Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:38, курсовая работа
Целью данной работы является изучение факторов и процессов поведения потребителей и умений комплексного использования этих знаний в разработке маркетинговых решений.
Цель исследования обусловила постановку и решение в работе следующих задач:
Провести исследование специфики поведения российских потребителей стиральных машин.
Определить факторы, влияющие на выбор потребителем стиральной машины.
Описать потребности индивидуального потребителя, удовлетворяемые выбранной стиральной машиной.
Дать характеристику внешним и внутренним детерминантам потребительского поведения и описать характер их влияния.
Исследовать процесс принятия потребительского решения
Разработать рекомендации по маркетинговой деятельности продавца стиральных маши
Введение
Актуальность темы исследования. Каждый человек ежедневно выступает в роли потребителя, так как постоянно покупает различные товары и пользуется услугами для поддержания своего существования. Рыночная экономика поставила потребителя в центр интересов производителя. Все участники рыночной экономики сегодня являются либо поставщиками, либо потребителями разнообразных продуктов. Поэтому работа на рынке ориентированна на потребителя.
Для производителя важным стало изучение потребителя с психологической, экономической, социологической и культурологической точки зрения. Практически любой бизнес сегодня предполагает интегрированные усилия по выявлению, созданию, развитию и удовлетворению потребностей людей и компаний.
Работа с потребителем, управление его поведением становится повседневной составляющей профессиональной деятельности каждого специалиста, занятого в сфере маркетинга. Работа с потребителем становится все более актуальной для каждого участника рыночных отношений, прямо или опосредованно выносящего свой продукт на суд потребителя. Российский бизнес постепенно осваивает основы рыночной экономики: результаты работы компаний на рынке товаров, услуг, идей формируются в процессе взаимодействия с потребителем.
Бизнес каждого
Потребление – это приобретение и использование продуктов, услуг и идей для удовлетворения потребностей. Но в современном обществе потребление обусловлено и символическим смыслом, который культура общества вкладывает в вещи. Люди потребляют и для того, чтобы выжить, и для того, чтобы общаться друг с другом через производимые в процессе потребления символы.
В условиях рыночной экономики
все ее участники должны уметь
формировать и поддерживать спрос
потребителей на свои продукты, в том
числе за пределами офиса, компании,
отрасли и отдельной страны. Как
менеджеры, так и юристы, психологи,
инженеры, программисты, врачи, преподаватели,
социологи, экономисты, журналисты и
государственные чиновники
Целью данной работы является изучение факторов и процессов поведения потребителей и умений комплексного использования этих знаний в разработке маркетинговых решений.
Цель исследования обусловила постановку и решение в работе следующих задач:
Объектом исследования является человек в процессе потребления.
Предметом исследования является рыночное поведение человека как потребителя конечной продукции.
1. Развитие рынка бытовой техники в России
1.1 Общая характеристика торговой сети «Техносила»
Торговая сеть «Техносила» создана в 1993 году. На сегодняшний день «Техносила» является одним из лидеров российского рынка бытовой техники и электроники, занимая долю 9%.
За счет постоянной оптимизации
ассортимента, внедрения современных
логистических и информационных
технологий, оптимизации взаимоотношений
с поставщиками, а также благодаря
использованию эффективных
В основе безупречной репутации бренда «Техносилы» лежат мировые стандарты организации торгового процесса, клиентоориентированный сервис, широчайший выбор качественных товаров и услуг, и доступный уровень цен в современных гипермаркетах сети.
На сегодняшний день «Техносила» насчитывает 124 собственных магазина в 66 городах России. С 2006 года в сети стартовала программа франчайзинга. C 2005 года работает Интернет-магазин сети.
Во всех городах присутствия сеть гипермаркетов «Техносила» предлагает своим клиентам большой ассортимент, доступные цены и широкий спектр высококачественных услуг. Доверие и лояльность покупателей – залог успеха торговой сети в долгосрочной перспективе, поэтому компания стремится оказывать своим покупателям максимально широкий спектр услуг на высочайшем уровне.
Миссия компании: знаем людей и технику – предлагаем оптимальные решения. «Техносила» расширяет общие представления о возможностях электроники и бытовой техники. Являясь розничной сетью нового формата, предлагает покупателям не просто товары, а комплексные решения для жизни.
Ценности компании – ключевой
элемент организационной
Ценностями торговой сети «Техносила» являются:
Целевой аудиторией «Техносилы» является самый объемный и разнообразный сегмент – широкие массы населения. Ориентируясь на сложную структуру спроса, торговая сеть достигает главного в розничном бизнесе – сбалансированного ценового предложения.
