Формы государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 21:05, реферат

Описание

Форма государства – это способ образования, организации и осуществления государственной властиВ настоящее время под формой государства понимают организацию государственной власти и ее устройство. Форма государства характеризуется неразрывной связью с его содержанием. Если в свою очередь содержание позволяет установить принадлежность государственной власти, ее субъекта, ответить на вопрос, кто ее осуществляет, то изучение формы государства дает понять нам, насколько слаженно организована власть в государстве, какими органами и субъектами представлена, каков порядок взаимодействия и образования, какими методами происходит осуществление государственной власти.

Работа состоит из  1 файл

Реферат на тему Форма гос-го устройства.docx

— 43.48 Кб (Скачать документ)

 

 

 

    2.1. Унитарное государство

 

Территория государства представляет собой пространство, на которое распространяется его власть. Это, следовательно, не только собственно территория, то есть суша, но также акватория (водные пространства) и воздушное пространство над  ними. Территориальное устройство, или территориальная организация, государства – это система, взаимоотношений  между государством в целом, то есть его центральной властью, и территориальными составными частями, точнее говоря –  их населением и действующими там  органами публичной власти.

Проблема территориального устройства возникла после того, как увеличившиеся  размеры территории государства, потребовали  создания специальных органов и  учреждений для управления периферией.

Итак, форма государственного устройства – это национальное и административно-территориальное  строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между  его составными частями и между  центральными и местными органами государственной  власти.11

Форма государственного устройства раскрывает внутреннее строение государства, его  деление на составные части –  административно-территориальные единицы, автономные политические образования  или суверенные государства.

На основе данного критерия государственное  устройство характеризуется с точки  зрения распределения власти в центре и на местах.

Форма государственного устройства тесно  связана с территориальным признаком  государства. Она дает возможность  понять, из каких территориальных единиц состоит государство, каков их правовой статус и взаимоотношение между собой и центральными органами государственной власти.

Различают следующие формы государственного устройства.

Унитарное государство (от лат. unitas –  единство) представляет собой простое, цельное государство, отдельные  части которого иногда могут обладать автономной (политико-административное устройство). Большинство унитарных  государств имеют административно-территориальное  деление (районы, области, кантоны и  т.п.), в которое укладывается и  существующая автономия, то есть самоуправляющиеся  образования. Например, в и Испании  наряду с историческими областями (страна басков и Каталония), выделенными  по национальному признаку, созданы  и территориальные автономии. Но эти самостоятельные части не обладают признаками государственного суверенитета, в таком государстве  существует единая система высших органов  и единое законодательство (Франция, Швеция, Бельгия, Беларусь, Украина  и т.д.).

Унитарное государство примечательно  единством власти, территории и населения.

В унитарном государстве действует  единое гражданство и имеется  одна конституция. Характерный признак  унитарного государства выражается в том, что право принятия законов  принадлежит только центральным  органам государства.

Унитарное государство имеет один центр управления делами общества, и в этом отношении оно выгодно  отличается от государств, имеющих  иные формы государственного устройства. В то же время управление, исходящее  из единого центра, имеет свои недостатки. Оно не может учитывать всех особенностей территорий и может принимать  решения, которые не в полной мере соответствуют специфическим условиям отдельного региона, особенно если в  нем проживают лица некоренной национальности.

 

    1. Федерация

 

Федерация – соединенное, сложное  союзное государство, субъекты которого являются государственными образованиями  и обладают признаками суверенитета. При этой форме государственного устройства образуются общие для  всей федерации высшие органы власти и органы управления, причем сохраняются  высшие органы власти и органы управления у каждого из государств – членов федерации. Последние могут иметь, кроме того, собственное законодательство, судебную, налоговую системы. Немало стран являются федерациями, сложившимися в силу различных исторических условий  и социально-политических причин.

Входящие в состав федерации  субъекты могут называться различным  образом – земли, штаты, края, автономные образования. Федерации образуются не только в целях решения национального  вопроса. Например, земли в Германии, штаты в США образованы без  какой-либо связи с проживающими на их территории национальностями или народностями. В составе Российской Федерации имеются субъекты, образованные по национальному признаку (республики, автономные округа, автономная область), и субъекты, образованные по административно-территориальному признаку (края, области, города федерального подчинения).

Взаимоотношения федерации и ее субъектов являются достаточно сложными. Как целостное государство федерация  имеет единые для всего государства  федеративные органы законодательной, исполнительной и судебной власти, армию, прокуратуру. В свою очередь  каждый субъект федерации выступает  самостоятельным государственным  образованием, имеющим собственные  законодательные, исполнительные и  судебные органы, которые по определенной части вопросов могут принимать  решения и действовать независимо от федеральных органов и федеральных  законов.

Два параллельно действующие системы  органов могут действовать сколько-нибудь успешно лишь при условии четкого  распределения между ними предметов  ведения и полномочий.

Россия относится к федерации  смешанного типа, построенной на национально-территориальной  основе. Смешанный характер территориального устройства России требует гибкой и  продуманной политики со стороны  высших федеральных органов власти.

Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной  целостности, единстве системы государственной  власти, разграничении и предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной  власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении  народов в Российской Федерации.

Исторически известна и такая форма  объединения государства, как конфедерация, сочетающая признаки международно-правовой и внутригосударственной организации.

