Классификация услуг розничной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2011 в 23:23, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – изучить теоретические и практические аспекты услуг розничной торговли, рассмотреть классификацию, функции услуг розничной торговли, а также общих требований к ним предъявляемых.

Предмет исследования – услуги розничной торговли и требования к ним предъявляемые.

Объект исследования – предприятия розничной торговли.

Работа состоит из  1 файл

курсовая Мусиной Д. (Восстановлен).docx

— 58.04 Кб (Скачать документ)

    В настоящее время  на предприятиях розничной  торговли применяют  следующие методы продажи товаров

    1. торговля методом самообслуживание; 
    2. торговля через прилавок; 
    3. торговля по образцам; 
    4. торговля с открытой выкладкой и свободным доступом покупателей к товарам; 
    5. торговля по предварительным заказам.  
       

    Рассмотрим  эти методы более подробно. Итак: 
          1. Продажа товаров на основе самообслуживания стало одним из самых удобных для покупателей методов продажи товаров. Самообслуживание позволяет ускорить операции по продаже товаров, увеличить пропускную способность магазинов, расширить объем реализации товаров.  
Этот метод предусматривает свободный доступ покупателей к выложенным в торговом зале товарам, возможность самостоятельно осматривать и отбирать их без помощи продавца, что позволяет более рационально распределять функции между работниками магазина. Отобранные товары оплачиваются в узлах расчета, обслуживаемых контролерами-кассирами.  
При самообслуживании изменяются технологическая планировка торгового зала и других помещений магазина, организация материальной ответственности, товароснабжение, а также функции работников магазина.  
Этот метод применяется при продаже большинства продовольственных и непродовольственных товаров. Исключение составляют бытовые электроприборы и машины, холодильники, ковры и ковровые изделия, сервизы и хрусталь, велосипеды, мотоциклы, моторы, лодки, палатки, радио- и телевизионная аппаратура, радиодетали, ювелирные изделия, часы, сувениры и некоторые другие товары, требующие других методов продажи.  
В магазинах самообслуживания работники торгового зала в основном к консультируют покупателей, выкладывают товары и контролируют их сохранностью, выполняют расчетные операции.  

    2. Продажа товаров через прилавок  обслуживания включает выполнение  следующих операций: встреча покупателя  и выявление его намерения;  предложение и показ товаров;  помощь в выборе товаров и  консультация; предложение сопутствующих  и новых товаров; проведение  технологических операций, связанных  с нарезкой, взвешиванием, отмериванием; расчетные операции; упаковка и выдача покупок.  
 На выполнение технологических операций, связанных с нарезкой, взвешиванием, отмериванием, затрачивается много труда и времени. На качество их выполнения, а, следовательно, и на уровень обслуживания покупателей существенно влияет квалификация торгового персонала, а также организация и обслуживание рабочего места продавца.  

    3. Продажа товаров по образцам  предусматривает выкладку образцов  в торговом зале и самостоятельное  (или с помощью продавца) ознакомление  с ними покупателей.  
После выбора товаров и оплаты покупки продавец вручает покупателю товары, соответствующие образцам. При этом методе продажи рабочие запасы размещают отдельно от образцов. Данный метод удобен тем, что на сравнительно небольшой площади торгового зала можно выставить образцы достаточно широкого ассортимента товаров. Как правило, этот метод применяется при продаже технически сложных и крупногабаритных товаров, а также тех товаров, которые требуют перед их отпуском покупателю отмеривания и нарезки. 

    4. При продаже товаров с открытой  выкладкой и свободным доступом  покупатели имеют возможность  самостоятельно ознакомиться и  отобрать выложенные на рабочем  месте продавца товары. Их выкладывают  на прилавках, стендах, в горках, вывешивают на вешалках и т.  д. Функции продавца при этом  методе продажи сводятся к  консультированию покупателей, помощи  в отборе товаров, взвешиванию,  упаковке и отпуску отобранных  ими товаров. Расчетные операции  могут осуществляться в кассах, установленных в торговом зале  или на рабочем месте продавца.  
Продажа товаров с открытой выкладкой более удобна по сравнению с традиционными методами, так как многие покупатели имеют возможность одновременно знакомиться с выложенными образцами товаров, не отвлекая при этом продавцов на выполнение функций, связанных с показом товаров и информацией об их ассортименте.  
Применение этого метода позволяет ускорить операции по продаже товаров, увеличить пропускную способность магазина и повысить производительность труда продавцов. Как правило, этот метод применяется при продаже тех товаров, реализация которых в магазинах самообслуживания осуществляется через прилавки обслуживания. Покупатели имеют возможность самостоятельно или с помощью продавца-консультанта ознакомиться с моделями, размерами, цветом, проконсультироваться с продавцом-консультантом и сделать окончательный выбор.  

