Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 13:54, реферат
Проблема лидерства более 40 лет активно изучается в различных странах. Наиболее активные исследования проводились и проводятся в США, где практически возникла теория лидерства. Насчитываются более 5000 независимых исследований в этой области. Исследователи определяют лидерство в соответствии с собственными представлениями о нем и, исходя из того, что их больше всего интересует в этом феномене
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие лидерства и руководства……………………………………...5
1.1 Образование формального и неформального лидерства…………………..5
1.2 Понятие «руководителя»……………………………………………………..6
1.3 Понятие неформального лидера……………………………………………..7
1.4 Различия неформально лидерства и формального руководства………......9
Глава 2. Управление лидерством в организации………………………………11
2.1 Типы неформального лидера………………………………………………..11
2.2 Сосуществование формального и неформального лидеров………………12
Заключение……………………………………………………………………….15
Использованная литература…………………………………………………….16
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Пермский
государственный технический
КОТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по Управлению персоналом
на тему:
Формальные и неформальные лидеры и
их роль в организации
Пермь,2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие лидерства и руководства……………………………………...5
1.1 Образование формального и неформального лидерства…………………..5
1.2
Понятие «руководителя»…………………………………………
1.3 Понятие неформального лидера……………………………………………..7
1.4 Различия неформально лидерства и формального руководства………......9
Глава 2. Управление лидерством в организации………………………………11
2.1 Типы неформального лидера………………………………………………..11
2.2 Сосуществование формального и неформального лидеров………………12
Заключение……………………………………………………
Использованная
литература……………………………………………………
Введение
Искусству руководства нет замены. Система управления не может создавать руководителей. Однако она может создать условия, при которых способность быть руководителем проявляется или будет подавлена.
Лидерство и руководство — основополагающие понятия, с которыми связано эффективное управление организацией. Руководство — это формальная властная позиция, не зависящая от личностных качеств. Это право, дарованное положением, занимаемым на служебной лестнице. Лидерство же — комплексное понятие, включающее в себя эффективное осуществление реального влияния на людей, независимо от иерархического статуса. Таким образом, всякий лидер может руководить, но далеко не всякий руководитель является лидером.
Социологи установили, что неформальные лидеры — это члены коллектива, занимающие отнюдь не руководящую должность, но благодаря определенным качествам в сочетании с жизненным опытом и поведением имеют на окружающих влияние, большее, чем непосредственный руководитель. Задача руководителя — направить авторитет такого лидера в нужное русло. Правильно наладив с ним отношения, руководитель получит незаменимого сотрудника, который сможет четко следить за настроением всего коллектива. С другой стороны, именно через него можно легко и безболезненно доносить до сотрудников все решения руководства.
Проблема лидерства более 40 лет активно изучается в различных странах. Наиболее активные исследования проводились и проводятся в США, где практически возникла теория лидерства. Насчитываются более 5000 независимых исследований в этой области. Исследователи определяют лидерство в соответствии с собственными представлениями о нем и, исходя из того, что их больше всего интересует в этом феномене.
Ранние
подходы к изучению феномена лидерства
заключались в попытках определить
те индивидуальные черты, которыми отличались
эффективные лидеры. В более поздних
исследованиях отмечены попытки
определить характеристики и типы поведения
лидеров, которые могут быть эффективными
в определенных ситуациях. Такие
ситуационные теории лидерства оказались
более продуктивными, но и они
не все могли объяснить. В последних
исследованиях делаются попытки
объяснить лидерство как
Актуальность проблематики обусловлена следующими факторами:
- наличием довольно скупых исследований в этой сфере лидерства;
- низким уровнем профессионализма некоторых современных руководителей, что влечет за собой неэффективность деятельность организации;
Задачи:
Глава 1. Понятие и сущность
лидерства и руководства
1.1
Образование формального
и неформального лидерства
Все организации и группы могут быть разделены на два основных типа — формальные и неформальные. Любая формальная организация и группа — это институционально устанавливаемая общность людей, объединенных для достижения какой-либо цели1. Неформальные группы образуются в результате институционально нерегламентированной, спонтанной активности людей, вступающих между собой в регулярные взаимодействия. Формальные группы — это группы, созданные по воле руководства, а неформальные — продукт стихийного взаимодействия людей в ходе их повседневной жизни и деятельности. Формальная организация создается по заранее выработанному плану. Неформальная организация является своеобразной реакцией людей на их неудовлетворенные индивидуальные потребности, в частности, потребности в общении, в защите, в поддержке и т.п. Основными причинами образования неформальных групп являются следующие факторы:
Эти
базовые психологические
И формальные, и неформальные группы должны быть по необходимости как-то организованы, что и происходит в действительности. Основным и относительно наиболее простым способом такой организации является выделение среди членов группы человека, на которого возлагаются функции по ее координации. Однако если в неформальных группах этот человек выделяется самой группой, делегируется ею в эту позицию, то в формальных группах он, как правило, ставится в эту позицию в силу внешних причин. Поэтому для неформальной группы характерно наличие неофициального лидера, а для формальной — наличие лидера официального — руководителя. Неформальное и формальное лидерство — это достаточно разные по своему возникновению и закономерностям явления. Уяснение их сходства и различия необходимо для понимания сути управленческой деятельности.