Конфедерация есть союз государств, объединенных одним или несколькими  общими органами при сохранении каждым государством своего суверенного существования. Попытки создания конфедераций имелись  и в XX в., но они оказались неудачными. Конфедерация в отличие от федерации не образует нового государства. Члены конфедерации полностью сохраняют свой суверенитет. Конфедерация обычно создается на основе договоров о ее создании. Субъекты конфедерации сохраняют право выхода из нее. Единое гражданское законодательство, единая судебная система отсутствуют. Органы конфедерации главным образом координируют, направляют в общее русло деятельность членов федерации в той или иной сфере. При этом могут создаваться представительные органы, исполнительные органы, в которые члены конфедерации делегируют своих представителей. В органы конфедерации население непосредственно представителей не избирает, общее гражданство отсутствует. Те или иные вопросы обычно решаются путем консенсуса – всеобщего согласия представителей всех членов конфедерации. Члены конфедерации могут объединять свои усилия, деятельность в военной, таможенной, дипломатической, экономической и т.д. сферах. Органы конфедерации могут принимать нормативно-правовые акты, которые чаще всего носят рекомендательный характер. Общеобязательное значение такие акты приобретают после того, как соответствующие органы государств – членов конфедерации одобрят их и придадут им общеобязательное значение.

Как показывает история, конфедерации являются весьма неустойчивым образованием, способным распадаться при первом же удобном случае. Современные конфедерации просуществовали недолго. Это Объединенная Арабская Республика, включавшая Египет и Сирию, а также Сенегамбия, объединившая на несколько лет Сенегал и  Гамбию, но создание конфедераций возможно и в будущем.

В настоящее время признаками конфедерации обладают Содружество Независимых  Государств и Европейский союз.

Каждое суверенное государство  вправе самостоятельно определять характер своих отношений с другими  государствами, действуя на основе общепризнанных принципов и норм международного общения, а также решать проблемы внутреннего устройства в соответствии со своими интересами.

 

   2.3. Конфедерация

Конфедерация - межгосударственное образование, это временный союз государств, созданный для достижения каких-либо целей (военных, экономических, политических).

Конфедерация - неустойчивое образование, она либо распадается, либо преобразуется  в федерацию, поэтому ее часто  именуют переходной формой государственности. Существует различие между федерацией и конфедерацией. В принципе оно  заключается в том, что федерация - это форма территориального устройства государства, а конфедерация - форма  межгосударственного союза, то есть объединения независимых государств. Но выявить это различие практически  тоже не всегда просто. Например, официальное  французское и итальянское название швейцарского государства - Швейцарская  Конфедерация, но это название, пришедшее  из истории, не отражает действительности, а именно того факта, что Швейцария  по содержанию ее Конституции представляет собой федеративное государство. Конфедерация не имеет единых органов власти (в  конфедерации формируются некие  общие органы, но они служат для  достижения целей конфедерации и  координации ее деятельности, а не являются органами власти государства); она не обладает единой территорией, суверенитетом, в конфедерации отсутствуют  единое законодательство, единая правовая система, единая система налогообложения, единая денежная система и прочие признаки государства. Все государства-члены  конфедерации остаются суверенными  и обладают правом выхода из конфедерации.

 

3. Принципы образования  федеральных государств

 

      Федеративное  устройство государства основывается  на  ряде  принципов,

обусловленных ее демократической  сущностью. Эти принципы являются  исходными началами территориального устройства не только  самой  федерации,  но  и  ее субъектов. К ним относятся:

   1.  государственная  целостность

   2.  единство системы  государственной власти

   3.  разграничение   предметов  ведения   и   полномочий   между   органами

      государственной  власти  и органами,  государственной  власти  субъектов

      федерации

   4. равноправие и  самоопределение народов

   5. равноправие субъектов   во  взаимоотношениях  с  федеральными  органами государственной власти.

      А теперь  рассмотрим, что же в отдельности  представляет каждый их  выше перечисленных принципов.

 

 

  3.1. Государственная  целостность

 

      Федерация  состоит из государств (республик,  штатов),  государственно-

территориальных и  национально-государственных  образований,  созданных  для достижения общих  целей  с  помощью  федеральной  власти.  Это  предполагает стремление  субъектов  федерации   к   государственному,   политическому   и социально-экономическому  единству,   которое   выражается   в   целостности федерации. Государственная целостность Российской Федерации обеспечивается целостностью и неприкосновенностью ее территории;  единством  экономического пространства, которое не допускает установление таможенных  границ,  пошлин, сборов, и каких-либо препятствий для свободного перемещения  товаров,  услуг и финансовых  средств;  верховенством  Конституции  Российской  Федерации  и Федеральных законов на территории Российской Федерации; единым  гражданством Российской Федерации;  отсутствием  у  субъектов  права  выхода  из  состава Российской Федерации или иного изменения своего статуса без согласия  на  то Российской Федерации; единством системы государственной власти.

 

3.2. Единство системы  государственной власти

 

      Единство  системы  государственной   власти  -  это  одна  из  гарантий

государственной   целостности   Российской   Федерации.   Единство   системы государственной власти выражается  в  наличии  единого  высшего  органа  или системы органов, составляющих в своей  совокупности  высшую  государственную власть.

        Юридические   признаки  единства   системы   государственной   власти

заключаются в том, что  совокупная компетенция этих  органов  охватывает  все полномочия, необходимые для осуществления функций государства,  а  различные органы, принадлежащие к этой системе,  не  могут  предписывать  одновременно одни  и  тем  же   субъектам   при   одних    и   тех   же   обстоятельствах взаимоисключающие правила поведения. В Российской Федерации  государственная власть реализуется системой, в которую входят  федеральные   государственные органы - Президент, законодательные, исполнительные  и  судебные  органы,  а так же государственные органы всех субъектов Российской Федерации.

Информация о работе Формы государственного устройства