Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 21:05, реферат
Форма государства – это способ образования, организации и осуществления государственной властиВ настоящее время под формой государства понимают организацию государственной власти и ее устройство. Форма государства характеризуется неразрывной связью с его содержанием. Если в свою очередь содержание позволяет установить принадлежность государственной власти, ее субъекта, ответить на вопрос, кто ее осуществляет, то изучение формы государства дает понять нам, насколько слаженно организована власть в государстве, какими органами и субъектами представлена, каков порядок взаимодействия и образования, какими методами происходит осуществление государственной власти.
Министерство образования и науки Республики Башкортостан
ГБОУ СПО «Уфимский государственный профессиональный – педагогический колледж»
Механизмы привлечения инвестиции
Реферат
по дисциплине «Управление территориями и имуществом»
специальность 080114 «Земельно-имущественные отношения»
Тема: «Формы государственного устройства»
Уфа 2012г.
Введение
Марксистко-ленинская теория считает основной причиной возникновения государства раскол общества на противоположные классы с непримиримыми противоречиями. По этой причине официальная советская историография долгое время не признавала государственность скифов. Между тем наличие государства языческих славян никак не оспаривалось. Второе ошибочное следствие из данной посылки заключалось в том, что все государства древнего мира должны были быть непременно рабовладельческими. Поэтому кастовая или иная стратификация необоснованно отождествлялись с рабовладением.
Основоположники марксизма допускали и иной подход к объяснению появления государства. Как писал Ф. Энгельс, к нему «стихийно сложившиеся группы одноплеменных общин в результате своего развития пришли сначала в целях удовлетворения общих интересов и для защиты от внешних врагов».
На этих позициях стоит и современная теория государства.
Несмотря на то, что представители разных классов, страт, каст оказывались в далеко не равном положении, государство все же всегда возникало в связи с необходимостью удовлетворения общих интересов населения: защиты от внешних нападений, обеспечения общественных работ, санитарных условий и т.п.
Признание государства органом всего общества - характерный мотив любого идеалистического учения о государстве, т.е. учения, исходящего из идеи, а не из эмпирически установленных фактов. Если государственная власть - от Бога, значит, она должна быть равной по отношению ко всем и не иметь классового уклона. Так, по крайней мере, следует из христианской религии. Патриархальная теория происхождения государства, выдвинутая еще Аристотелем, видит в государстве разросшуюся семью, опекающую подданных, как отец своих детей. Договорная теория Руссо предоставляет власти только те полномочия, которыми ее наделяют «договорившив- шиеся» граждане. Теория, утверждающая власть государства через согласие подданных на подчинение, и теория правового государства, требующая ограничения власти законом, требованиями справедливости, правами человека, отражают хотя и правильные, но сугубо идеологические и психологические основы возникновения и функционирования государства.
Государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от их принадлежности какому-либо роду или племени. Это означает, что государство имеет свою территорию, определяет ее границы и защищает от нападения извне. Постоянное население данной территории, как правило, имеет устойчивую связь с государством в виде
Подданства или гражданства и пользуется его защитой внутри страны и за ее пределами. Государственная власть распространяется и на находящихся в стране иностранцев и лиц, не имеющих гражданства. Однако они имеют особое правовое положение.
Форма государства – это способ образования, организации и осуществления государственной власти.
Нередко в уличных разговорах можно услышать такие «политические» выражения: «Раньше, при царском режиме…», «А это уже при большевиках было!», «У них там, в их «демократиях» …», «А сейчас какое правление?». Внимательный слушатель легко определит, что речь идет о том, чем отличаются различные формы власти, правления. Но представление об этом предмете у населения самое «пестрое».
Вместе с тем характеристики форм власти настолько важны, что подчас одна и та же страна (например, Россия), поменявшая форму правления, выглядит как два разных государства – одно до смены правления, а другое – после. Действительно, что общего было у царской России с большевистским Советским Союзом?
Вот почему одна из важнейших конкретных политических характеристик любой страны – ее форма правления (или форма государства), суть которой – в чьих руках сосредоточена государственная власть.
