Формирование доходов предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 22:05, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение системы формирования доходов в ОАО «ВолгаТелеком» филиал в РМ и разработка рекомендаций по повышению доходов предприятия. В процессе достижения поставленной цели было сформировано несколько задач:
- изучить сущность и значение доходов предприятия;
- изучить классификацию доходов предприятия;
- исследовать источники формирования доходов предприятия;
- проанализировать структуру и динамику доходов предприятия;
- выявить пути привлечения дополнительных источников формирования доходов;
- изучить возможности повышения доходов предприятия.
Информационной базой послужили данные бухгалтерской и статистической отчетности предприятия.

Содержание

Введение 5
1 Теоретические аспекты формирования доходов предприятия 7
1.1 Доход предприятия, его сущность и значение 7
1.2 Классификация доходов предприятия 10
2 Анализ системы формирования доходов в ОАО «ВолгаТелеком»
филиал в РМ 14
2.1 Исследование источников формирования доходов предприятия 14
2.2 Анализ структуры и динамики доходов предприятия 16
3 Совершенствование системы формирования доходов ОАО «ВолгаТелеком» филиал в РМ 20
3.1 Привлечение дополнительных источников формирования доходов 20
3.2 Возможности повышения доходов предприятия 25
Заключение 30
Список использованных источников 32

Работа состоит из  1 файл

Формирование доходов предприятия.docx

— 61.49 Кб (Скачать документ)

 

 Структура дополнительных финансовых ресурсов представлена на рисунке 3.1.









 

 

Рисунок 3.1 –  Дополнительные источники финансовых ресурсов для ОАО «ВолгаТелеком» филиал в РМ

В настоящее время ОАО  «ВолгаТелеком» преимущественно может  использовать следующие источники  финансовых ресурсов:

- отечественные банки;

- иностранные банки;

- частные фонды;

- фонды «помощи»;

- стратегические инвесторы;

- публичные эмиссии акций;

- облигации (в том  числе конвертируемые);

- лизинг.

Проанализируем особенности  каждого из источников.

В обороте ОАО «ВолгаТелеком» кроме собственных финансовых ресурсов, находятся заемные средства, основу которых составляют краткосрочные  кредиты банков, а также других кредиторов. Использование кредитов и займов для финансирования деятельности зависит от множества внешних  факторов, прежде всего, от состояния  рынка ссудного капитала, темпов инфляции, ставок процента за кредит и т.д. Привлечение  дополнительных средств покрывает  временную дополнительную потребность  предприятия, что обусловлено как  объективными причинами, связанными с  работой предприятия, так и возникшими в условиях перехода к рынку нарушениями  стоимостного механизма обращения  капитала.

Дополнительные источники  финансовых ресурсов для пополнения оборотных средств традиционно включают банковский краткосрочный кредит. В настоящее время он активно используется лишь в тех случаях, когда кредитуемая операция приносит доход, превышающий расходы по оплате банковского процента за пользование ссудой.

В условиях инфляции заемные  средства в виде кредитов банка используются более эффективно, чем собственные  средства. Причина в том, что заемные  источники имеют целевое назначение, как правило, совершают более  быстрый кругооборот; за их использованием ведется более жесткий контроль со стороны финансовых служб. Кроме того, заемщик, возмещая банку кредит в большей степени, чем ожидалось, обесцененными деньгами, также оказывается в выигрыше.

К дополнительным источникам финансовых ресурсов относятся долгосрочные кредиты банков, которые могут  предоставляться ОАО «ВолгаТелеком»:

- на строительство, расширение, реконструкцию и техническое  перевооружение объектов производственного  и непроизводственного назначения;

- на приобретение движимого  и недвижимого имущества (машин,  оборудования, транспортных средств,  зданий и сооружений);

- на осуществление природоохранных  мероприятий.

Отечественные банки знают  местную обстановку лучше, чем любой  другой источник финансирования, в  том числе долгосрочного, они  говорят на языке менеджеров предприятия, знают культуру, понимают отечественную  финансовую отчетность и систему  бухгалтерского учета, могут предложить консультации по снижению издержек финансирования, основываясь на своем опыте.

Большинство иностранных  банков весьма разборчивы в выборе предприятий, которыми они могут  предоставить кредит, и предпочитают кредитовать производственные, коммунальные и телекоммуникационные предприятия, а также экспортные отрасли. Некоторые  отечественные предприятия уже  получили финансирование от иностранных  банков через свои филиалы, зарегистрированные за границей, но это довольно сложно организовать, а требования законодательства, регулирующего валютное обращение, очень строгие.

