Исследование социально-психологических особенностей личности, и формирование плана жизни и развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 10:34, контрольная работа

Описание

Целью данной контрольной работы является формирование жизненного плана личности. Объектом исследования является личность конкретного студента.
Предметом исследования является социально-психологические качества личности студента и система взаимосвязанных и обобщенных целей, которые ставит перед собой каждый студент.

Работа состоит из  1 файл

контрольная (1).doc

— 159.50 Кб (Скачать документ)

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГЕОДЕЗИИ И КАРТОГРАФИИ

 

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИЯМИ КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

 

 

 

 

Контрольная работа на тему:

 

«Исследование социально-психологических особенностей личности, и формирование плана жизни и развития»

 

                 Дисциплина: «Исследование систем управления»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                Работу выполнила: Студентка ФЭУТ

                                                                                                Специальность:  менеджмент организации

 

                                                                   Шутко Екатерина Константиновна.

 

                                                        Работу проверил: Пустовойт Ю.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОСКВА 2010

 

 

Цели и задачи контрольной работы.

В настоящее время в современном обществе интерес к проблемам возможностей человеческой личности настолько велик, что личность является объектом или предметом исследования подавляющего большинства наук. Проблема личности стоит в центре философского и социального знания, ею занимается этика, эстетика, педагогика, психология, генетика и т.д. Формирование самостоятельной, инициативной, творческой личности, готовой к инновационной деятельности - сверхзадача учебной деятельности в ВУЗе.

Целью данной контрольной работы является формирование жизненного плана личности. Объектом исследования является личность конкретного студента.

Предметом исследования является социально-психологические качества личности студента и система взаимосвязанных и обобщенных целей, которые ставит перед собой каждый студент. В процессе исследования используются методы эмпирического, экспериментально-теоретического, теоретического уровней. Это наблюдение, сравнение, счёт, измерение, эксперимент, обобщение, абстрагирование, формализация, анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, моделирование, идеализация, ранжирование, а также аксиоматический, гипотетический, исторический и системный методы.

 

 

Порядок выполнения работы.

Работа выполняется в следующей последовательности:

  1. Дать характеристику составляющих личности.
  2. Описать признаки и черты личности.
  3. Охарактеризовать потенциал личности.
  4. Составить жизненный план личности.

Под личностью человека подразумевается своеобразие его поведения, оригинальность мышления, богатство внутреннего мира (чувств, эмоций, воображения, морально-этических ценностей).

В психологии существуют различные подходы к описанию и пониманию личности, при этом личность рассматривается как:

  1. некоторое психофизиологическое единство, включающее физическое и социальное окружение;
  2. множество черт, т.е. относительно устойчивых особенностей, проявляющихся во внутреннем диалоге субъекта с самим собой, а также в поведении, высказываниях, отношении к нему со стороны других;
  3. система конструктов: конструкт - это своеобразная оценочная ось (например, плохой -хороший). Он представляет собой элементарную единицу нашего восприятия, отношения, в который соединены объективные сведения и субъективная их интерпретация;

 

  1. система конструктов: конструкт - это своеобразная оценочная ось (например, плохой -хороший). Он представляет собой элементарную единицу нашего восприятия, отношения, в который соединены объективные сведения и субъективная их интерпретация;
  2. система личностных смыслов, индивидуальных способов упорядочения внешних впечатлений и внутренних переживаний. При этом подходе ориентируются на содержание потребностно-мотивационной сферы;
  3. деятельное Я субъекта, система планов, отношений, направленности, смысловых образований, корректирующих его поведение;
  4. субъект персонификации, т.е. потребности и способности индивидов вызвать значимые изменения в физическом и социальном окружении.

Множество подходов и определений указывают на разнообразие и сложность описания личности. Важными социально-психологическими феноменами личности являются заражение, негативизм, аффилиация, аттракция, альтруизм, маргинальность, индифферентность.

  1. Заражение - чувственное состояние человека, которое определяется соотношением между системой потребностей и оценкой вероятности их удовлетворения в связи с окружающими условиями.
  2. Негативизм (от лат. «отрицание») - необоснованное противодействие всему, что исходит от других людей, которое свидетельствует о слабости воли, неумении владеть собой.
  3. Аффилиация - (от англ. «присоединять», присоединяться») - стремление человека быть в обществе других людей.
  4. Аттракция (от лат. «привлекать», «притягивать») - привлекательность, возникающая при восприятии человека человеком.
  5. Альтруизм (от лат. «другой») - черта личности и нравственная норма, бескорыстное и уважительное отношение к другим людям, готовность сопереживать им, действовать в их интересах.
  6. Маргинальность (от лат. «край», «граница») - пограничность, периферийность или промежуточность по отношению к каким-либо социальным обществам (национальным, культурным, религиозным).
  7. Индифферентность - равнодушие друг к другу, безучастность.