Когда раскрыта «сущность» государства – определено его социальное назначение, отличие от догосударственной организации общества, выделены главные признаки и даны основные характеристики, возникает задача рассмотреть, как устроено государство, т.е. в каких конкретных формах существует и функционирует эта особая политическая, структурная, территориальная организация общества.
Форма государства является непосредственным выразителем его сущности и содержания. Каковы сущность и содержание (функции) государства, такова, в конечном счете, будет и его форма.
Исследовать государство с точки зрения его сущности означает выявить волю и интересы, каких слоев общества, групп, классов оно в первую очередь выражает и защищает. Рассматривать государство под углом зрения содержания означает установить, как и в каких направлениях, оно при этом действует. Изучить же государство с точки зрения его формы, – это значит, в первую очередь, изучать его строение, его составные части, внутреннюю структуру, основные методы установления и осуществления государственной власти.
Формы государства, так же, как его сущность и содержание, никогда не оставались и не остаются раз и навсегда установленными, неизменными. Под влиянием множества экономических, социально-политических, идеологических и иных факторов они всегда изменялись и развивались. Постоянно менялось и представление о них. Справедливым является утверждение Л. Гумпловича о том, что «учение о различии государств или о государственных формах» является «столь же шатким и неустановленным, как и определение понятия государства».3
В реальной жизни наблюдается необычайное разнообразие форм государства. Каждое государство по своему закрепляет систему государственных органов, их полномочия и связи друг с другом и населением. Так все современные государства имеют представительные (законодательные) органы, однако вряд ли найдутся хотя бы два полностью идентичных органа. Парламент Франции состоит из двух палат, законодательная деятельность которых значительно ограничивается деятельностью правительства. Парламент Италии также состоит из двух палат, но имеет более широкие законодательные полномочия по сравнению с парламентом Франции и к тому же избирает президента республики. Парламент Греции также избирает президента, имеет широкие полномочия в сфере законотворчества, но является однопалатным.
На форму государства влияют разнообразные политические, экономические, социальные и иные факторы. Особое значение имеет классовая борьба, непосредственное участие того или иного класса в деятельности государства.
В современных условиях активные действия рабочего класса и других трудящихся за свои права, сказываются на политическом режиме государства, способах осуществления государственной власти и его взаимодействии с населением, наличии у всех граждан той или иной части прав и свобод, закрепленных нормами международного права и конституцией страны.
Форма государства не может не учитывать и национальный состав населения, стремление отдельных наций и народностей иметь собственное государственное образование. Федерация является одним из способов удовлетворения потребностей отдельных наций и народностей в автономии, предоставляет им право самостоятельного решения вопросов, определяемых конституцией страны или специально заключенным договором между субъектами федеративного государства.
Форма государства в известной степени зависит от традиций в истории развития страны, а также от борьбы органов государства за власть, за право принимать решения по основополагающим вопросам жизни и деятельности государства и общества.
На форму государства заметное влияние оказывают идеологические установки партий и социальных слоев, осуществляющих государственную власть, позитивный опыт других государств, а также научные разработки проблем организации и деятельности государства.
В настоящее время под
формой государства понимают организацию
государственной власти и ее устройство.
Форма государства
Форма государства, то есть устройство государственной власти, ее организация, в содержательном отношении выступает в разных аспектах.
Во-первых, это определенный
порядок образования и
Во-вторых, это способ территориального
устройства государства, определенный
порядок взаимоотношений
В-третьих, это приемы и
методы осуществления государственной
(политической) власти. Таким образом
форма государства
Являясь одни из аспектов формы
государства, государственное устройства
играет очень большую роль для
стабильности и четкого взаимодействия
между субъектами, определяя внутреннюю
структуру государства. В рамках
территориального устройства государства
складывается определенная система
территориальных единиц, на которые
делится государство, система государственных
связей между государством в целом
и этими территориальными единицами.
Характер подобных связей зависит от
правового статуса, как государства
в целом, так и каждый из его
территориальных единиц. Таким образом
под формой государственного устройства
понимают административно-
С точки зрения государственного устройства, государство можно подразделить на унитарные (единые государственные образования); федерации (союзы относительно самостоятельных в правовом отношении государственных образований: союзных республик, автономных республик, штатов, земель и т.п.); конфедерации (государственно-правовые объединения, союзы суверенных государств).