Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 18:27, курсовая работа
Цель данной работы – раскрытие особенностей фирмы как субъекта предпринимательской деятельности.
Задачами данной работы являются:
- дать определение понятиям фирмы и предпринимательства;
- охарактеризовать основные признаки фирм;
- определить какие существуют классификации фирм;
- дать общую характеристику форм и видов предпринимательства;
- определить основные этапы регистрации фирм.
Введение 3
1. Общая характеристика фирм как субъекта предпринимательской деятельности 5
2. Виды предпринимательских фирм, их характеристики 13
3. Организация и регистрация предпринимательской фирмы 22
Заключение 30
Список использованных источников 32
В зависимости от размеров фирмы подразделяются на крупные, средние, мелкие, а также предприятия-монополии. Размер предприятия определяется численностью занятых на нем работников. [9, с. 26-27]
В соответствии с критерием численности занятых выделяют:
- малые предприятия, или малый бизнес (до 100 человек);
- средние предприятия, или средний бизнес (до 500 человек);
-
крупные предприятия, или
Мелкие
фирмы образуют самый крупный
сектор хозяйства, где находят себе
работу более половина всех занятых.
Она характеризуется
Преимущества деятельности малых фирм:
- гибкость и динамичность;
-
меньший объем
-
быстрота осуществления
- инновативность;
- творческая атмосфера работы.
Недостатки
же заключаются в высокой «
Роль мелких фирм в рыночной экономике заключается в следующем: мелкое предпринимательство является своего рода фундаментом рыночной экономики, так как она связывает воедино все звенья, не допуская появления "лоскутной экономики". Мелкие фирмы постоянно поддерживают конкуренцию благодаря своей многочисленности и гибкости, невысоким ценам, а также благодаря низким издержкам производства из-за отсутствия расходов на управление, рекламу. Немаловажную роль играет поддержка мелкого бизнеса со стороны государства как символа национальной предприимчивости. Этим объясняется "живучесть" малых предприятий в условиях жесткой конкуренции.
Для малого предпринимательства должны быть созданы такие же условия хозяйствования, как и для крупного и среднего бизнеса. Однако, ни банки, ни лизингодатели, ни поставщики материально-технических ресурсов не хотят иметь с ними дела. Выход в данной ситуации видится лишь в одновременном встречном приложении усилий предпринимателей и государства. Задача первых – формирование собственной производственной и рыночной инфраструктуры, задача государства – создание условий для ее становления.[12, с. 18 - 21]
Средние фирмы в развитых странах не так многочисленные, причем в настоящее время существует тенденция к их сокращению. Фирма непрочна, так как ему приходится конкурировать как с крупными, так и с малыми предпринимательством, в результате чего он перерастает либо в крупный, либо перестают существовать вообще. Исключение составляют лишь фирмы, которые являются своего рода монополистами в выпуске какой-либо специфической продукции, имеющей своего постоянного потребителя (производство инвалидной техники), где средняя фирма становится более устойчивой, чем мелкая.
Крупные фирмы - это наиболее могущественные субъекты рыночной экономики. Преимущества крупных фирм состоят в следующем:
-
только крупным фирмам
- крупные фирмы помогают существовать научно-техническому прогрессу, так как в основном только они имеют возможность освоения новых отраслей;
-
только у крупных фирм есть
устойчивое, прочное положение на
рынке, что способствует
- только крупным фирмам доступна значительная экономия общественного труда через экономию на масштабах производства, комбинирование, а также обеспечение занятости в крупных масштабах. [4, с.32]
Но нельзя сказать, что использование критерия численности сотрудников для оценки размера предприятия не избавляет нас от некоторых проблем. Количество занятых, которое в одной отрасли считается типичным для крупного предприятия, в другой отрасли может быть характерно для малого предприятия. Кроме того, совершенно не обязательно существует связь между числом работников и другими показателями размера предприятия, такими как оборот, величина добавляемой предприятием стоимости или размер инвестированного в него капитала. Эти показатели также могут использоваться для оценки размера организации. Поэтому обычно применяется многомерный способ оценки размера предприятия, масштаб которой искусственно создают, отбирая и взвешивая наиболее существенный для конкретной отрасли показатели размера компаний.[5,с. 48]
По итогам первой главы можно сказать, что огромную роль в социально-экономическом развитии общества играет предпринимательская деятельность. Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической деятельности и является важнейшим фактором экономического развития предприятия.
Основным
субъектом предпринимательской
деятельности выступает, прежде всего,
фирма. Существуют огромное множество
видов классификации фирм. Фирмы
классифицируются по сфере деятельности,
по отраслевой принадлежности, по экономическому
назначению, по типу производства и так
далее. От эффективности работы фирмы
зависит здоровье экономики и индустриальная
мощь государства.
