Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 23:49, курсовая работа
Для описания инновационных процессов используется ряд терминов, близких по значению, но отличающихся по области применения.
Новшество—продукт интеллектуального труда, который в данном качестве ещё не встречался.
Нововведение—носитель новшества, средство донесения до практики.
Инновация—новшество, распространяемое в отраслях национальной экономики.
Общими подходами к оценке ОИС, выступающих в форме интеллектуальных ресурсов предприятия со сроком использования более года, являются затратный, рыночный и доходный.
1.Затратный подход базируется на оценке стоимости ОИС по затратам, необходимым для его воспроизводства или замены, за вычетом обоснованной поправки на износ.
Затратный подход основывается на изучении возможностей инвестора в приобретении ОИС и состоит в том, что покупатель не заплатит за объект сумму больше той, в которую обойдётся приобретение аналогичного по назначению и качеству объекта.
Затратный подход чаще всего применяется для оценки нематериальных активов, не участвующих в формировании будущих доходов и не приносящих прибыль в настоящее время. При использовании затратного метода стоимость объекта интеллектуальной собственности определяется по формуле:
(3)
Где -приведённые затраты на создание ОИС (фактические);-затраты на правовую затрату ОИС (свидетельства, патенты оплата пошлин и т.д.);-затраты на маркетинговые исследования;-затраты на доведение ОИС до готовности промышленного использования и коммерческой реализации.
Рыночный (сравнительный ) подход основан на возможности выбора на рынке объектов интеллектуальной собственности из числа других, подобных и выполняющих эти же функции. При этом из нескольких ОИС примерно одинакового назначения покупатели должны иметь возможность выбора того, что их устраивает.
Рыночный подход реализуется методами:
Метод сравнительного анализа продаж основан на принципе эффективного функционирующего рынка, на котором активно продаются и покупаются аналогичного типа ОИС.
Метод освобождения от роялти/ренты основан на предположении, что ОИС, используемый правообладателем, ему не принадлежит. При этом считается, что часть выручки, которую он должен был бы выплачивать в виде вознаграждения владельцу ОИС, в действительности остаётся у него и является его дополнительной прибылью, созданной данным ОИС.
Стоимость объекта интеллектуальной собственности при рыночном подходе определяется по формуле:
(4)
где -коэффициент технико-экономической значимости ОИС, численные значения которого в пределах от 1,0 до 1,3; коэффициент, учитывающий степень морального старения ОИС; Т-срок полезного использования ОИС; среднестатистическая ставка роялти;-годовой объём использования (продаж ОИС) в приведённом стоимостном выражении;R-коэффициент риска(рекомендуемые значения 0,7-1,0)
Коэффициент определяется по формулам:
для изобретения, полезной модели и промышленного образца
для ноу-хау, НИР, ТД
для товарного знака
где
номинальный срок действия охранного
документа;-фактический
срок действия охранного документа.
Табл. 1
Стандартные ставки роялти по отраслям промышленности
Отрасль промышленности | Ставка роялти, % |
Электронная промышленность | 4-10 |
Электротехническая промышленность | 1-5 |
Химическая промышленность | 1,5 |
Фармацевтическая промышленность | 2-5 |
Станкостроительная промышленность | 4,5-7,5 |
Автомобильная промышленность | 1-3 |
Авиационная промышленность | 6-10 |
Металлургическая промышленность | 5-8 |
Текстильная промышленность | 3-6 |
Производство
потребительских товаров |
5 |
Производство
потребительских товаров |
0,2-1,5 |
Наиболее широко употребляемым в оценке нематериальных активов является доходный подход, базирующийся на расчёте ожидаемых будущих доходов от объекта ОИС. Он основан на установлении причинной связи между функциональными свойствами ОИС и будущими доходами, т.е. на принципе ожидания.
Стоимость объекта интеллектуальной собственности по доходу () определяется по формулам:
для изобретения, полезной модели, промышленного образца, ноу-хау:
(8)
где -расчётная стоимость; -общая величина дохода после и до использования ОИС.
для товарного знака, знака обслуживания:
Где -доход от использования товарного знака; -будущая прибыль от реализации продукции.
