Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 10:34, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является формирование жизненного плана личности. Объектом исследования является личность конкретного студента.
Предметом исследования является социально-психологические качества личности студента и система взаимосвязанных и обобщенных целей, которые ставит перед собой каждый студент.
Признаки личности.
Ключевыми системообразующими признаками личности являются эмоциональность, активность, саморегуляция и побуждение.
Эмоциональность - совокупность качеств личности, определяющих динамику возникновения, протекания и прекращения эмоциональных состояний, чувствительность к эмоциональным состояниям.
Активность - характеристика личности, определяющая интенсивность, продолжительность, частоту и разнообразие выполняемых действий или деятельности какого-либо рода. Саморегуляция - системная характеристика, отражающая способность личности к устойчивому функционированию в различных условиях жизнедеятельности. Значение этой характеристики проявляется в регуляции личностью своего функционирования (состояния, поведения, деятельности, взаимодействия с окружением), которое оценивается субъектом как желаемое. Побуждение - мотивационный компонент характера.
Психологи часто характеризуют людей на основе определённой совокупности (или системы) черт.
Черты личности - обобщённые характеристики, представляющие собой ряд взаимосвязанных психологических признаков.
Фундаментальные черты (или факторы) личности: эмоциональность,
В психологии применяются различные типологии личности. По доминирующей пространственно-внешней ориентации можно определить такие типы личности как «мемуарист», «конъюнктурщик», «прогнозист».
Различия в потребностно-волевых качествах выделяют «пессимистов», «уравновешенных» и «оптимистов».
По содержательным направленностям человек может быть «деловой», «экстраверт» (в том числе коллективист), «игрок», «интраверт»
По уровню освоения деятельности - «ученик», «исполнитель», «творец», «любознательный». По доминирующим сторонам реализации деятельности - «преобразователь», «созерцатель», «мыслитель».
На основании анализа признаков и черт моей личности, делаю вывод, что ей присущи эмоциональность, в основном в достаточной мере, активность; саморегуляция , с помощью которой моя личность устойчиво функционирует в различных условиях жизнедеятельности, и конечно же побуждение, которое и стимулирует все вышеперечисленные признаки. Черты моей личности складываются из следующих типов: конъюнктурщик (беспринципный человек действующий в зависимости от сложившейся в данный момент обстановки, от стечения обстоятельств, использующий с выгодой для себя сложившуюся конкретную ситуацию) уравновешенный, экстраверт, ученик и исполнитель, преобразователь.
Личность можно охарактеризовать пятью основными потенциалами:
Такие потенциалы играют роль динамических доминант, задающих направленность процессу развития личности.
Познавательный потенциал - прежде всего, определяется объектом и качеством информации, которой располагает личность. Он также включает в себя психологические качества, обеспечивающие продуктивность познавательной деятельности человека.
Морально-нравственный потенциал - обуславливается приобретёнными личностью в процессе социализации нравственно-этическими нормами, жизненными целями, убеждениями, устремлениями.
Речь идёт о единстве психологических и нравственных моментов в сознании и самосознании личности, которые вырабатываются с помощью эмоционально-волевых и интеллектуальных механизмов и реализуются в её мироощущении, мировоззрении, мироотношениях. Творческий потенциал личности - определяется наличием репертуара умений и навыков, способностей к действию (созидательному или разрушительному, продуктивному или непродуктивному) и мерой их реализации в определённой сфере деятельности или общении. Коммуникативный потенциал личности - оценивается степенью общительности, характером и прочностью контактов, устанавливаемых индивидом с другими людьми.
Содержательно-динамическая_ способность выражается в богатстве системы и репертуара социальных ролей, которые исполняет личность.
Эстетический потенциал личности - обуславливается уровнем и интенсивностью её художественных потребностей, а также способами их удовлетворения. Эстетическая активность личности реализуется в творчестве (профессиональным или самодеятельным) и в потреблении произведений искусства.
Другими словами, личность определяется тем:
Я обладаю великим познавательным потенциалом личности. Информация, которой я сейчас располагаю, достаточно ограниченна, и есть стремление познавать окружающий мир, используя качественную и достоверную информацию. Морально нравственный потенциал моей личности постоянно формируется. Это связанно с тем, что моя личность находится в процессе смены кругов общения, приобретения новых знакомств, новых стремлений и т.п. Творческий потенциал так же находится в процессе формирования, т.к. этот потенциал еще не реализован, в виду того, что мне многое ещё предстоит совершить в жизни . То же касается и эстетического и коммуникативного потенциала, хотя они реализованы в большей степени.
Для локальной коррекции и развития важно знать ряд ключевых личностных образований и уметь воздействовать на них. К одним из таких образований относится жизненный план личности. Он представляет собой систему взаимосвязанных и обусловленных целей, которые ставит перед собой личность, интеграцию и соподчинению её мотивов, приобретение устойчивого ядра ценностных ориентации.
Жизненный план личности - явление одновременно социального и жизненного порядка, связанное с вопросами самоопределения:
морального (каким быть?) - профессионального (кем быть?)
Одна из системных характеристик личности, позволяющая прогнозировать её будущее - это направленность личности. Она определяет собой совокупность важнейших целевых программ, обуславливающих смысловое единство активного и целенаправленного поведения личности. Среди многообразия потребностей личности можно выделить две фундаментальные потребности, взаимосвязанные между собой. Это потребность быть личностью (потребность персонализации) и потребность самореализации.
