Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 15:53, курсовая работа
Работа любой организации неизбежно связана с необходимостью комплектования штата. Подбор и отбор работников не только обеспечивает режим нормального функционирования организации, но и закладывает фундамент будущего успеха.
Поиск и отбор персонала является продолжением кадровой политики предприятия и одним из ключевых элементов не только системы управления персоналом, но и всей системы управления деятельностью коллектива.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические подходы к подбору и отбору персонала
1.1 Понятие и методы подбора и отбора персонала
1.2 Основные этапы процесса отбора персонала
ГЛАВА 2. Анализ системы отбора персонала на предприятии ЗАО «Медтроникс»
2.1 Описание финансово-хозяйственной деятельности предприятия
2.2 Система управления кадрами предприятия
ГЛАВА 3. Рекомендации по совершенствованию отбора персонала
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Сегодня маркетинг активно распространился не только на рынки товаров, но и на рынки труда. Задачи этого этапа найма ориентированы на формулирование привлекательных условий для необходимых фирме работников, поскольку она сможет конкурировать не только предлагая более высокую по сравнению с другими фирмами заработную плату, но и:
- более привлекательное место и время работы;
- удобные транспортные
- дополнительные социальные
В целом же можно отметить шесть основных направлений современных подходов к подбору и отбору персонала:
1. Процедуры поиска и отбора
кадров должны рассматриваться
в комплексе с общей системой
управления организации и с
ее кадровой политикой.
2. Поиск и отбор работников требует комплексного подхода.
3. Необходима четкая
4.Основные этапы процесса
5.Выбор методов (тестирование, собеседование и т.д.), на основании которых организация будет проводить отбор кадров, должен определяться критериями, диктуемыми требованиями должности и миссии организации. Критерии должны быть проверены на надежность, полноту, необходимость и достаточность.
6.Выбор технологий, используемых при отборе, направлен на то, чтобы применяемая батарея методов позволяла с максимальной степенью точности определить, насколько кандидат отвечает требования должности и потребностям организации. Поэтому организация должна использовать все возможные методы подбора и отбора.
1.2 Основные этапы процесса отбора персонала
Определение потребности в персонале является начальным этапом процесса отбора персонала. Он базируется на данных об имеющихся и запланированных рабочих местах, плане проведения организационно-технических мероприятий, штатном расписании и плане замещения вакантных должностей4. Процесс такого планирования включает в себя три шага:
1. Оценка наличных ресурсов.
2. Расчет будущих потребностей.
3. Программа удовлетворения потребностей в персонале (набор и отбор).
На первом шаге руководство (отдел персонала и руководитель соответствующего отдела) проводит оценку наличных ресурсов, другими словами, рассчитывает, сколько человек занято выполнением каждой операции, требующейся для реализации конкретной цели, и анализирует, насколько качественно каждый из них ее выполняет.
Второй шаг - прогнозирование численности персонала, необходимого для реализации поставленных целей организации.
Третий шаг представляет собой программу удовлетворения потребности в персонале, которая включает в себя конкретные, подробно разработанные мероприятия по привлечению, отбору, найму, подготовке и продвижению работников, требующихся для реализации целей организации.
При планировании процесса подбора учитываются как количественная, так и качественная потребность в персонале.
Схематично данный процесс можно представить намного шире и помнить, что он носит системный характер:
Какая и сколько рабочей силы будет в заданной временной точке? Где в ней нуждаются? Какие и сколько имеется рабочих мест? | |
Внешнее планирование Внутреннее планирование Откуда, как и когда будут Какие и сколько сотрудников, дополнительно приниматься когда и на какое время должно быть на работу сотрудники? перемещено по службе, повышено в должности? | |
Какая и сколько рабочей силы должно быть оставлено на предприятии? Какие мероприятия проводятся? | |
Какие расходы по статьям предусматриваются на формирование и развитие персонала организации? | |
Какие и сколько учебных мероприятий необходимо, новый или имеющимся в наличии персонал аттестуется на предусмотренные рабочие места? | |
Сколько и какие работники, когда и на какую должность будут назначены? |
персонал подбор кадры
Каждая организация использует кадровое планирование, явно или неявно. Некоторые организации проделывают в этом плане серьезные исследования, другие ограничиваются поверхностным вниманием в отношении планирования персонала.
Как бы там ни было, но долговременный
успех любой организации
Следующим этапом процесса отбора персонала является - сбор информации о кандидатах.
Таблица 2. Источники информации о претенденте на вакантную должность
Источник |
Содержание информации и ее значение |
Заявление о приеме |
Первое общее впечатление о кандидате |
Фотография |
Дает представление о внешности |
Биография |
Наглядно показывает процесс становления, позволяет узнать «детали» личности |
Личная анкета |
Содержит, собирает и систематизирует самую важную информацию о поступающем, позволяет не забывать информацию |
Аттестат зрелости |
Дает сведения об успеваемости в школе; о профессиональной квалификации |
Трудовая книжка |
Подтверждает места работы, указанные в биографии, освещает прежние сферы деятельности, иногда ограничена из-за терминологии, возможна квалифицированная характеристика. |
Рекомендации |
Освещают все аспекты профессиональной пригодности; как правило, делаются только дополнительные выписки |
Разговор с поступающим |
Дает возможность заполнить пробелы в информации с помощью других источников, составить личное представление о поступающем |
Пробная работа |
Определяются способности к определенной работе (например, обладание определенными навыками и т.п.) |
Медицинский осмотр (на профессиональную пригодность); Психологические тесты |
Частично содержат характеристику профессиональной пригодности (интеллект, эрудиция, профессиональные качества, черты характера, допускаемая пригодность) |
Графологическое заключение |
Дает сведения о характере в общем и о частных аспектах пригодности; информативность спорна; допустима только с согласия претендента; если кандидат претендует на руководящую должность, необходимы написанные от руки документы, прилагаемые к заявлению |
Первый шаг – анализ представленных резюме. Оценивается не только его содержание, но, самое главное, правдивость указанных фактов. Особенно это необходимо для защиты организации от криминалитета.