Проанализировав вышесказанное, и дав характеристику составляющих моей личности, делаю вывод о том, что моей личности присущи заражение, то чувственное состояние, которое определяется соотношением между системой потребностей и оценкой вероятности их удовлетворения в связи с окружающими условиями; аффилиация- стремление быть в обществе других людей; аттракция- привлекательность, возникающая при восприятии человека человеком, и альтруизм- черта личности и нравственная норма, бескорыстное и уважительное отношение к другим людям, готовность сопереживать им, действовать в их интересах, который проявляется в большой степени.

Основными составляющими моей личности являются:

  1. темперамент - особенности нейродинамической организации индивида; По данным психологического обследования по типу темперамента я являюсь ярко выраженным холериком (51% холерик, 31% сангвиник,10% флегматик, на 8 % меланхолик).

2. потребностно-мотивационная сфера. Она включает в себя различные потребности (испытываемые человеком нужды в определённых условиях жизнедеятельности и развития), мотивы (связанные с удовлетворением определённых потребностей побуждения к деятельности) и направленность (система устойчивых предпочтений и мотивов личности, ориентирующих динамику развития этой личности и задающих главные тенденции её поведения); Выделяют три вида детерминации потребностей: естественный, материальный и духовный, а условно потребности также разграничивают на естественные, материальные и духовные. Потребность - это когда я нахожусь в состоянии нужды в чем-либо ,т.е. исходная форма моей активности , что необходимо для моего нормального функционирования.  
   Потребность может быть осознанной и неосознанной. Когда она осознанна у человека возникает побуждение к деятельности.  
   Мотив - осознанная и опредмеченная потребность, субъективное отражение потребности.  
   Потребность объективна, мотив - субъективен. Связь между потребностями и мотивами неоднозначна. Потребность может вызвать несколько мотивов и мотив может быть вызван несколькими потребностями.  
   Потребностно-мотивационная сфера является исходным звеном направленности, которая выступает как системообразующее свойство личности. Направленность - система доминирующих мотивов.  
   Составляющие направленности: потребности, жизненные цели, мотивационная сфера и способности. На этом фундаменте формируются жизненные цели личности. Мотив является компонентом мотивационной сферы личности. Некоторые мотивы являются относительно устойчивыми и доминирующими, образующими "стержень" всей жизни, всей сферы (в них и проявляется направленность личности). В ходе жизни личности происходит дифференциация и интеграция мотивов, на базе одного из них формируются другие. Мотивы связаны с конкретной ситуацией и зависят от нее. Выделяют "короткие" и "дальние" мотивы. А так же: 
   1. Ситуационные (обусловленные конкретной обстановкой);  
   2. Связанные с той или иной деятельностью;  
   3. Связанные с жизнью в коллективе;  
   4. Связанные с обществом в целом.  
 Мотив - это выбор направленности деятельности, определяемой актуальными потребностями, а также возможностями и ограничениями, заложенными в ситуации.

Мною руководят следующие  потребности: 
    1. базовые (физиологические потребности, потребность в безопасности,уважении, материальные условия, средства жизни, общение, отдых);  
   2. производные (эстетические, потребность в обучении);  
   3. высшие (потребность в творчестве, самореализации).

  1. эмоционально-волевая сфера;

Регуляцию эмоциональным состоянием человека и его поведением в целом осуществляет воля. Мои волевые действия, закрепляясь в процессе регулярного выполнения, формируются в разнообразные волевые качества: целеустремленность, настойчивость, выдержку, решительность, инициативность, самостоятельность, организованность, дисциплинированность, смелость, исполнительность и др. Значение воли для осуществления мной активной жизнедеятельности  чрезвычайно высоко. Для таких людей как я, с развитой волей, присущи следующие черты характера: целеустремленность, т.е. ясное представление того, чего я хочу добиться, определение главной и второстепенной цели; решительность, которая проявляется в продуманном, своевременном принятии решений относительно того, какими путями и способами необходимо добиваться цели, и планомерном осуществлении поставленной задачи; настойчивость, способность вопреки различным трудностям идти к поставленной цели, довести начатое дело до конца; выдержка, самообладание, проявляющиеся в умении сдерживать проявление отрицательных психических состояний, эмоций, мешающих достижению целей; самостоятельность, выражающаяся в способности противостоять посторонним воздействиям; самостоятельность тесно связана с инициативой, творческим подходом к решению возникающих задач, с умением аргументировано отстаивать свою точку зрения и добиваться ее осуществления. Воля определяет многие мои положительные качества : мою исполнительность, дисциплинированность, решительность, самоотверженность, мужество, смелость. Мои волевые качества выступают необходимым условием эффективного решения ими  задач, возникающих в процессе жизнедеятельности.

