Клиринг: понятие и основы организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 16:30, курсовая работа

Описание

Цель исследования состоит в изучении клиринга и рассмотрении процесса клиринга и клиринговых расчётов.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- дать определение понятию клиринга как системе расчётов
- рассмотреть виды клиринга и клиринговых расчётов
- рассмотреть организацию клиринговых расчётов
- определить и рассмотреть финансовые риски, возникающие в процессе клиринга

Содержание

Введение 3
1 Теоретические аспекты клиринга 5
1.1 Понятие и определение клиринга как системы расчётов 5
1.2 Виды клиринга и клиринговых расчётов 9
2 Механизм клиринговых расчётов 17
2.1 Организация клиринговых расчётов 17
2.2 Финансовые риски, связанные с клирингом 21
3 Заключение 31
4 Список литературы 32
Приложение А Возможные способы клиринга 34
Приложение Б Этапы проведение клиринга и расчётов 34

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 265.00 Кб (Скачать документ)

Таким образом, взаимозачет применяется  для того, чтобы снизить количество и упростить алгоритм осуществления платежных операции. Вместе с тем взаимозачет подчас довольно резко усложняет процедуру клиринга. Однако затраты участников на организацию и поддержание функционирования централизованной клиринговой системы оказываются меньше по сравнению с их возможными накладными расходами на раздельное осуществление платежей и поставок по каждой конкретной сделке.[5,стр. 413]

В рамках финансовой части выполняет  функции, заключающиеся в аккумулировании денежных средств в специальные фонды, обеспечивающие гарантии исполнения обязательств сторон по заключенным сделкам и финансовую целостность рынка.

Операционная часть содержит в себе три функции:

 - вхождение на рынок (фиксация сделок);

 - сверка и сопоставление параметров сделок;

 - регистрация сделок и взаимоучет открытых позиций.

Фиксация сделок - это  процесс первичной обработки информации о сделках, поступающей непосредственно от участников торгов или по иным каналам связи из торгового зала, заключающийся в подготовке данных для сверки сделок.

Сверка сделок следует после процесса фиксации и заключается в сопоставлении параметров сделки, так называемых ключевых элементов. Чем больше времени проходит между заключением сделки и успешной сверкой условий, тем больше вероятность дорогостоящих ошибок. Системы сверки отличаются от рынка к рынку. Это зависит от объема сделок, структуры рынка, стоимости операций, числа членов системы и даже от местоположения членов.

Во всем мире действуют  много разных типов систем сверки. На некоторых рынках используются сложные электронные системы, в то время как на других все делается вручную. Некоторые системы сверки подготавливают исполнение, другие работают как аудиторская система для помощи при разрешении оставшихся неисполненными в срок обязательств.

Сверка сделок существенно уменьшает риск и в глобальной, и во внутренней торговле. Как бы не выполнялась сверка - вручную или компьютером - должно быть установлено совпадение всех ключевых элементов сделки. В их число должны входить:

 - рынок, на котором заключена сделка;

 - дата заключения сделки;

 - объектом сделки;

 - количество товара, единица измерения;

 - цена и валюта сделки;

 - противоположная сторона и брокер;

 - поручение покупки/продажи;

 - условия сделки;

 - дата исполнения.

После осуществления  сверки клиринговая палата проводит взаимозачет открытых позиций каждого из участников торгов и информирует их о его результатах. В результате, определяются участники-должники клиринговой палаты и участники, которым должна клиринговая палата.[8,стр.184]

Возможны два варианта окончательного расчета по счетам при  многостороннем чистом клиринге:

- классический вариант

- вариант, основанный на методе “ авансирования ”

Классический вариант  предусматривает урегулирование рассчитанного клиринговой палатой итогового сальдо каждого из ее членов по книгам Центрального банка. В этом случае каждому банку-участнику системы взаимозачета в клиринговой палате открывают транзитные счета-позиции, деньги на которых фактически отсутствуют. Остатки на таких счетах всегда равны нулю. Транзитный счет существует для учета обязательств и ведется по каждому банку на основании поступающих и обрабатываемых документов. По данным этого счета выводится итоговое сальдо банка (оно может быть как дебетовым, так и кредитовым), которое затем передается на основные корсчета членов клиринговой палаты, находящиеся в Центральном банке.

У этой системы есть ряд  преимуществ. Прежде всего, она значительно  упрощает процесс расчетов. Кроме  того, Центральный банк может способствовать снижению риска для клиринговой палаты, обеспечив достаточные остатки на счетах участников, положение которых является нестабильным или участников, чья деятельность связана с высоким уровнем риска.