Что касается коммерческого  кредита, оформляемого векселем или  другим долговым обязательством, он не получил еще должного распространения  несмотря на постепенное повышение  значения заемных источников финансовых ресурсов в составе источников формирования оборотного капитала.

К числу привлеченных предприятием в хозяйственный оборот средств  относится кредиторская задолженность, которая является по существу бесплатным кредитом, предоставляемым другими предприятиями, организациями, отдельными лицами. Часть кредиторской задолженности закономерна, так как возникает в связи с особенностями расчетов на законных основаниях: по коммерческому кредиту или предоставленным авансам. Расчет данного источника средств может быть произведен по формуле

 

                                                                                                 (3.1)

 

где    ПС – привлеченные средства, тыс. руб.;

Мк – стоимость материалов, полуфабрикатов, комплектующих и др., по которым поставщикипредоставляют коммерческий кредит или выделяют авансы, за меся (квартал, год), тыс. руб.;

Т – длительность периода  днях (30, 90, 360);

Дк – средний срок кредитования (авансирования), в днях.

Портфельные инвесторы  включают инвестиционные фонды (частные  фонды и фонды «помощи»), фонды  венчурного капитала, пенсионные фонды, страховые фонды и т.п. Они стремятся  найти сочетание доходов от выплаты  дивидендов и от повышения стоимости  акций. Они не нуждаются и обычно не стремятся к получению контрольного пакета акций. Но они, как правило, хотят  иметь свое право голоса в отношении  того, как управлять предприятием, а именно: голосование на собрании акционеров, представительств в совете директоров.

Стратегическими инвесторами  для ОАО «ВолгаТелеком» могут  быть:

- компании в той же  самой или связанной с ней  отраслью, которые стремятся расширить  существующие направления своей  деятельности;

- компании, работающие в другой отрасли промышленности, стремящиеся лучше использовать свои активы;

- финансово-промышленные  группы, которые стремятся развивать  стратегические связи.

В последнее время получает распространение такой источник финансовых ресурсов, как ссуды из федерального и региональных бюджетов на финансирование быстроокупаемых коммерческих проектов, реализация которых позволит обеспечить развитие наиболее важных направлений отраслей производства. Эти ссуды размещаются на конкурсной основе.

Средства из федерального и региональных бюджетов и из отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов выделяются на финансирование федеральных, региональных или отраслевых целевых  программ, реализация которых позволит сконцентрировать финансовые ресурсы  на наиболее важных направлениях развития отраслей хозяйства и социальной сферы. Безвозмездное финансирование из этих источников фактически превращается в источник собственных средств. Это наиболее предпочтительный источник дополнительных финансовых ресурсов для ОАО «ВолгаТелеком».

Таким образом, выбор источников финансирования должен решаться ОАО  «ВолгаТелеком» с учетом многих факторов: стоимости привлекаемых источников, эффективности отдачи от него, соотношения  собственного и заемного капитала, определяющего уровень финансовой независимости предприятия, степени  риска различных источников финансирования, экономических интересов инвесторов и кредиторов.

 

3.2 Возможности повышения доходов  предприятия

 

Прежде чем повысить доходность хозяйственной деятельности, необходимо выявить внутренние резервы  ее роста. Осуществление глубоких преобразований в экономике вызывает необходимость  максимальной мобилизации внутренних резервов. Для эффективного функционирования предприятия в условиях рыночной отношений первостепенное значение имеет выявление резервов увеличения объема товарной продукции, снижения ее себестоимости, роста прибыли.

На величину дохода предприятия  влияют как внутренние, так и внешние факторы. К внешним относятся: природные условия, государственное регулирование цен, тарифов, налоговых ставок, процентов, штрафные санкции, состояние рынка, регулируемые государством отпускные цены на некоторые товары и продукцию, нарушение дисциплины со стороны деловых партнеров, благоприятные или неблагоприятные социальные и другие условия.

Перечисленные факторы  являются внешними, так как они  не зависят от деятельности предприятия, но могут влиять на объем полученного  дохода.

Внутренние факторы –  это те факторы, которые непосредственно  зависят от деятельности сотрудников  предприятия. В свою очередь они  подразделяются на производственные и внепроизводственные.