  1. когнитивно-познавательная сфера; 
     
    Когнитивно-познавательные процессы – это система психических функций, обеспечивающих отражение, познание субъектом явлений объективного мира, т.е. природной и социальной среды. В эту систему включаются следующие процессы: 
    1. Сенсорные процессы (ощущение, восприятие), которые служат для отражения объектов в форме конкретных чувственных образов. 
    В моих ощущениях отражаются отдельные качества предметов: цвет, запах, звук, температура, болевые раздражители, перемещение и положение тела в пространстве. Мое восприятие позволяет отражать целостные образы объектов – животных, растений, технических устройств, рисунков, речевых сигналов. Восприятие играет ведущую роль при анализе любой произошедшей в моей жизни ситуации.  
    2. Память – это система мнемических (греч. mneme – память) процессов, которые служат для запоминания, сохранения и последующего воспроизведения в форме словесных отчетов и действий тех знаний, которые были восприняты и усвоены в прежнем опыте субъекта. Память – основа правосознания личности, так как в ней формируются и сохраняются эталоны социального поведения. Память позволяет мне и любому человеку в пределах его субъективного пространства соединять прошлый, текущий и предстоящий планы его деятельности и тем самым осуществлять прогнозирование, предвидение событий. 
    По временному параметру различают мгновенную (сенсорную), кратковременную (оперативную) и долговременную память, образующих единую систему переработки информации для эффективной организации учебной и всех видов профессиональной деятельности. Так, для кратковременной оперативной памяти важна четкая дозировка материала (от 5 до 7 объектов на одно предъявление). Для успешной работы долговременной памяти необходимы: 
    – смысловая переработка запоминаемого материала; 
    – включение материала, подлежащего усвоению , в активные формы практической деятельности, в решение профессиональных задач; 
    – адекватная мотивация (наличие интересов, включение эмоциональных переживаний); 
    – систематизация усвоенного материала. 
    3. Мышление – это система процессов, осуществляющих отражение объектов в их закономерных связях и отношениях, понимание их смысла, прогнозирование, принятие обоснованных решений. Моё мышление включает в себя такие операции, как анализ и синтез, сравнение и различение, абстрагирование и конкретизацию. Благодаря своему мышлению я познаю законы природы и общества, сознательно управляю своим поведением, обладаю правосознанием. Моё мышление – это всегда решение каких-либо проблем, поэтому его развитию способствуют проблемные ситуации, решение профессиональных задач. Решение разного рода бытовых и профессиональных задач требует участия различных типов мышления: образного или абстрактного, практического или теоретического.  
    4. Речь – это система процессов, обеспечивающих передачу и прием информации, социальное управление людьми и саморегуляцию. Важным качеством во мне является общая культура речи, грамотное владение устной и письменной речью, умение использовать речь как средство общения, убеждения и управления людьми. 
    5. Внимание (аттенционные процессы) – это особая форма ориентировочной деятельности, которая позволяет человеку в условиях учебной и профессиональной деятельности выделять и четко воспринимать объект окружающей среды. Объем, устойчивость, распределенность внимания – важнейшие из профессионально важных свойств моей личности.

6. Воображение  (фантазия) – это процесс формирования новых образов на основе переработки представлений памяти, т.е. прошлого опыта субъекта. Моё воображение –это основа творчества, изобретательства, предвидения возможных событий. У лиц с малоразвитым интеллектом воображение может проявляться в форме пустого фантазировании, 
у слабовольных – несбыточных мечтаний. 
Для активизации воображения как способности к профессиональной творческой деятельности необходимо: 
– наличие большого профессионального опыта наблюдений; 
– тренировка в мысленном воссоздании различных ситуаций, событий; 
– недопущение вымышленных ситуаций, самоконтроль с помощью мышления; 
– развитие способности к предвидению аварийных и конфликтных ситуаций и их возможных последствий. 
Когнитивные процессы происходящие во мне и любом другом человеке образуют единый ансамбль психических функций, в структуре которого одни функции могут играть ведущую, другие – вспомогательную роль . Это определяется характером решаемых мною задач – мнемических, мыслительных или перцептивных (перцепция, от лат. Perceptio-познавательный процесс(восприятие)) , однако решение любой учебной или профессиональной задачи непременно требует более или менее активного участия всех познавательных функций. Процесс переработки информации, поступающей ко мне из окружающей природной и социальной среды, представляется черезвычайно сложным.

  1. характер - совокупность устойчивых, преимущественно прижизненно формируемых свойств;

Я выделяю в себе четыре группы черт характера, которые классифицируются следующим образом:

  1. по отношению человека к другим людям, к коллективу и обществу мне присущи следующие черты: общительность, чуткость и отзывчивость, уважение к другим – людям и коллективизм.
  2. черты, показывающие  моё отношение к труду, к своему делу: трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственное отношение к делу, инициативность, настойчивость
  3. черты, показывающие, как я отношусь к самой себе: чувство собственного достоинства, правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, скромность и противоположные им черты: самомнение, иногда переходящее в наглость,эгоцентризм как склонность рассматривать в центре событий себя и свои переживания, эгоизм – склонность заботиться преимущественно о своем личном благе;
  4. черты, характеризующие моё отношение  к вещам :аккуратность и бережное обращение с вещами.
  5. способности - сочетание психических свойств, являющихся условием успешного выражения какой-либо одной или нескольких видов деятельности. Способности —это индивидуальные особенности моей личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Мои способности не сводятся к имеющимся у меня  знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения.

Информация о работе Исследование социально-психологических особенностей личности, и формирование плана жизни и развития