Разделение
формальных и неформальных организаций
(и групп), несмотря на его очевидность,
не является абсолютным. Неформальные
группы могут трансформироваться в формальные
и наоборот. И те и другие, различаясь по
механизмам возникновения, имеют и важные
черты общности — наличие структуры, «ведущего»
и «ведомых» членов, множество общих социально-психологических
феноменов. И те и другие при условии их
достаточно большого объема, как правило,
дифференцируются на подгруппы. В формальных
организациях это, например, регламентирование
устанавливаемые подразделения, отделы.
Неформальные организации также разделяются
на подгруппы, группировки — так называемые
клики и подклики, между которыми устанавливаются
довольно сложные отношения2. Наконец,
наиболее важно то, что любая формальная
организация не исключает, а наоборот,
предполагает наличие внутри себя ряда,
а часто — многих неформальных групп.
Тем самым в структуре организаций, особенно
— крупных, тесно взаимодействуют и как
бы «накладываются» друг на друга формальные
и неформальные способы их структурирования.
Взаимодействие формальных и неформальных
групп внутри организаций — одна из важнейших
проблем и трудностей управления; она
будет рассмотрена ниже. Здесь же следует
отметить главное: наличие двух типов
организации групп — формальной и неформальной
является причиной двух разных способов
управления ими — механизмов формального
и неформального управления. Это — и причина
двух типов лидерства — формального и
неформального. Они могут вступать в сложные
отношения — или сочетаться, или резко
расходиться, или взаимодействовать.
1.2
Понятие «формальный
лидер»
Формальный лидер или руководитель — это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей. Руководители имеют тенденцию занимать пассивную позицию по отношению к целям. Чаще всего они по необходимости ориентируются на кем-то установленные цели и практически не используют их для проведения изменений.
Официально назначенный руководитель подразделения обладает преимуществами в завоевании лидирующих позиций в группе, поэтому он чаще, чем кто-либо другой, становится лидером. Однако необходимо помнить, что быть руководителем не означает автоматически считаться лидером, так как лидерство в значительной мере базируется на неформальной основе.
Кроме
того, поведение формального
Руководители
предпочитают порядок во взаимодействии
с подчиненными. Они строят свои
отношения с ними соответственно
тем ролям, которые подчиненные
играют в запрограммированной цепочке
событий или в формальном процессе
принятия и реализации решений. Это
во многом происходит оттого, что менеджеры
видят себя определенной частью организации
или членами особого
Руководители обеспечивают достижение целей подчиненными, контролируя их поведение и реагируя на каждое отклонение от плана.
Используя свой профессионализм, различные способности и умения, руководители концентрируют свои усилия в области принятия решений. Они пытаются сузить набор путей решения проблемы. Решения часто принимаются на основе прошлого опыта.
Формальный
лидер имеет поддержку в виде
делегированных ему официальных
полномочий и обычно действует в
отведенной ему конкретной функциональной
области. Неформальный лидер выдвигается
за счет своих способностей оказывать
влияние на других и благодаря
своим деловым и личным качествам.
1.3
Понятие «неформальный
лидер»
Слово "лидер" в переводе с английского ("leader") означает "руководитель", "глава", "командир", "вождь", "ведущий". Лидерство - это влияние на других людей (В. Кац, Л. Эдингер и др.), однако не любое, а такое, которое отвечает следующим условиям3:
Информация о работе Формальные и неформальные лидеры и их роль в организации