Инновации предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:34, курсовая работа

Описание

Цели курсовой работы:
Узнать сушьность иновационного предпринемательства, классификации инноваций и характеристики организационных форм
Отценить инновационные проекты и их влияние на сновные результаты деятельности организации

Содержание

Введение………………………………………………………………………….............3
Инновации предприятия
Сущность инновационного предпринимательства. Классификация инноваций, характеристика организационных форм……………………………………………………………...............................4
Инновационные проекты и их влияние на основные экономические результаты деятельности организации…….........................................................14
Измерение и оценка инновационных проектов. ……………………................19
Заключение………………………………………………………………………29
Практическая часть
Составления финансового плана
Анализ

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 51.22 Кб (Скачать документ)

 

В таблице 1.1 предложен классификатор  инноваций, использование которого позволит оценивать их конкретнее, объективнее, более комплексно подмечать  их результативность и определять направления инновационного процесса, требующие корректировки или поддержки, а также выявлять неоднородность инноваций и подбирать методы управления каждой из них, адекватные особенностям каждого инновационного процесса.

 

Классификационный признак

Классификационные группировки

 

По сфере реализации

Управленческие, технологические, организационные, информационные и другие

 

По частоте появления

Разовые, повторяющиеся

 

Темпы осуществления инноваций

Быстрые, замедленные, затухающие, равномерные, скачкообразные

 

Масштабы инноваций

Трансконтинентальные, транснациональные, национальные, региональные, на предприятии

 

Результативность инноваций

Высокая, низкая, стабильная

 

Эффективность инноваций

Эконом, социальная, экологическая, интегральная

 
 

Рис. 1.1. Классификация инноваций

 

Различные виды инноваций находятся  в тесной взаимосвязи и предъявляют  специфические требования к инновационному механизму. Так, технические и технологические  инновации, влияя на содержание производственных процессов, одновременно создают условия  для управленческих инноваций, поскольку  вносят изменения в организацию  производства. Приведенные классификации  свидетельствуют о том, что процессы нововведений многообразны и различны по своему характеру. Следовательно, формы  организации нововведений, масштабы и способы воздействия на экономику, а также методы оценки их эффективности  также должны отличаться многообразием.

Характеристика  основных организационных форм инновационной  деятельности

Организация инновационного процесса - деятельность по объединению усилий научно-технического персонала на основе соответствующих регламентов и  процедур, направленная на ускорение  и повышение эффективности инновационного развития. Цель организации - упорядочение инновационного процесса, улучшение  его характеристик, ликвидация потерь, связанных с повторным проведением (дублированием) исследований и разработок, неполным использованием имеющихся  открытий, медленным осуществлением процесса - «исследование - производство». Особенности организации инновационного процесса связаны с внутренне  присущей ему неопределенностью. Неопределенность достижения цели, т.е. вероятность получения  положительного результата, составляет на стадии фундаментальных исследований всего 5- 10%, увеличиваясь на этапе прикладных исследований до 85 - 90%, а в процессе разработок - до 95 -97%. Однако и на поздних  стадиях инновационного цикла остается существенной неопределенность времени  и затрат, необходимых для достижения эффекта. Жесткое нормирование сроков и затрат уменьшает вероятность  получения заданного результата, а регламентация результата и  сроков связана с допущением возможности  значительного перехода средств. Короче говоря, организация инновационного процесса основывается на учете его  вероятностного характера, статистической природы действующих здесь закономерностей.

Организация инновационного процесса в широком смысле включает организацию  научно-производственного цикла (определение  специализации и ответственности  организаций, их размера, размещения, установление последовательности и порядка выполнения работ), организацию труда персонала  и организация управления. Высокие  темпы и эффективность обновления продукции, технологических процессов, их конкурентоспособность (на внутреннем и внешнем рынках) во многом определяются организационной составляющей инновационного механизма. При этом особую роль играют организации, в которых сосредоточены  основные работы по созданию и освоению инноваций, - отраслевые научно-исследовательские  и проектно-конструкторские институты, опытные и специальные конструкторские  бюро, конструкторские бюро и отделы предприятий (объединений), акционерных обществ. В общем виде научные и научно-технические организации (независимо от отраслевых и региональных особенностей, секторов науки) можно классифицировать следующим образом:

- научно-исследовательские институты  (НИИ);

- конструкторское бюро (КБ);

- проектно-технологические институты  (ПТИ);

- проектно-конструкторские институты  (ПКИ);

- государственные проектные институты  (ГПИ).

При этом под научной (научно-технической) организацией следует понимать специализированное и обособившееся хозяйственно самостоятельное  учреждение, главной целью которого является проведение научных исследований (фундаментальных, поисковых и прикладных) или научно-технических разработок (конструкторских, технологических, проектных, организационных). К научным организациям (учреждениям) относятся организации, которые систематически ведут научные  исследования в определенной области  знаний и отрасли наук по плану  научных работ, составленному с  учетом потребностей рынка в инновациях (новшествах) и государственных интересов, имеющие источники финансирования на проведение исследований.

