимательства, можно сделать вывод, что субъектом предпринимательства является фирма.

          В экономике любой страны функционируют миллионы различных фирм – субъектов хозяйствования, которые различаются между собой по различным признакам. Систематизация и группировка фирм носит условный характер, т. е. один и тот же субъект хозяйствования одновременно относится к различным группам.

     Прежде  всего, субъекты хозяйствования различаются  по сфере деятельности.

     Выделяют  фирмы, действующие в сфере материального  и нематериального производства. Субъекты хозяйствования сферы материального  производства – это фирмы промышленности, сельского хозяйства, транспорта, строительства. Отличительной особенностью субъектов  хозяйствования сферы нематериального производства является то, что они создают особые продукты - услуги (бытовые, социальные, культурные).

     Часть субъектов хозяйствования занимается посреднической деятельностью.

     Профессиональное  посредничество сокращает издержки, повышает прибыль, уменьшает затраты потребителей на поиск нужных товаров (услуг, работ).

     По  отраслевой принадлежности фирмы делятся  на предприятия промышленности (металлургические, химические, текстильные и т. п.), сельского хозяйства (животноводческие, овощеводческие и т. д.).

     По  экономическому назначению они подразделяются на фирмы, производящие средства производства (нефтедобыча, переработка, машиностроительные) и производящие предметы потребления (пищевые, текстильные).

     По  характеру воздействия на предметы труда субъекты хозяйствования делятся на добывающие (угольные, газодобыча) и перерабатывающие (обрабатывающие) – станкостроение, машиностроение.

     По  типу производства (широты номенклатуры, регулярности, стабильности объема) выделяют фирмы единичного, серийного и массового производства.

     Единичное производство – это производство характеризуется широким ассортиментом  продукции и малым объемом  выпуска изделий (судостроение и  д. р.).

     Серийное  производство характеризуется изготовлением  отдельных видов продукции (пищевые, химические, компрессорные предприятия).

     Массовое  производство характеризуется изготовлением  отдельных видов продукции в  больших количествах (обувные фабрики, моторные заводы).

     По  количеству видов производимой продукции  различают специализированные, т. е. выпускающие ограниченное число товаров, и многопрофильные – производящие разные товары (комбинаты).

     По  уровню специализации выделяют узкоспециализированные, многопрофильные. Специализация субъектов хозяйствования может быть предметная (тракторный завод), подетальная (производство подшипников), технологическая (производство кислот в химической промышленности). Многопрофильные: металлургические, химические, целлюлозно-бумажные и др.

Информация о работе Фирма как субъект предпринимательской деятельности в рыночной экономике