Основными
критериями для оценки инвестиционных
проектов являются:
А. Цели
организации, стратегия, политика и ценности.
- Совместимость проекта с текущей стратегией организации и долгосрочным планом.
- Оправданность изменений в стратегии организации (в случае, если этого требует принятие проекта).
- Соответствие проекта отношению организации к риску.
- Соответствие проекта отношению организации к нововведениям.
- Соответствие проекта требованиям организации с учетом временного аспекта (долгосрочный или кратко срочный проект).
- . Соответствие проекта потенциалу роста организации.
- . Устойчивость положения организации.
- . Степень диверсификации организации (т.е. количество отраслей, не имеющих производственной связи с основной отраслью, в которой осуществляет свою деятельность организация, и их доля в общем объеме ее производства), влияющая на устойчивость ее положения.
- . Влияние больших финансовых затрат и отсрочки получения прибыли на современное состояние дел в организации.
- Влияние возможного отклонения времени, затрат и исполнения задач от запланированных, а также влияние неудачи проекта на состояние дел в организации.
Б. Финансовые
критерии
- . Размер инвестиций (вложения в производство, вложения в маркетинг; для проектов НИОКР затраты на проведение исследования и стоимость развития, если исследование успешно).
- Потенциальный годовой размер прибыли.
- Ожидаемая норма чистой прибыли.
- .Соответствие проекта критериям экономической эффективности капиталовложений, принятым в организации.
- Стартовые затраты на осуществление проекта.
- Предполагаемое время, по истечении которого данный проект начнет приносить расходов и доходов.
- Наличие финансов в нужные моменты времени.
- Влияние принятия данного проекта на другие проекты, требующие финансовых средств.
- Необходимость привлечения заемного капитала (кредитов) для финансирования проекта, и его доля в инвестициях.
- I0.Финансовый риск, связанный с осуществлением проекта.
- Стабильность поступления доходов от проекта (обеспечивает ли проект устойчивое повышение темпов роста доходов фирмы, или доход от года к году будет колебаться).
- Период времени, через который начнется выпуск продукции (услуг), а, следовательно, возмещение капитальных затрат.
- Возможности использования налогового законодательства (налоговых льгот).
- Фондоотдача, т.е. отношение среднего годового валового дохода, полученного от проекта, к капитальным затратам (чем выше уровень фондоотдачи и, тем ниже в общих расходах организации доля постоянных издержек, не зависящих от изменения загрузки производственных мощностей, а, следовательно, тем меньше будут убытки в случае ухудшения экономической конъюнктуры; если уровень фондоотдачи в данной организации ниже среднеотраслевого, то в случае кризиса у нее больше шансов разориться одной из первых).
- Оптимальность структуры затрат на продукт, заложенный в проекте (использование наиболее дешевых и легко доступных производственных ресурсов).
В. Производственные
критерии
- Необходимость технологических нововведений для осуществления проекта.
- Соответствие проекта имеющимся производственным мощностям (будет ли поддерживаться высокий уровень использования имеющихся в наличии производственных мощностей или с принятием проекта резко возрастут накладные расходы).
- Наличие производственного персонала (по численности и квалификации).
- Величина издержек производства. Сравнение ее с величиной издержек у конкурентов.
- Потребность в дополнительных производственных мощностях (дополнительном оборудовании).
Г. Внешние
и экологические критерии.
- Возможное вредное воздействие продуктов и производственных процессов.
- Правовое обеспечение проекта, его непротиворечивость законодательству.
- Возможное влияние перспективного законодательства на проект.
- Возможная реакция общественного мнения на осуществление проекта
В заключение следует сказать, что
поддержка инновационного предпринимательства
является одним из приоритетных направлений
государственной научно-технической
и экономической политики во всех
странах с развитой рыночной экономикой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Инновации -
очень эффективный способ вывести
предприятие на новый уровень
и получить дополнительную прибыл.
Для введения инновации необходим
предварительный анализ и оценка
возможностей. Предприятие вводящие
иновацию рискует, но в случае удачи
этот риск окупается. Инновации необходимы
в любой сфере, без них невозможно
развитие и продвижение вперёд.