Экономическая сущность и класификация работников предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 23:49, курсовая работа

Описание

Для описания инновационных процессов используется ряд терминов, близких по значению, но отличающихся по области применения.
Новшество—продукт интеллектуального труда, который в данном качестве ещё не встречался.
Нововведение—носитель новшества, средство донесения до практики.
Инновация—новшество, распространяемое в отраслях национальной экономики.

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 46.40 Кб (Скачать документ)

    1.1 Сущность инноваций и инновационной деятельности 

    Для описания инновационных процессов  используется ряд терминов, близких по значению, но отличающихся по области  применения.

    Новшество—продукт интеллектуального труда, который в данном качестве ещё не встречался.

    Нововведение—носитель новшества, средство донесения до практики.

    Инновация—новшество,  распространяемое в отраслях национальной экономики.

    Под инновациями предприятия понимаются  новшества, впервые внедряемые в  производство. Например, новая продукция, технологии и т.д. В основе возникновения инноваций лежит научно-технический прогресс, который возглавляет количественные изменения в базисном производстве.

    Инновации выступают средством решения  производственно-хозяйственных задач предприятия. Инновации обуславливают значимые процессы перехода хозяйственной системы  из одного состояния в другое, в течение которых осуществляется инициируемые предприятием и контролируемые изменения.

    Инвестируя  средства в инновации, предприятие не сразу получает ожидаемый экономический результат. Это обуславливается последовательным характером развития инновационного процесса, в котором выделяются следующие этапы:

  • Зарождение инновации
  • Скачкообразный рост
  • Достижение предела в достижении результата
  • Когда наблюдается рост затрат и падение результата.

    Зная  особенности развития инноваций, предприятие может ими  успешно управлять. Срок окупаемости инновации определяется по формуле:

                                                                                                          (1)

    Где -среднегодовая величина прибыли,полученная от инновации ,ден. ед. ; .;-затраты, связаннее с осуществлениями инновации, ден. ед.

    Для того чтобы осуществить инновационную  деятельность, необходимо затратить средства и организовать процесс внедрения производства. Рентабельность затрат, осущесвляемых на инновацию рассчитывается по формуле:

                                          100%                                                     (2)

    Где -прирост прибыли, полученной от инноваций, ден. ед.;-затраты, связаннее с осуществлениями инновации, ден. ед.

    Под инновационной деятельностью предприятия  подразумевают комплекс разрабатываемых  и реализуемых мероприятий, которые  направлены на внедрение новшеств в производство с целью достижения, поддержания и повышения конкурентоспособности продукции. Объектом инновационной деятельности выступает инновационный продукт, а предметом— инновационные процессы.

    Цели  инновационной деятельности, способы, формы и сроки осуществления  определяются инновационным потенциалом,  как отдельных предприятий, так и отраслей экономики страны.

    Инновационная деятельность предприятия организуется в рамках разрабатываемой инновационной  политики, которая призвана регулировать  инновационные процессы.

    Результатом инновационной деятельности в рамках национального хозяйства чаще всего  связывают с той или иной формой инновационного продукта— инновацией. Инновационный продукт реализуется посредством рынка инноваций, который, в свою очередь, не существует в отрыве от рынков материальных ресурсов, труда, капитала и т.д. Инновационный продукт возникает в результате инвестиций в развитие интеллектуального ресурса (человека). Труд по созданию инноваций имеет множество направлений—от исследовательских работ до непосредственного производства.   

1.2 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ 

    Результатом интеллектуальной деятельности работников предприятия является интеллектуальный продукт (ИП), который после оформления

права на интеллектуальную собственность  предприятия представляет собой  его интеллектуальный ресурс (ИР). Он может быть представлен результатами интеллектуальной деятельности (например, изобретение) и в форме      средств индивидуального гражданского оборота товаров, работ и услуг (например, товарные знаки). Интеллектуальная собственность—это совокупность исключительных прав гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности.

    Авторское право и смежные права регулируются законами Республики  Беларусь   «Об авторском праве и смежных  правах» от 19 августа 1998 г; «О патентах на    изобретения, полезные модели, промышленные образцы» от 16 декабря 2002г.; «О правовой охране топологий интегральных микросхем» от 7 декабря 1998 г.; «О товарных знаках и знаках обслуживания» от 27 октября 2000 г.и др.

    Интеллектуальная  собственность,  которая обеспечивает возможность предприятию получать доход, образует нематериальные активы (НА) предприятия, под которыми подразумеваются права пользования на объекты интеллектуальной собственности (ОИС), имеющие стоимость и обеспечивающие его владельцам определённый доход или другую пользу.

    К нематериальным активам, используемым в течение длительного периода (свыше одного года) в хозяйственной деятельности, относятся права, вытекающие:

  • из патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, сорта растений; 
  • свидетельств на товарные знаки и знаки обслуживания, топологии интегральных микросхем, фирменные наименования, наименования мест происхождения товаров,
  • прав на ноу-хау, программы для ЭВМ и базы данных;
  • лицензионных договоров на использование указанных объектов  интеллектуальной  собственности и из договоров на уступку прав;
  • договоров на произведения науки и объекты смежных прав.