    5. Торговля по предварительным  заказам удобна для покупателей,  так как позволяет им экономить  время на приобретение товаров.  По предварительным заказам продают  преимущественно продовольственные  товары, а также непродовольственные  товары сложного ассортимента. Заказы  могут быть приняты в магазине, автомагазине, по месту работы  или на дому покупателей. Они  могут быть поданы в устной  или письменной форме. Расчет  осуществляется путем предварительной  оплаты в кассе магазина или  посредством почтового перевода (при продаже топлива и строительных  материалов), а также путем оплаты  стоимости товаров в момент  их получения. Предварительно  заказанные товары могут быть  доставлены на дом или вручены  покупателю в магазине. Заказы  на продовольственные товары  должны быть выполнены в течение  4-8 ч. По непродовольственным товарам  срок выполнения заказа устанавливается  в зависимости от вида товаров  и возможностей его исполнения.  

    Помимо  рассмотренных нами методов розничной  продажи товаров в последнее  время получили распространение  и другие, достаточно эффективные  методы продажи товаров:

    1. Тенденция приближения розничного обслуживания к потребителю нашла свое выражение в торговле через автоматы. 
    2. Торговля по почте – особая форма универсальной торговли без магазина. 
    3. Электронная коммерция (виртуальная торговля). В последние годы появился новый вид безмагазинной торговли, имеющей много общего с почтовой, - «электронная», под которой понимается осуществление покупок на дому с помощью персональных компьютеров. Оплата за купленный товар также осуществляется через компьютер при помощи специальных кредитных карточек.  
      Перспектива этой торговли обусловлена прогрессирующим развитием в стране Интернета, а также достаточно высокой подготовленностью многих корпоративных и индивидуальных пользователей к применению информационно-телекоммуникационных технологий в коммерции.  
      Дальнейшее развитие и совершенствование информационно-технологического и организационно-правового обеспечения значительно расширит возможности применения электронной торговли компаний с потребителями (физическими лицами), т. е. по формуле «бизнес-потребитель». 

    Независимо  от применяемого метода продажи товаров  работники магазинов должны строго соблюдать правила торговли, содержащиеся в основных правилах работы магазина, правилах розничной торговли отдельными продовольственными и непродовольственными товарами и в других документах (санитарных правилах для продовольственных  магазинов, правилах пользования мерами и измерительными приборами и  т. д.).  
 Из всего вышесказанного необходимо сделать вывод о том, что основной задачей торгового обслуживания – высокое качество функционирования торговли по возможно более полному удовлетворению спроса покупателей на необходимые им товары при высокой культуре обслуживания.  
       Таким образом, высокая культура торгового обслуживания способствует 
увеличению товарооборачиваемости, выполнению плана товарооборота, снижению издержек обращения, увеличению суммы валового дохода, повышению прибыли торговых предприятий. 
 

 

    2. Классификация услуг  розничной торговли  и общие требования  к ним

    Многообразие  розничных услуг, различия в их содержании и направленности, обусловило корректировку  классификации услуг предприятий  розничной торговли, с учётом характера  предоставляемых услуг, степенью их обязательности и сроков оказания. Главная услуга розничной торговли - это предложение нужного товара в нужное время с минимальными издержками для потребителя и общества.

    На  Рис.1. наглядно представлена классификация  услуг розничной торговли.