Все
многообразие предпринимательской
деятельности может быть классифицировано
по различным признакам: по виду, или назначению,
формам собственности, числу собственников,
организационно-правовым и организационно-экономическим
формам, степени использования наемного
труда и др.
Виды предпринимательства |
Производственное | Коммерческое | Финансовое | Консультативное |
Научно-
техническое |
Торгово-закупочное | Страховое | Администрирование |
Оказание услуг | Товарные биржи | Лизинговое | Управление кадрами |
Производственное
потребление |
Фондовые биржи |
информационное | Информационные технологии |
Рис.
2. Виды предпринимательской деятельности
Как следует из рис. 2 по виду, или назначению, предпринимательская деятельность может быть производственной, коммерческой, финансовой, консультативной и др. Все эти виды могут функционировать раздельно или вместе. [7, с. 66-68]
Производственное предпринимательство можно назвать ведущим видом предпринимательства. Здесь осуществляется производство продукции, товаров, работ, оказываются услуги, создаются определенные духовные ценности. В условиях перехода к рынку эта сфера деятельности подверглась наибольшему негативному воздействию, в результате которого распались хозяйственные связи, нарушилось материально-техническое обеспечение, упал сбыт продукции, резко ухудшилось финансовое положение предприятий. Вследствие этого развитию производственного предпринимательства в ближайшие годы предстоит уделить наибольшее внимание.
Полем деятельности коммерческого предпринимательства служат товарные биржи и торговые предприятия. Товарная биржа — это разновидность оптового товарного рынка без предварительного осмотра покупателем образцов и заранее установленных минимальных партий товаров. На товарной бирже добровольно объединяются коммерческие посредники и их служащие для проведения торговых операций по совместно разработанным и соблюдаемым правилам. Цель такой биржи — создать механизм управления свободной конкуренцией и с ее помощью, с учетом изменения спроса и предложения, выявить реальные рыночные цены. [7, с. 71]
Основным полем деятельности финансового предпринимательства являются коммерческие банки и фондовые биржи. Коммерческий банк — это финансово-кредитное учреждение акционерного типа, кредитующее на платной основе преимущественно коммерческие организации, осуществляющее прием денежных вкладов (депозитов) и другие расчетные операции по поручению клиентов. Источником доходов коммерческого банка служит разница между процентными ставками депозитных (привлеченных) и ссудных средств.
Операции коммерческих банков делятся на три группы: пассивные (привлечение средств); активные (размещение средств) и комиссионно-посреднические (выполнение различных операций по поручению клиентов с уплатой комиссии).
Особенность деятельности коммерческих банков в России состоит в том, что они привлекают средства предприятий на значительные сроки, а дают взаймы на относительно короткие сроки. Эти банки подвержены риску коммерческого характера, так как обязаны выплатить своим кредиторам деньги в заранее определенный срок с установленными процентами. Учитывая, что предоставленные коммерческим банком кредиты по тем или иным причинам могут быть не возвращены вовремя, банк должен располагать определенными резервами.
Под фондовой биржей понимается организационно оформленный, регулярно функционирующий рынок ценных бумаг, способствующий повышению мобильности капитала и выявлению реальной стоимости активов.
Принцип функционирования фондовой биржи базируется на оперативном регулировании спроса и предложения. Здесь проводятся так называемые котировки ценных бумаг. Они состоят в регулярной оценке специалистами котировочного отдела биржи курсов покупателей и курсов продавцов по всем ценным бумагам, которые проходят через биржу. При этом текущие курсы постоянно демонстрируются на световом табло биржи и регулярно публикуются в специальных бюллетенях. Текущие курсы показывают, по какой цене в данный момент на данной бирже можно купить или продать определенные акции. Эти цены, пересчитанные по специальным формулам, служат основой для получения индексов биржевой активности — своеобразных барометров экономической конъюнктуры.
За рубежом сами фирмы и предприятия в деятельности биржи прямо не участвуют. Их интересы, как правило, представляет либо банк, либо холдинговая или брокерская компания биржи. [7, с. 74 - 76]
Консультативное предпринимательство. Консультант — это специалист в определенной области, дающий советы по вопросам своей специальности. В зарубежной практике коммерческая, платная консультация по вопросам управления получила название консалтинг. По определению Европейской федерации ассоциаций консультантов по экономике и управлению менеджмент-консалтинг заключается в предоставлении независимых советов и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем и (или) возможностей, рекомендацию соответствующих мер и помощь в их реализации.
Информация о работе Фирма как субъект предпринимательской деятельности в рыночной экономике