    Использование объектов интеллектуальной собственности  означает начало процесса коммерциализации инновационной сферы и формирования рынка научно-технической продукции (нововведений). Это создаёт возможность экономически эффективного использования как имеющихся, так и вновь создаваемых нематериальных активов, изменения структуры уставных фондов, повышения  наукоемкости выпускаемой продукции.

    Объекты интеллектуальной собственности (ОИС) как нематериальные  активы предприятия могут быть получены путём:

  • создания в результате выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;
  • приобретения у правообладателей или авторов ОИС;
  • безвозмездной передачи ОИС правообладателями или авторами;
  • внесения ОИС в уставный фонд вновь создаваемых субъектов хозяйствования, а также при слиянии и поглощении предприятий.

    Совокупность  созданных и приобретённых предприятием ОИС, его деловой репутации, знаний и опыта его работников, которые обеспечивают получение дохода и конкурентоспособность товара (работ, услуг), представляют интеллектуальный капитал предприятия. Понятие «интеллектуальный капитал предприятия» шире понятия « нематериальные активы», так как первые кроме нематериальных активов включают знания и опыт работников предприятия.

    Практическое  использование интеллектуального капитала даёт возможность предприятию:

  • изменить структуру своего производственного капитала за счёт увеличения наукоёмкости
  • экономически рационально и эффективно использовать в производстве инновационный ресурс общества.

    В деятельности хозяйствующих субъектов сложились две основные формы использования объектов нематериальных активов:

  • продажа юридическими лицами ( полностью или частично ) своих прав на объекты нематериальных активов;
  • применение объектов нематериальных активов в производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

    Основным  интеллектуальным ресурсом предприятия  является интеллектуальный капитал  в форме объектов промышленной собственности  ---- той части интеллектуальной собственности, которая представляет не только информационный компонент производимой продукции   (работ, услуг), но и исключительное право юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности.

    Рассмотрим  объекты промышленной собственности.

  1. Изобретение ---- качественно новое и обладающее существенными отличиями техническое решение задачи, которое даёт положительный эффект.
  2. Ноу-хау --- конфиденциальные знания технического, организационно- административного, финансового, экономического, управленческого характера, которые не являются общеизвестными, имеют ценность и возможность практического применения, защищены на национальном и международном уровнях.
  3. Рационализаторское предложение ---- новое и полезное техническое решение, которое предусматривает изменение конструкции изделий, технологии производства или изменение состава материала.
  4. Полезная модель ----инновации в области средств производства.
  5. Промышленный образец ---- художественное или художественно- конструкторское решение, которое определяет внешний вид продукции и услуги.
  6. Товарный знак   (или знак обслуживания) ---- обозначение, способствующее отличить однородные товары (услуги) одних юридических лиц от других.
  7. Фирменное наименование ---- название, под которым предприниматель как юридическое лицо выступает в гражданском обороте.
  8. Наименование места происхождения товара ---- название страны, региона, населённого пункта, где этот товар (услуга) произведён.

    Особое  место в правовых отношениях интеллектуальной собственности занимает патент. С  помощью патента осуществляется охрана объектов промышленной собственности. Патент ----- документ, выдаваемый компетентными органами от имени государства и удостоверяющий авторство и исключительное право на его использование. Исключительное право заключается в том, что оно действует против любого лица , желающего воспользоваться объектом интеллектуальной собственности, принадлежащим другому лицу, без его разрешения.

    Патент  выдаётся Государственным патентным  комитетом Республики Беларусь, который  Указом Президента Республики Беларусь от 24.09.2001 г. преобразован в государственное учреждение «Национальный центр интеллектуальной собственности», вошедшее в структуру Государственного  Комитета по науке и технологиям при Совете Министров Республики Беларусь.     

    1.3 ОЦЕНКА СТОИМОСТИ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ 

    ОЦЕНКА  СТОИМОСТИ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ (ОИС) процесс определения результатов интеллектуальной деятельности предприятия и приобретённых интеллектуальных продуктов.

    Оценка  стоимости ОИС  необходима:

  • Определение налогооблагаемой базы ОИС предприятия
  • Приватизация собственности предприятия, имеющего интеллектуальную продукцию
  • Удовлетворении предприятием исков кредиторов
  • Выходе интеллектуальных продуктов предприятия на рынок и т.д.

    Важным  фактором качества оценки ОИС выступает информационное обеспечение. Если исходная информация является недостоверной, то методы оценки ОИС приведут к неверным результатам. При оценке стоимости ОИС принимают во внимание: патенты и свидетельства, документально оформленные ноу-хау, заявки на ОИС и т.д.

    К видам стоимости объектов интеллектуальной собственности относятся:

  • Первоначальная стоимость (балансовая)— стоимость объекта оценки, равная фактическим затратам на его приобретение или создание. Эта стоимость определяется на дату приобретения (создания)
  • Инвестиционная стоимость ОИС—стоимость инвестиционных ресурсов для конкретного инвестора при определённых целях инвестирования, когда, например, направляется на подготовку специалистов и т.д.
  • Потребительская стоимость ОИС—стоимость, которую конкретный ОИС имеет для конкретного пользователя с точки зрения его способности удовлетворять какие-то насущные потребности
  • Рыночная стоимость ОИС—расчётная величина денежной суммы, по которой наиболее вероятно продавец объекта согласен был бы его продать, а покупатель—   согласен был бы его приобрести.

Информация о работе Экономическая сущность и класификация работников предприятия