Формирование доходов предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 22:05, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение системы формирования доходов в ОАО «ВолгаТелеком» филиал в РМ и разработка рекомендаций по повышению доходов предприятия. В процессе достижения поставленной цели было сформировано несколько задач:
- изучить сущность и значение доходов предприятия;
- изучить классификацию доходов предприятия;
- исследовать источники формирования доходов предприятия;
- проанализировать структуру и динамику доходов предприятия;
- выявить пути привлечения дополнительных источников формирования доходов;
- изучить возможности повышения доходов предприятия.
Информационной базой послужили данные бухгалтерской и статистической отчетности предприятия.

Содержание

Введение 5
1 Теоретические аспекты формирования доходов предприятия 7
1.1 Доход предприятия, его сущность и значение 7
1.2 Классификация доходов предприятия 10
2 Анализ системы формирования доходов в ОАО «ВолгаТелеком»
филиал в РМ 14
2.1 Исследование источников формирования доходов предприятия 14
2.2 Анализ структуры и динамики доходов предприятия 16
3 Совершенствование системы формирования доходов ОАО «ВолгаТелеком» филиал в РМ 20
3.1 Привлечение дополнительных источников формирования доходов 20
3.2 Возможности повышения доходов предприятия 25
Заключение 30
Список использованных источников 32

Работа состоит из  1 файл

Формирование доходов предприятия.docx

— 61.49 Кб (Скачать документ)

В соответствии с Налоговым  кодексом РФ доходы делятся на две  группы:

- доходы от реализации  товаров (работ, услуг), имущества,  имущественных прав;

- внереализационные доходы [17, с.248-250].

Доходы классифицируются в зависимости от того, с какой  деятельностью предприятия они  связаны: с основной (обычной), инвестиционной или финансовой.

Доход от основной деятельности поступает в виде выручки от реализации продукции (выполненных работ, оказанных  услуг).

Доход от инвестиционной деятельности – это финансовый результат от продажи внеоборотных активов, реализации ценных бумаг.

Доход от финансовой деятельности – результат от размещения среди  инвесторов облигаций и акций  предприятия.

Выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) является основным источником финансовых потоков на предприятии.

Понятие «выручка от реализации»  и методы определения момента  реализации имеют существенное значение для расчета финансовых показателей.

В отечественной практике применяются два метода определения  момента реализации: по отгрузке –  метод начислений и по оплате –  кассовый метод.

Все организации, кроме  малых, должны применять метод начислений и учитывать выручку от реализации продукции по факту отгрузки продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг. Выручкой считается и поэтапная  оплата выполненных работ с длительным производственным циклом по мере готовности этапов в отраслях строительства, научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы. Малые предприятия могут отражать в учете выручку от реализации по мере ее оплаты. На выручку от реализации влияют цена реализуемых товаров и объем продаж в натуральном выражении [37, с.588-589].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Анализ системы формирования  доходов в ОАО «ВолгаТелеком»  филиал в РМ

 

2.1 Исследование источников формирования  доходов предприятия

 

В ОАО «ВолгаТелеком» филиал в РМ для целей учета доходы от обычных видов деятельности подразделяются на основные и неосновные  виды деятельности.

Основными видами деятельности признаются:

- услуги местной телефонной связи (городская и сельская телефонная связь):

в том числе универсальные  услуги связи;

- услуги внутризоновой телефонной связи;

- услуги документальной электросвязи, телематических служб, передачи данных;

- подвижная радиотелефонная (сотовая) связь;

- подвижная радиосвязь;

- радиовещание, телевидение, спутниковая связь;

- проводное вещание;

- услуги присоединения и пропуска трафика:

в том числе услуги присоединения, услуги инициирования и завершения вызова;

- услуги, сопровождающие оказание услуг междугородной и международной связи операторами междугородной и международной связи;

- прочие услуги по основной деятельности.

Неосновные виды деятельности:

- услуги по предоставлению активов организации в аренду;

- транспортные услуги;

- изготовление продукции средств телекоммуникаций;

- услуги торговли;

- услуги общественного питания;

- услуги строительного характера;

- услуги информационно-вычислительного обслуживания;

- издательская деятельность (издание справочников, газет);

- оказание посреднических (агентских, комиссионных) услуг;

- услуги по предоставлению доступа  к электроэнергии;

- услуги образования;

- услуги охраны;

- бытовое обслуживание населения;

- услуги учреждений отдыха;

- рекламная деятельность;

- иные виды деятельности.