Внепроизводственные факторы  включают в себя: снабженческую деятельность; сбытовую деятельность; социальные условия  труда и быта; политика ценообразования  на предприятии; материальное положение  и экономическая заинтересованность работников.

Производственные факторы  характеризуют наличие, использование  средств и предметов труда, трудовых ресурсов. Они в свою очередь делятся  на экстенсивные и интенсивные. Экстенсивные факторы являются количественными показателями и влияют на полученный доход через: изменение объема средств труда; изменение времени работы оборудования; изменение количества предметов труда; изменение численности персонала; фонда рабочего времени.

Интенсивные факторы характеризуют  эффективность (качество) использования  хозяйственных ресурсов. К ним  относят: производительность труда; прогрессивные  методы продаж; современные технологии и обработки внеоборотных средств; оборачиваемость оборотных средств; квалификация персонала и т.д.

При определении эффективности  деятельности предприятия особое внимание обращают именно на интенсивные производственные факторы, рост показателей качества является основным путем повышения  доходности.

В значительной степени  размеры полученного дохода зависят  от того, насколько рационально, экономно расходуются в производстве материальные ресурсы. Уменьшение величины совокупных материальных затрат на единицу продукции  обеспечивает снижение ее себестоимости.


Одним из направлений увеличения дохода является снижение цен при  росте производства или повышение  цен при спаде производства, что определяется законами спроса и предложения. Факторы, влияющие на изменение цен, будут являться факторами, влияющими на изменение дохода, второго порядка (рисунок 3.2).

 

Рисунок 3.2 - Факторы, влияющие на изменение цен

Одним из направлений увеличения дохода коммерческого предприятия  является также экономия трудовых затрат, которая достигается за счет совмещения трудовых функций (затраты рабочего времени сокращаются, загрузка рабочих  увеличивается), материального и  морального стимулирования работающих (переход на сдельную оплату труда, премиальные поощрения за перевыполнение плана и т.д.).

На рост дохода также  воздействуют организационно-технические  мероприятия: внедрение прогрессивной  технологии; совершенствование применяемой техники; механизация и автоматизация хозяйственных процессов; повышение уровня реализуемой продукции и т.д.

Обобщая выше изложенное, можно систематизировать пути повышения величины получаемого дохода следующим образом (рисунок 3.3).


 

Рисунок 3.3 - Пути повышения доходов организации

Таким образом, формируется  трехсторонняя направленность путей  повышения доходов: ориентирование на наличность и доход (активы организации), ориентирование на использование капитала (изменение источников активов) и ориентация на развитие производственно-коммерческого потенциала (внедрение в сегмент рынка, развитие организации).

Резервы роста практически  неисчерпаемы. Они выявляются тем  полнее, чем большее число работников разных профессий и специальностей заняты в поиске. Из этого вытекает необходимость вовлечения в поиск  резервов роста доходности деятельности всех работников предприятия. Обнаружение резервов роста получаемого дохода имеет первостепенное значение для ликвидации кризисных явлений любой организации.

В заключении можно сделать вывод, что доход предприятия создает финансовую базу для самофинансирования, расширения производства, решения проблем социального и материального поощрения персонала. Валовой доход предприятия является источником формирования всех показателей прибыли, которые в свою очередь являются источником формирования доходов бюджета (федерального, местного), и погашения долговых обязательств организации перед банками, другими кредиторами и инвесторами. Таким образом, величина доходов предприятия является важнейшим в системе оценки деловых качеств предприятия, степени его надежности и финансового благополучия как партнера.

Для того чтобы увеличить  доходы, предприятию необходимо провести анализ их формирования. Выявленные в  ходе анализа недостатки в деятельности организации будут являться резервами  роста доходов. Таким образом, экономический  анализ формирования и использования  доходов является крайне важным для  благополучного функционирования предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Доходы предприятия являются исходной финансовой базой коммерческого  расчета, так как представляют собой  основу формирования прибыли. Доходами предприятия признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и/или погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этого предприятия, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

Проведённый анализ структуры  и динамики доходов предприятия  ОАО «ВолгаТелеком» филиал в РМ позволяет  с уверенностью сказать о росте  доходов в период 2008-2009 гг. Основными причинами общего роста доходов явилось увеличение доходов по услугам Интернет и доходов от сдачи имущества в аренду при одновременном сокращении других видов доходов.

Информация о работе Формирование доходов предприятия