где планируемый объём выпуска продукции; вероятная цена единицы продукции; Н-норма приведённой прибыли (0,1-0,2); -коэффициент, учитывающий характер производства продукции
Важным для инвестора является финансовое обоснование формы платежей за ОИС. Если инвестор испытывает дефицит в денежных средствах, то в этом случае выгодно отказаться от крупного первоначального платежа ---- паушального и использовать форму роялти, которая осуществляется путём распределения платежей в будущем периоде.
Паушальный платёж ---- единовременное вознаграждение за право пользоваться предметом лицензионного соглашения до получения экономического эффекта (прибыли) от его использования.
Роялти ---- регулярные процентные отчисления, которые устанавливаются в виде определённых фиксированных ставок и выплачиваются лицензиатам через определённые согласованные промежутки времени. Они исчисляются различными способами: по стоимости, производимой по лицензии продукции; с суммы продаж лицензионной продукции; с единицы выпускаемых и реализуемых изделий в виде процента к цене или себестоимости.
Эффект платежа в форме роялти определяется по формуле:
Где Z-разность в затратах на оплату ОИС по паушальной форме и форме роялти;ставка дисконтирования;t-срок действия лицензии.
Доходный подход к оценке ОИС позволяет оценить суммарный доход, который ожидается от ОИС в будущем.
Ставка роялти устанавливается продавцом и покупателем по согласованию. Средний статистический размер роялти может составлять до 30% от прибыли, а от объёма продаж ---- до 3-10%.
Таким образом, стоимость ОИС определяется размером ожидаемых в будущем доходов (объёмов продаж) или прибыли, получаемых от использования ОИС или ставкой роялти
Доходный подход к оценке стоимости ОИС рекомендуется применять при купле-продаже ОИС и инвестировании ОИС.
Так
как различные подходы к оценке
ОИС, как правило, дают разные результаты,
то с учётом значимости(по точности) их
рекомендуется использовать в совокупности,
особенно для различных по стоимости
ОИС.
1.4
Экономическая эффективность
использования объектов
интеллектуальной собственности
и стимулирование их
создания
Оценка
экономической эффективности
Особое внимание следует уделить анализу объектов промышленной собственности, которые в существенной мере влияют на качественные характеристики производства продукции. При анализе сроков полезного использования ОИС рекомендуется придерживаться эффективного срока, который принимается не более чем на 5 – 7 лет. Больший срок полезного использования ОИС имеют только права на пользование землёй и другими природными ресурсами.
По степени ликвидности и степени риска вложения капиталов в ОИС выделяют высоко ликвидные, ограниченно ликвидные (средние), низко ликвидные. Если объекты являются низко ликвидными, то рост их доли в имуществе предприятия будет ухудшать структуру баланса этого предприятия.
Анализ использования ОИС в процессе производства продукции (работ и услуг) начинают с факта приобретения и вложения средств в объекты промышленной собственности: лицензии на использование технологии изготовления продукции; расходы по оказанию технической помощи и инженерных услуг по проектированию и размещению производственных площадей; организацию управления технологическими процессами; сбыт и обслуживание лицензионных соглашений.
Таким образом, эффективность вложений в ОИС должна рассматриваться с точки зрения доходности интеллектуального капитала предприятия.
Критерием эффективности ОИС является превышение прибыли от использования интеллектуального капитала по сравнению с затратами на приобретение или его производство.
Основным
показателем экономической
Где -прирост прибыли, полученный за счёт использования ОИС;-среднегодовая стоимость ОИС.
Оценка затрат, связанных с приобретением лицензий, осуществляется с учётом двух частей этих затрат:
Конечный
эффект от использования ОИС выражается
в общих результатах
Это, как правило, снижение затрат на производство продукции (работ, услуг), увеличение объёма продаж, прирост прибыли, повышение ликвидности, достижение устойчивости финансового состояния предприятия.
Стимулирование создания и использования ОИС на предприятии предполагает учёт, во-первых, интересов субъекта хозяйствования, применяющего и (или) продающего результаты творческого труда персонала, и, во-вторых, интересов персонала, создающего объекты промышленной собственности.
По степени стимулирования авторов за создание и использование интеллектуального продукта выделяют:
Информация о работе Экономическая сущность и класификация работников предприятия