Доходами от обычных  видов деятельности является выручка  от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением  работ, оказанием услуг (далее - выручка).

Выручкой от предоставления за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды считаются поступления, получение  которых связанно с этой деятельностью (арендная плата).

Величина поступления  и (или) дебиторской задолженности  определяется исходя из цены, установленной договором между организацией и покупателем (заказчиком) или пользователем активов организации. Если цена не предусмотрена в договоре и не может быть установлена исходя из условий договора, то для определения величины поступления и (или) дебиторской задолженности, принимается цена, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет выручку в отношении аналогичной продукции (товаров, работ, услуг) либо предоставления во временное пользование (временное владение и пользование) аналогичных активов.

При продаже продукции  и товаров, выполнении работ, оказании услуг на условиях коммерческого  кредита, предоставляемого в виде отсрочки и рассрочки оплаты, выручка принимается к бухгалтерскому учету в полной сумме дебиторской задолженности.

Величина поступления  и (или) дебиторской задолженности  определяется с учетом всех предоставленных организации согласно договору скидок (накидок).

Образование резервов сомнительных долгов не изменяет величину выручки.

Также источников формирования доходов является продажа карт оплаты. С помощью карт оплаты осуществляются расчеты за услуги телефонной связи, оказанные с использованием таксофона, и услуги интернет.

 

2.2 Анализ структуры и динамики  доходов предприятия

 

За последние годы в  Республике Мордовия внедряются только электронные автоматические телефонные станции и цифровые системы передачи с использованием оптических кабельных  линий связи. По уровню внедрения  передовых технологий среди регионов Российской Федерации филиал ОАО "ВолгаТелеком" в Республике Мордовии занимает достойное  место.

Доля доходов ОАО «ВолгаТелеком» в общем объёме услуг связи  равна 93,24%. Доля рынка филиала по количеству абонентов составляет 83,01%. Доля рынка ОАО на телекоммуникационном рынке региона свидетельствует  о монопольном положении. В плане  оценки конкуренции по физическим объемам  относительно видов услуг электросвязи можно говорить о том, что ОАО  «ВолгаТелеком» Мордовии занимает лидирующее положение на рынке по предоставлению доступа к местной телефонной сети. По доходам от предоставляемых  услуг ОАО занимает высокую позицию  на таких сегментах рынка как  доступ к местной сети телефонной связи, доступ к сети Интернет и монопольное  положение по предоставлению услуг  цифрового телевидения.

При планировании доходов  ОАО «ВолгаТелеком» исходит из задач  их максимального увеличения как  источника денежных средств для выполнения задач бесперебойного функционирования и развития сети, выполнения обязательств перед акционерами и кредиторами.

Данные по анализу структуры и динамики доходов ОАО «ВолгаТелеком» представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 – Доходы по обычным видам деятельности за 2009 год

Показатели

За отчетный период, тыс. руб

За аналогичный период прошлого года, тыс. руб.

Отклонение, тыс. руб.

Отклонение, %

Услуги внутризоновой телефонной связи

225383

232391

-7008

-3,02

Услуги местной телефонной связи

533757

516498

17259

3,34

в т.ч. универсальные услуги связи

4

6

-2

-33,33

Услуги подвижной радиосвязи, проводного вещания, радиовещания, телевидения

98314

95441

2873

3,01

Услуги телеграфной связи, услуги по передачи данных и телематические услуги связи