     

      Рис.1. Классификация услуг розничной торговли

   В соответствии с Общероссийским классификатором  услуг населению (ОКУН), утвержденным в 1994 г., к услугам розничной торговли относятся:

  • реализация товаров (Реализация товаров представляет собой главный элемент услуги розничной торговли и состоит из следующих основных элементов: формирование ассортимента, приемка товаров, обеспечение хранения, предпродажная подготовка, выкладка товаров, предложение товаров покупателю, расчет с покупателем, отпуск товара.)
  • упаковка купленных в магазине товаров;
  • прием (в том числе по телефону) и оформление предварительных заказов на товары;
  • подготовка к определенному часу по предварительному заказу отдельных товаров, имеющихся в продаже;
  • прием и исполнение заказов на товары, реализуемые через сеть посылочной торговли;
  • погрузка и доставка тяжелых и крупногабаритных изделий автотранспортными средствами (если доставка осуществляется трансагентством);
  • оценка и прием на комиссию вещей на дому у комитента;
  • перечисление комитентам денежных средств за реализованные товары на указанный расчетный счет;
  • оценка ювелирных изделий из драгоценных металлов, драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней;
  • прием стеклопосуды на дому;
  • предоставление кабины для зарядки аппаратуры;
  • предоставление кабины или салона для прослушивания фонограмм и просмотра видеокассет;
  • консультационные услуги специалистов о правилах и порядке пользования технически сложными товарами-новинками с демонстрацией их в действии;
  • консультации диетологов, косметологов;
  • гарантийное хранение купленного товара; прием на хранение вещей покупателя и детских колясок (при наличии комплекса товаров для детей);
  • функционирование комнаты матери и ребенка (при наличии комплекса товаров для детей);
  • послепродажное обслуживание.

   Основная  услуга, которую оказывает розничная торговля, - это реализация товаров в магазинах различных типов, а также вне магазина.

   Процесс услуги реализации товаров  состоит из следующих  основных этапов 1: формирование ассортимента, приемка товаров, обеспечение хранения, предпродажная подготовка, выкладка товаров, предложение товаров покупателю, расчет с покупателем, отпуск товара. Реализация товаров осуществляется в магазине и вне магазина.

   Качество  торгового обслуживания в значительной степени определяется количеством  и качеством дополнительных торговых услуг, оказываемых магазинами покупателям  товаров. В развитой торговле их удельный вес весьма высок. Осуществление  актов купли-продажи товаров при  высоком качестве организации торговли неразрывно связано с разнообразными операциями по обслуживанию покупателей. Именно эти дополнительные услуги по своей сущности становятся доминирующими  по массе затрачиваемого на них труда (раскрой купленных тканей, прием  заказов на пошив одежды, доставка товаров на дом, установка купленных  технически сложных товаров на дому у покупателей, прием заказов  от покупателей на вязку и ремонт трикотажных изделий, мелкая переделка  и подгонка одежды, мелкий ремонт технически сложных товаров, растяжка головных уборов и обуви, выполнение граверных  работ, комплектование и оформление подарков и т. д.). 
 

     Дополнительные торговые услуги можно подразделить на три вида:

     ♦ связанные с покупкой товаров.  Первая группа услуг включает прием предварительных заказов на временно отсутствующие в продаже товары, упаковку товаров, доставку крупногабаритных товаров на дом покупателю и др.

     ♦ связанные с оказанием помощи покупателям при использовании приобретенных товаров. Довольно обширен круг услуг, оказываемых покупателям после приобретения товаров. К ним относят раскрой купленных в магазине тканей; мелкую переделку и подгонку по росту и фигуре покупателя готового платья, приобретенного в магазине; прием заказов на пошив одежды, столового и постельного белья из ткани, купленной в магазине; установку на дому у покупателей приобретенных в магазине холодильников, телевизоров, электрических и газовых плит и др.

     ♦ связанные с созданием благоприятной обстановки для посещения магазина. В третью группу входят такие услуги, как организация кафетерия или буфета при универмаге или другом крупном магазине; ремонт технически сложных товаров; устройство при магазинах детских комнат или уголков, камер хранения купленных в магазине товаров и вещей покупателей, оборудование вблизи магазинов стоянок для велосипедов, мотоциклов, автомашин и крытых площадок для детских колясок и т. д.

Информация о работе Классификация услуг розничной торговли