 

 

    1. Инновационные проекты и их влияние на основные экономические результаты деятельности организации.

 

  Инновационный проект (инновация, нововведение) - это конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

 

   Цель  деятельности любого предприятия  состоит в максимизации прибыли.  Инновационная деятельность играет  решающую роль в максимизации  прибыли предприятия, главного  фактора его экономической устойчивости.

  Инновации  как результат инновационной  деятельности, с одной стороны,  должны быть ориентированы на  лучшее, более полное удовлетворение  запросов потребителей, а с другой  — на получение определенного  эффекта, заключающегося в обеспечении  экономической стабильности предприятия,  основывающейся на постоянстве  получения прибыли и её увеличения.

  Во-первых, это расширение номенклатуры  реализуемой продукции (услуг). Применительно  к уже функционирующему предприятию  расширение номенклатуры выпускаемой  продукции возможно только по  двум направлениям: за счет выпуска  новой продукции или за счет  совершенствования уже выпускаемой  продукции либо оказываемой услуги. Очевидно, что как первое, так  и второе направление, обеспечивающее  расширение номенклатуры выпускаемой  продукции (услуг), а в конечном  счете ведущее к увеличению  прибыли, напрямую связаны с  инновационной деятельностью, так  как совокупность работ, связанных  с разработкой, освоением и  улучшением уже производимой  продукции по своей сути является  инновационной деятельностью. 

  Во-вторых, максимизация цены, по которой  реализуется продукция или оказывается  услуга. Очевидно, что возможность  увеличения цены реализации продукта  или услуги напрямую зависят  от спроса и предложения продукции.  Важнейшее значение здесь имеет  следующее: действует ли предприятие  в условиях конкурентной борьбы  или занимает монопольное положение.

  В-третьих,  минимизация затрат на изготовление  и реализацию единицы продукции  (услуги). Снижение затрат на изготовление  и реализацию единицы продукции  или услуги возможно только  двумя путями; либо за счет  мобилизации резервов уже используемой  технологии, либо за счет освоения  новой технологической цепи или  новых элементов в старой технологической  цепи. При этом имеется в виду  как освоение новой техники,  технологии, так и новых методов  организации и управления производством  и сбытом продукции. Пути максимизации  прибыли предприятия за счет  минимизации затрат на изготовление  и реализацию единицы продукции  (услуги) определяются эффективностью  инновационной деятельности.

  В-четвертых,  максимизация объемов реализации  продукции или услуги. Здесь можно  выделить два основополагающих  направления: увеличение объемов  реализации старой продукции  (услуги) и новой. В свою очередь,  увеличение объемов реализации  старой продукции возможно за  счет проведения комплекса маркетинговых  мероприятий, направленных на  стимулирование сбыта (реклама,  лотереи, конкурсы, распродажа и  т. д.), выход на новые рынки  со старой (для данного предприятия)  продукцией, а также за счет  повышения потребительской привлекательности  продукции. В данном случае  под потребительской привлекательностью  имеется в виду совокупность  параметров продукции, отражающих  ее способность удовлетворять  как уже существующие, так и  новые, в том числе скрытые  (неосознанные) требования потребителей. В свою очередь, потребительская  привлекательность включает этакие  элементы, как цена продукции,  качество и дополнительные функции  продукции. Повышение потребительской  привлекательности будет означать  привлекательное с точки зрения  потребителей изменение вышеозначенных  элементов. Очевидно, что деятельность, вязанная с повышением качества  выпускаемой продукции (услуги), а также придание ей новой  функции, будет являться инновационной.  В свою очередь, выпуск новой  продукции является также результатом  инновационной деятельности. Таким  образом, увеличение объёмов реализации  продукции или услуги также  во многом достигается за счёт  соответствующих инновационных  преобразований.

   Результатом инновационной деятельности являются ноу-хау, которые представляют собой полностью или частично конфиденциальные знания, опыт, навыки, включающие сведения технического, экономического, административного, финансового и иного характера. Использование ноу-хау обеспечивает определенные преимущества и коммерческую выгоду лицу, их получившему.

   Эффект от использования инноваций зависит от учитываемых результатов и затрат. Определяют экономический, научно-технический, финансовый, ресурсный, социальный и экономический эффект.

   Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую необходимость, осознанную через потребности рынка. Следует обратить внимание на два момента: "материализацию" инновации, изобретений и разработок в новые технически совершенные виды промышленной продукции, средства и предметы труда, технологии и организации производства и "коммерциализацию", превращающую их в источник дохода.

   Материальными результатами инновационной деятельности являются созданные и освоенные машины, оборудование, приборы, средства автоматизации.