362913

264506

98407

37,2

в т.ч. услуги по передаче данных и  услуг предоставления доступа к сети Интернет

354403

255823

98580

38,53

Услуги присоединения и пропуска трафика

134446

137112

-2666

-1,94

Прочие услуги по основным видам  деятельности

10

7

3

42,86

Услуги содействия и агентские

32108

34550

-2442

-7,07

Доходы от оказания услуг по неосновным видам деятельности

30868

39409

-8541

-21,67

в т.ч. доходы от сдачи активов в  аренду

9262

9239

23

0,25

Итого

1417799

1319914

97885

-


Уменьшение доходов по универсальным услугам связи  в 2009 году по сравнению с 2008 годом произошло за счет снижения числа пользователей универсальными таксофонами. Увеличение доходов по услугам телеграфной связи, услугам по передаче данных и телематическим услугам связи – за счет увеличения доходов сети Интернет в результате увеличения числа пользователей новыми услугами. Увеличение доходов по прочим услугам по основным видам деятельности – в связи с изменением учета доходов. Уменьшение доходов по услугам содействия и агентским произошло за счет оттока крупных абонентов на прямое обслуживание с ОАО «Ростелеком». Уменьшение по доходам от оказания услуг по неосновным видам деятельности связано с меньшим количеством подключаемых абонентов и подписания договоров на цифровое телевидение. Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) составила в 2009 году 1417799 тыс.руб., что на 97885 тыс.руб.  или 7,42 % больше, чем в 2008 году. Основными причинами общего роста доходов явилось увеличение доходов по услугам Интернет и доходов от сдачи имущества в аренду при одновременном сокращении других видов доходов.

Результаты анализа прочих доходов приведен в таблице 2.2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.2 – Прочие доходы за 2009 год

Показатели

За отчетный период, тыс. руб.

За аналогичный период прошлого года, тыс. руб.

Отклонение, тыс. руб.

Отклонение, %

Проценты к получению

52

45

7

15,56

Доходы от участия в других организациях

-

-

-

-

Прочие доходы

68956

57905

11051

19,08

в т.ч. возмещение убытков, причиненных  оказанием универсальных услуг  связи

41471

28654

12817

44,73


 

В совокупности увеличение прочих доходов в период в 2008 по 2009 гг. произошло за счет увеличения суммы  процентов к получению на остаток денежных средств на счетах банка, за счет увеличения амортизации и продажи товаров, за счет универсальных услуг связи, за счет возмещения убытков, причиненных оказанием универсальных услуг связи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Совершенствование системы формирования  доходов ОАО «ВолгаТелеком» филиал  в РМ

 

3.1 Привлечение дополнительных  источников формирования доходов

 

Принятие решения о дополнительных источниках финансовых ресурсов – это процедура выбора между собственными и заемными источниками финансовых ресурсов. Для предприятий важно рационально выбрать формы привлечения финансовых ресурсов и, прежде всего, определить, наращивать ли собственный капитал, выпуская ценные бумаги, или привлечь заемные (дополнительные) источники финансовых ресурсов.

Существуют различия между  собственными и заемными (дополнительными) источниками финансовых ресурсов. Основное из них заключается в том, что  при заемных источниках процентные платежи вычитаются до налогов, т.е. включаются в валовые издержки, в  то время как при финансировании из собственных источников дивиденды  выплачиваются из прибыли.

Таким образом, кредитное  финансирование для предприятия  более выгодно, чем финансирование с помощью собственных источников финансовых ресурсов. Это обстоятельство служит источником дополнительной выгоды для предприятия.

Решения об источниках принимаются  на основе условий финансирования, состояния компании и состояния  финансового рынка. Характеристика основных видов финансирования предприятия  представлена в таблице 3.1.

 

 

 

 

 

Таблица 3.1 – Структура источников финансовых ресурсов ОАО «ВолгаТелеком»

Виды финансирования

Внешнее финансирование

Внутреннее финансирование

Финансирование на основе собственного капитала

Финансирование на основе вкладов  и долевого участия (например, выпуск акций, привлечение новых пайщиков)

Финансирование за счет прибыли  после налогообложения (самофинансирование в узком смысле)

Финансирование на основе заемного капитала

Кредитное финансирование (например, на основе займов, ссуд, банковских кредитов, кредитов поставщиков)

Заемный капитал, формируемый на основе доходов от продаж – отчисления в резервные фонды (резерв предстоящих  расходов)

Смешанное финансирование на основе собственного и заемного капитала

Выпуск облигаций, которые можно  обменять на акции, опционные займы, ссуды на основе предоставления права  участия в прибыли, выпуск привилегированных  акций

Особые позиции, содержащие часть  резервов (т.е. пока не облагаемые налогом  отчисления) (резервы по сомнительным долгам и под обесценение ценных бумаг)

Информация о работе Формирование доходов предприятия