Персонализация (от лат. «личность») - процесс обретения субъектом общечеловеческих, общественно значимых, индивидуально-необходимых свойств и качеств, позволяющих оригинально выполнять определённую роль, творчески строить общение с другими людьми, активно влиять на их восприятие и оценку собственной личности и деятельности. Потребность персонализации обеспечивает активное включение индивида в социальные связи и вместе с тем оказывается обусловленной этими связями, общественными отношениями и т.д. Как и любая потребность она может иметь многоуровневую реализацию и проявляться в стремлении субъекта быть идеально представленным в жизнедеятельности других людей. Потребность самореализации проявляется в стремлении индивидума реализовать свой личностный потенциал (запас жизненной энергии, задатки, способности).
Подлинной сутью хорошего образования должно являться ознакомление с путями, благодаря которым человек может стать тем, кем он способен стать, т.е. самореализоваться. Частным проявлением указанной потребности выступает самоактуализация как полное переживание жизни, постоянный выбор и реализация своих взаимовозможностей.
Интегральной характеристикой личности является её устойчивость, которая демонстрирует все основные процессы в личности: мотивы, возможность, формирование надситуативной активности, целеполагание, принятие решений и стрессовую пластичность. В критических ситуациях поведения личности, обладающей устойчивостью, в целом осуществляется его следующей схемой: задача - акмализируемый его мотив - осуществление ведущих действий и реализация этого мотива - осознание трудностей - негативная эмоциональная реакция - поиск способов преодоления трудностей - снижение силы отрицательных эмоций - улучшение функционирования.
Поведение неустойчивой личности отличается неспособностью преодолеть трудности. Для этой личности характерны переоценивание вероятности неудачи и недооценивания возможности получения предметов потребности, благ; общая несбалансированность психофизиологической организации.
Важным регулятором личности является «Я - концепция» - совокупность представлений человека о себе, взаимосвязанных с его самооценкой. «Я - концепция» выполняет тройную функцию:
Эмпатия - способность эмоционально отзываться на переживания другого. Она является основой содействия и помощи. Развитие этой способности может осуществляться в специально организованных ситуациях совместных переживаний. Подобные ситуации имеют место в учебных группах, когда учащийся переживает вместе с другими (например, в ходе соревнований) Нравственному развитию может способствовать хорошо организованная совместная трудовая деятельность. При групповом взаимодействии личностные изменения поддаются изменениям в большей степени, чем при индивидуальном. Наиболее активно процедуры таких изменений протекают в группах коррекции и развития личности.
Формирование жизненного плана личности.
1. ОЦЕНКА ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
1.1 РАБОТА/УЧЁБА
В данный момент я имею достаточно четкое представление о своей будущей работе. Это будет компания, занимающаяся аудиторской деятельностью. На начальном этапе своей карьеры, я бы хотела в этой компании занимать должность помощника аудитора. Освоив выбранную мною должность и профессионально проявив себя в данной организации я буду иметь реальную возможность повышения по служебной лестнице до ведущего аудитора компании. Далее, оценивая и понимая свои возможности, я организую собственную аудиторскую компанию, которую планирую возглавлять в должности генерального директора.
1.2 ХОЗЯЙСТВО
На данный момент долгов не имею, но мое финансовое положение оставляет желать лучшего, так как я сделала ставку на получение высшего образования, которое в дальнейшем поможет мне получить профессию, и устроиться на ту работу, которая сможет приносить мне как финансовое, так и моральное удовлетворение.
1.3 ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ
Сейчас я нахожусь в отличной физической форме и, так как я ещё достаточно молода, и обладаю активной жизненной позицией, мое здоровье меня ничуть не беспокоит. Я предпринимаю попытки для уделения внимания правильному режиму. Веду здоровый образ жизни- не употребляю алкоголь ,и поборола в себе вредную привычку - бросила курить. Режим питания и ассортимент оставляет желать лучшего..
1.4 СОЦИАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ - ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Я очень искренне, но не всегда интересуюсь мнением других людей. Я всегда стараюсь помочь в решении любых проблем моим друзьям и близким ,и поэтому я интересуюсь всем происходящим в их жизни. Мое мнение интересует других , но я ни в коей мере не навязываю другим свои мысли и мнения. При желании я прекрасно умею слушать других и ценить людей, с которыми общаюсь.
1.5 САМОРАЗВИТИЕ
Я интересуюсь тем, что происходит вокруг меня и практически всегда нахожусь в курсе событий, происходящих в мире.
1.6 СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ
Я не замужем. Я уделяю достаточно времени своей семье. Я знаю о потребностях и мнении членов моей семьи. Стараюсь с пониманием и поддержкой относиться к членам своей семьи (особенно в сложных жизненных ситуациях).
2. ПОСТАНОВКА ЛИЧНЫХ КОНЕЧНЫХ ЦЕЛЕЙ.
Целями моей жизни являются: Достойно воспитать дочь. Найти работу, удовлетворяющую моим амбициям и подняться как можно выше по карьерной лестнице.
Насколько они важны для меня и почему? Они очень важны, так как моя дочь это смысл жизни, а работа способ существования и удовлетворения нужд и различных потребностей. Успехи в работе крайне важны для меня, так как на доходы от неё я смогу реализовать свои мечты и жизненные планы.
Мои жизненные цели должны осуществиться до 35-40 лет.
Какие факторы способствуют достижению моих жизненных целей? Этому способствует моя целеустремленность и мои неограниченные умственные способности.
- А какие препятствуют? Непредсказуемость внешней среды. Не стабильная ситуация в стране.
Что я могу задействовать для достижения моих жизненных целей - время, умственные способности, целеустремленность, настойчивость. абсолютная нацеленность на хороший результат, связи.
3. ЧАСТНЫЕ ЦЕЛИ И ПЛАНЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЮ МОИХ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕЛЕЙ