Формы государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 21:05, реферат

Описание

Форма государства – это способ образования, организации и осуществления государственной властиВ настоящее время под формой государства понимают организацию государственной власти и ее устройство. Форма государства характеризуется неразрывной связью с его содержанием. Если в свою очередь содержание позволяет установить принадлежность государственной власти, ее субъекта, ответить на вопрос, кто ее осуществляет, то изучение формы государства дает понять нам, насколько слаженно организована власть в государстве, какими органами и субъектами представлена, каков порядок взаимодействия и образования, какими методами происходит осуществление государственной власти.

Работа состоит из  1 файл

Реферат на тему Форма гос-го устройства.docx

— 43.48 Кб (Скачать документ)

 

  3.3. Разграничение предметов ведения и полномочий  между органами государственной  власти   и  органами,   государственной  власти   субъектов федерации.

 

      Система  органов государственной власти  основана на принципе разделения властей  не  только  по  горизонтали,   то   есть   между   законодательной, исполнительной и судебной  властями,  но  и  по  вертикали  -  разграничения предметов ведения и  полномочий  различных  видов  органов  федерации  и  ее субъектов. Реализуя принцип разделения властей  по  вертикали,  свойственный сегодня практически всем демократическим государствам, и признавая при  этом в  достаточно  широком  масштабе  права   на   самостоятельность   субъектов Федерации, то есть создана система,  в  которой  каждый  орган  осуществляет государственные полномочия по строго определенному кругу вопросов, и  только вся система в своей совокупности реализует государственную власть  в  целом. Вместе с тем необходимо подчеркнуть,  что  разграничение  компетенции  между органами  власти  федерации  и  ее  субъектов  базируется  на   добровольном

признании  субъектами   федерации   приоритета   ее   задач   и   целей,   а следовательно, на ограничение субъектов в их правах.

 

  3.4. Равноправие  и самоопределение народов

 

      В  Российской  Федерации  народы   пользуются   одинаковыми   правами.

Равноправие  народов  означает  равенство   их   прав   во   всех   вопросах государственного строительства,  в  развитии  культуры  и  других  областях.

Право народов на самоопределение  может  осуществляться  в  самых  различных формах. Согласно Декларации о  принципах  международного  права,  касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в  соответствии с Уставом ООН, принятой Генеральной  Ассамблеей  ООН  24  октября  1970  г., такими  формами  являются:  создание  суверенного   государства;   свободное присоединение  к  независимому    государству   или   объединение   с   ним; установление любого другого  политического  статуса.  Однако  выбор  народом

одной из форм самоопределения  не может вести к  разрушению  государственного единства и ущемлению прав человека.

       В Декларации  подчеркивается недопустимость  использования  ссылок  на самоопределение  для  подрыва  государственного  и  национального  единства. Каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных  на частичное или полное  нарушение  национального  единства  и  территориальной целостности любого другого государства и страны.

 

  3.5. Равноправие  субъектов во взаимоотношениях  с федеральными органами государственной  власти.

 

      Это   равноправие  означает,  что   все  субъекты,  федерации   обладают

одинаковыми  правами  в  своих  взаимоотношениях  с  федеральными   органами государственной власти. Однако из такого равноправия не  вытекает,  что  все субъекты федерации имеют  одинаковые  права.  Так,  например,  республика  в составе Российской Федерации  является  государством,  и  она,  конечно,  не может иметь одинаковые права, скажем, с автономным округом.  Вместе  с  тем, равноправными между собой  являются  все  республики  в  составе  Российской Федерации; все области и края; города федерального значения; все  автономные круга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

      Таким образом,  форма государства может быть  понята только  в  единстве

трех составляющих  элементов:  формы  правления,   формы   государственного устройства  и   формы   государственного   режима.   В   различных   странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки,  которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь  во взаимосвязи  и  взаимодействии.  Вместе  с  тем,  форма  всех   существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что  позволяет  дать определение каждому элементу формы государства.

      Форма   правления  отвечает  на  вопрос  о  том,  кто  и  как   правит,

осуществляет  государственную  власть   в    государственно-организованном

обществе, как устроены,  организованы  и  действуют  в  нем  государственно- властные структуры (органы государства).

      Форма   национально-государственного  устройства   и   административно-

территориального устройства  раскрывает  способы  объединения  населения  на определенной   территории,   связь   этого   населения    через    различные

территориальные и политические образования с государством в  целом.

      Политический   же   режим   характеризует,   как,    каким    способом осуществляется государственная  власть  в  конкретном  обществе,  с  помощью каких приемов и методов государство выполняет свое социальное  назначение  – обеспечивает экономическую  жизнь,  общественный  порядок,  защиту  граждан, решает другие общесоциальные, национальные, классовые задачи.

      В настоящее  время отечественная теория государства  и права как  наука,

может предложить более глубокое и достаточно  обоснованное  понимание  формы правления как одной из основных характеристик устройства  государства,  дать более взвешенную классификацию этих форм, наметить  более  реальный  прогноз их развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.  Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием (в редакции от 30.12.2008) // Российская газета, 1993 г. 25 декабря; от 21 января 2009 г.

2.  Васильев Д.А. Общая теория государства и права: Учебник для студентов. – Якутск: Экономико-правовой институт (фил.), 2005. – 208 с.

3.  Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – М.: Омега – Л, 2004. – 608 с.

4. Комаров С.А. Общая теория государства и права. Учебник. 7-е издание. СПб.: Питер, 2006. – 512 с.

5.  Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. – М.: Юристъ, 2000. – 304 с.

6.  Певцова Е.А. Право: Основы правовой культуры: Учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2. – 2-е изд. – М.: ООО «Тид Русское слово – РС», 2006. – 224 с.

7.  Теория государства и права. 100 экзаменационных ответов: Экспресс-справочник для студентов вузов. – Изд. 2-е., испр. и доп. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. – 288 с.

8.  Теория государства и права: Учебник/ Под ред. В.Я. Кикотя, В.В. Лазарева, – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008. – 624 с.

9.  Теория государства и права: Учебник для вузов/ Под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2001. – 640 с.

10.  Теория государства и права: Учебник для вузов. 2-е изд, изм. и доп./ Под ред. проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 2000. – 616 с.

11.  Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений/ Под ред. проф. В.Г. Стрекозова. – М.: Изд-во «Интерстиль», 2000. – 378 с.

12.  Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М.: Юрайт – М, 2001. – 432 с.

 

                                                                                               


Информация о работе Формы государственного устройства