Торговая сеть учитывает в своей деятельности комплексные потребительские запросы самой широкой аудитории, оперирует магазинами в самом эффективном формате современной розницы – гипермаркетами самообслуживания.
В каждом магазине сети созданы
все необходимые условия для
комфортной покупки – просторные
залы, современное удобное торговое
оборудование, удобная выкладка товара.
Система самообслуживания наряду с
квалифицированным
Для удобства покупателей «Техносила» помогает оформить кредиты на покупку. Совместно с ведущими банками-партнерами торговая сеть внедряет все более новые и выгодные программы потребительского кредитования, благодаря которым вся техника становится еще доступнее для всех категорий покупателей. Магазин также берет на себя обязанности по доставке крупногабаритного товара к дому покупателя.
Постоянные специальные предложения и рекламные акции, проходящие на регулярной основе, привлекают в магазины сети новых клиентов и укрепляют лояльность постоянных покупателей.
Используемые в «Техносиле» программы лояльности являются уникальными на рынке бытовой техники и электроники и доказывают свою эффективность. Большой популярностью пользуется услуга «Подарочный сертификат» – пластиковая карта номиналом от 300 рублей, являющаяся прекрасной альтернативой традиционным подаркам. В «Техносиле» действует услуга «Сервис плюс» – сертификат, дающий покупателю право на бесплатные диагностику и ремонт неисправной техники в течение 2 или 3 лет после окончания гарантийного срока, предоставленного производителем.
Во всех городах, где действуют магазины «Техносила», работают высококвалифицированные сервис-центры торговой сети, сертифицированные ведущими производителями электроники и бытовой техники. Сервис-центры гарантируют оперативный и качественный ремонт приобретенных товаров.
Высокое качество товаров
и услуг в магазинах «
1.2 Потребности
индивидуального потребителя,
При изучении мотивации или побуждений, вызывающих желание купить новую стиральную машину ищутся ответы на такие вопросы, как: «Почему совершается данная покупка? Что потребитель ищет, покупая данный товар? Какие потребности пытается удовлетворить?» Потребители покупают не товары. Они покупают удовлетворение мотива или разрешение проблемы.
Человек в любой момент
времени испытывает различные потребности.
Однако большинство этих потребностей
не являются достаточно сильными, чтобы
мотивировать его действовать в
данный момент времени. Потребность
становится мотивом только тогда, когда
достигает достаточного уровня интенсивности.
Под мотивом понимается потребность,
настоятельность которой
Мотивация связана с концепцией движения. Это движущая сила, причина поведения. Мотив – это невидимая, неявная внутренняя сила, стимулирующая и вынуждающая поведенческую реакцию и обеспечивающая специфическое направление для этой реакции. Вывод о существовании мотивов можно сделать, исходя из поведения потребителя. [5]
Мотивация начинается с присутствия стимула, обрабатываемого потребителем. Потребитель увидел новую стиральную машину и заметил, как быстро и эффектно она работает. В процессе информационной обработки стимул проходит стадии экспозиции, внимания и интерпретации. Стимул может возникнуть в самом потребителе – как результат дискомфорта, вызванный видом грязного белья или мыслью о том, что нужно затратить много времени и сил для того, чтобы привести одежду в надлежащий вид. Стимул может иметь внешнее происхождение – в результате наблюдения, слушания стиральной машины потребителем.
Мотивация изучается в русле различных теорий, которые выделяются в две категории: содержательные теории и процессуальные. Наиболее известны теории Абраама Маслоу, Фредерика Герцберга.
Теория А.Маслоу (теория иерархии потребностей). А.Маслоу, одним из первых бихевиористов попытался объяснить, почему в разное время разные люди ощущают различные потребности. А.Маслоу объяснил это тем, что система человеческих потребностей выстроена в иерархическом порядке, в соответствии со степенью значимости ее элементов (так называемая Пирамида А.Маслоу):
1-ый уровень –
2-ой уровень – потребность
в безопасности и уверенности
в будущем (потребности в
3-ий уровень – социальные
потребности – потребности в
причастности (включают чувство
принадлежности к чему или
кому-либо, чувство, что тебя принимают
другие, чувство социального
4-ый уровень – потребности в уважении (потребности в самоуважении, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании);
5-ый уровень – потребности
самовыражения (саморазвитие и
самореализация, т.е. потребность
в реализации своих
Потребности первых двух уровней
относятся к первичным
А.Маслоу утверждал, что эти потребности носят иерархический характер, этим он хотел показать, что потребности нижних уровней требуют первоочередного удовлетворения, и только потом на поведение человека начинают влиять мотивы удовлетворения потребностей более высокого порядка.