Второй - предварительное собеседование. Оно до сих пор является наиболее широко применяемым методом отбора персонала. При этом выбираются самые различные принципы ведения, вплоть до стрессовых. Участвовать в них могут от работодателя несколько человек, представляющих разные службы: психологи, экономисты, технический персонал и т.д.
Третий шаг - испытательный срок. В период испытательного срока кандидат исполняет должностные обязанности в полном объеме, получает вознаграждение, однако, может быть уволен по его окончании без каких - либо последствий для организации.
Отдельный этап отбора - решение о найме.
Решение о найме, о зачислении кандидата на работу является самым важным моментом, кульминацией процесса отбора. Оно должно быть максимально объективным, и надо предпринять все, чтобы прийти к верному решению. Принять такое решение помогает анализ работы и продуманная система оценки деловых и личностных качеств кандидата5.
Если во время испытательного срока работник зарекомендовал себя как специалист с хорошими знаниями и способностями, его переводят в разряд постоянных работников.
Критериев отбора не должно быть слишком много, иначе он окажется затруднительным. Основными считаются: образование, опыт, деловые качества, профессионализм, физические характеристики, тип личности кандидата, его потенциальные возможности.
Сегодня начинает складываться
новая модель отбора персонала. Кандидаты
рассматриваются на предмет их соответствия
не только требованиям рабочего места,
но и организации в целом, ее традициям,
культуре. Поэтому принимаются во внимание
как их профессионально-
На предварительном этапе
Формой проверки поступающих на работу может быть письменная характеристика или рекомендательное письмо с последнего места работы. В целом их достоверность и надежность весьма невысоки (как свидетельствует западный опыт, 25% характеристик и рекомендательных писем - ложные), поэтому обычно их содержание мало кого интересует - главное общий вывод, а то и просто сам факт их наличия.
Завершающим этапом процесса отбора является собеседование с линейным руководителем, который с помощью специалиста по персоналу и штатного психолога на основе сопоставления различных кандидатов выбирает наиболее подходящего из них.
Из всего выше сказанного можно сказать что, что прием на работу представляет собой сложную систему взаимосвязи между работодателем и соискателем. И чтобы получить работу требуется пройти множество этапов отбора.
Глава 2. АНАЛИЗ системы отбора персонала на предприятия ЗАО «Медтроникс»
2.1 Описание финансово-
Предприятие «Медтроникс» имеет организационно-правовую форму закрытого акционерного общества. Создано физическими лицами, имеющими медицинское образование, в 2004 году.
Главная цель деятельности по уставу - полное и качественное удовлетворение потребностей населения в изделиях медицинского назначения.
Ассортимент медицинской продукции довольно широк: ортопедические изделия для фиксации суставов при растяжениях, переломах, вывихах, после операций (бандажи, корсеты, протезы), ортопедические стельки, противопролежневые системы, медицинские аппараты для лечения в домашних условиях (ультразвук, магнито-и лазеро-терапия, ингаляция, массаж), компрессионные гольфы и чулки, изделия для реабилитации больных и т.д. Позднее было принято решение о расширении ассортимента продаваемых товаров – бытовая химия, парфюмерия, косметика.
Существующая организационная структура ЗАО «Медтроникс» представлена в виде схемы (рис. 1):
Численность сотрудников составляет 17 человек согласно штатного расписания.
Общим руководством занимается непосредственно директор, в подчинении у которого находится штат работающих по найму. В составе штата числятся: бухгалтер, товаровед, два менеджера по продаже, девять продавцов, три уборщицы.
Таблица 3. Основные финансово-хозяйственные показатели деятельности ЗАО «Медтроникс» за 2009-2010 гг.
№ |
Показатели |
Ед. измерения |
Факт за 2009 г. |
Факт за 2010 г. |
Отклонение (+; -) |
Темп роста, % |
1 |
Розничный товарооборот |
тыс. р. |
2720 |
5800 |
+ 3080 |
213.24 |
2 |
Валовая прибыль |
тыс. р. |
595.22 |
1239.05 |
+ 643.83 |
208.17 |
3 |
Средний уровень валового дохода от реализации |
% |
21.9 |
21.4 |
- 0.5 |
97.72 |
4 |
Издержки обращения на |
тыс. р. |
81.44 |
164.3 |
+ 82.86 |
201.74 |
5 |
Прибыль от реализации (2-4) |
тыс. р. |
513.78 |
1074.75 |
+ 560.37 |
209.18 |
6 |
Рентабельность торговой деятельности |
% |
18.9 |
18.53 |
- 0.37 |
98.04 |
7 |
Проч.операц. расходы |
тыс. р. |
120 |
108 |
- 12 |
90.00 |
8 |
Валовая прибыль |
тыс. р. |
393.78 |
966.75 |
+ 572.97 |
245.51 |
9 |
Обязательные платежи в бюдж из прибыли |
тыс. р. |
32.7 |
41.6 |
+ 8.9 |
127.22 |
10 |
Чистая прибыль |
тыс. р. |
361. |
925.15 |
+ 563.35 |
255.71 |
11 |
Рентабельность |
% |
13.3 |
16.0 |
+ 2.7 |
120.30 |