   Выход на рынок технологий свидетельствует об эффективности инновационной деятельности.

Инновации дают возможность предприятию повысить прибыль, обеспечивая конкурентоспособность  продукции, снизить риск банкротства  в переходный период, обеспечить экономическую  устойчивость. Последнее является обобщающим фактором выживания предприятия  среди конкурентов, так как определяет степень подготовленности к изменениям внешней среды. Обеспечивая тем  самым меньшую зависимость от внешней среды, экономическая устойчивость в свою очередь находится под  влиянием инновационной сферы деятельности. Отсюда следует, что экономическая устойчивость тем выше, чем выше прибыль, которая зависит от степени внедрения инноваций.

   Оценка результатов инновационной деятельности является весьма актуальным направлением статистики инноваций, представляющим непосредственный интерес для всех уровней управления — от предприятий, заинтересованных в осуществлении такой инновационной стратегии, которая обеспечила бы им наибольшую прибыль, до федеральных министерств и ведомств, отвечающих за научно-техническую и инновационную политику в стране. Она имеет существенное значение и для деловых кругов при выборе перспективных инвестиционных проектов.

   Статистика выработала достаточно надежные подходы к оценке влияния технологических инноваций на результаты деятельности предприятий и использование факторов производства. Прежде всего это определение динамики продаж за счет осуществления инноваций. Для ее расчетов используется показатель инновационной продукции — продукции, произведенной в отчетном году на основе разного рода технологических изменений. Состав инновационной продукции определяется по типам технологических инноваций с учетом степени их новизны. Она охватывает изделия новые (вновь внедренные) или подвергавшиеся усовершенствованию, а также основанные на новых или значительно усовершенствованных методах производства (прочая инновационная продукция). При этом понятие новой (вновь внедренной) продукции соответствует понятию радикальной продуктовой инновации, усовершенствованной продукции — понятию инкрементальной продуктовой инновации. Прочая инновационная продукция является результатом внедрения процессных инноваций, как правило, это уже выпускаемая предприятием продукция. К данной категории инновационной продукции относят и продукцию, базирующуюся на заимствованном передовом опыте, когда внедряют новые или усовершенствованные методы производства, реализованные ранее в производственной практике других стран или предприятий и распространяемые путем технологического обмена (беспатентных лицензий, ноу-хау и т.п.).

   Статистика учитывает объем инновационной продукции в отпускных ценах предприятий без налога на добавленную стоимость, спецналога и акцизов. Исходя из этого определяется удельный вес инновационной продукции (в том числе новой, усовершенствованной и прочей) в общем объеме отгруженной продукции. Аналогичные расчеты проводятся также применительно к экспортной продукции (с выделением экспорта в страны СНГ и дальнего зарубежья).

   Общий объем отгруженной продукции предприятия рассматривается также по стадиям ее жизненного цикла (освоения, наращивания объемов производства, стабилизации выпуска продукции, снижения объемов производства), что дает возможность оценить структуру производства с позиций технологического обновления продукции и его перспективы.

   Показатели, характеризующие влияние инноваций на результаты деятельности предприятий, измеряются суммой прибыли от реализации инновационной продукции и ее долей в общей сумме годовой прибыли. Результаты инновационной деятельности проявляются также в изменении затрат производственных ресурсов. В связи с этим используются показатели, отражающие снижение издержек производства в результате внедрения инноваций за счет сокращения затрат на оплату труда, материалы, энергию и др., повышения фондоотдачи и прочих факторов.

   Оценка результативности инновационной деятельности органично сочетается с изучением факторов, препятствующих ее осуществлению. Анализ проблем предприятий имеет серьезное значение для выявления узких мест в инновационном процессе, выработки мер по повышению его эффективности. Статистика предусматривает оценку значимости подобных факторов, в том числе экономических, связанных с финансовыми ресурсами предприятия, спросом на новую продукцию, стоимостью, рисками и сроками окупаемости инноваций; производственных, выражающихся в наличии у предприятия необходимого инновационного потенциала, квалифицированных кадров, информации, возможностей производственной и научной кооперации; а также иных причин, сдерживающих инновационную деятельность (отсутствие необходимости в нововведениях, недостаточность правовой базы, неразвитость инновационной инфраструктуры и др.).

 

 

    1. Измерение и оценка инновационных проектов.

   Для снижения риска инновационной деятельности предпринимательской фирме необходимо в первую очередь провести тщательную оценку предлагаемого к осуществлению инновационного проекта. Инновационный проект, эффективный для одного предприятия, может оказаться неэффективным для другого в силу объективных и субъективных причин, таких, как территориальная расположенность предприятия, уровень компетентности персонала не основным направлениям инновационного проекта, состояние основных фондов и т. п.

Информация о работе Инновации предприятия