Второй вариант окончательного расчета по счетам основывается на методе “авансирования”. Клиринговая палата создается в форме акционерного общества банками данного региона и действует как специальный клиринговый банк. Банки-участники системы взаимозачета открывают в клиринговой палате корреспондентские счета, на которые переводят часть своих средств, образующих первоначальный капитал клиринговой палаты. В свою очередь клиринговая палата открывает свой корреспондентский счет в Центральном банке. Кроме того, банки-участники клиринговой системы создают в клиринговой палате страховой (резервный) фонд для непрерывного осуществления взаимных расчетов. Клиринговая палата имеет право в случае образования дебетового сальдо у кого-либо из своих членов выдать ему краткосрочный кредит за счет указанного фонда.

На основе взаимозачета кредитовых и дебетовых оборотов клиринговая палата ежедневно вносит соответствующие изменения в  баланс каждого банка-участника. Информация об изменениях остатков средств клиринговой  палаты по итогам работы за день поступает  в Центральный банк и относится на корреспондентский счет клиринговой палаты, а сведения по корреспондентским счетам банков передаются членам клиринговой системы.

Таким образом, в данном случае функции клиринговой палаты и расчетного агента осуществляются в рамках одного учреждения. Недостаток такого метода заключается в том, что расчеты по книгам коммерческого банка сопряжены с большим риском, чем расчеты по книгам Центрального банка.[3,стр.167]

2.2 Финансовые  риски, связанные с клирингом

 

Участники клиринговых систем подвергаются нескольким видам финансового риска:

- кредитный риск

- риск неликвидности

- системный риск

Рассмотрим каждый из видов риска. По наступлению срока погашения задолженности партнер по сделке может не выполнить своего обязательства и никогда не будет в состоянии выполнить его в полном объеме (пассивы превышают активы). Нередко такие проблемы связаны с банкротством партнера, но могут существовать и другие причины. Кредитный риск, связанный с особенностями функционирования клиринговой системы, возникает в результате разрыва во времени между обмена платежными поручениями и осуществлением окончательных расчетов по ним в конце клирингового цикла. В результате появляется так называемый скрытый кредит, предоставляемый любым из банков в течение операционного дня своим клиентам до того, как произведены окончательные расчеты с банком, пославшим платежное поручение.

Центральный банк, будучи расчетным учреждением, подвергается кредитному риску, если он позволяет  участникам, имеющим чистое кредитовое сальдо в конце клирингового цикла, снимать средства со счетов до того, как все участники, имеющие чистое дебетовое сальдо, произвели свои расчеты. Для уменьшения потенциальной опасности от кредитного риска рекомендуется постоянно отслеживать динамику следующих показателей банков-участников: коэффициент покрытия основных средств (КПОС), где:

 

(1.1),

 

а также коэффициент  краткосрочной задолженности (ККЗ) и коэффициент покрытия общей  задолженности (КПОЗ):

 

(1.2)

 

(1.3)

 

Еще одним видом финансового  риска является риск неликвидности. По наступлении срока платежей по расчетам они могут быть не произведены, даже, если в конечном счете один или большее число партнеров  будут обладать достаточными активами и собственным капиталом для того, чтобы произвести такие платежи (несоответствие структур пассивов и активов).

Например, временная неспособность  превратить активы в наличные средства, различные операционные затруднения  или неспособность банков-корреспондентов выполнить свои функции по расчетам – все это создает проблемы ликвидности. Несмотря на то, что многосторонняя система взаимозачета уменьшает общую нуждаемость участников в ликвидности, она концентрирует давление, связанное с ликвидностью, в конце цикла обработки, когда участники, имеющие задолженность, должны одновременно произвести расчеты. Для контроля за этим видом риска наиболее часто исследуются такие показатели, как коэффициент ликвидности (КЛ), где

 

(1.4)

 

(оптимальное значение – 2 и выше) и так называемый “кислотный тест” или коэффициент лакмусовой бумажки (КЛБ, оптимальное значение 1), где

 

(1.5)

 

Использование платежных систем и  участие в финансовых рынках могут  быть также сопряжены и с системным  риском, связанным с неспособностью одного из участников выполнить свои обязательства, что приводит к нарушению функционирования других участников, начиная цепную реакцию (так называемый “эффект домино”). Системный риск может стать причиной общего финансового кризиса, когда неплатеж или проблемы кредитного учреждения, связанные с недостатком ликвидности, вызывают подобные же затруднения и у других участников финансового рынка. В зависимости от факторов, способствующих возникновению данного риска, различают системный риск ликвидности и системный кредитный риск.

Помочь ослабить влияние системного риска позволяет исследование так  называемых показателей погашения  долга: коэффициент денежного потока (КДП) и коэффициент процентных выплат (КПВ), где

 

(1.6)

 

(1.7)

 

Значения этих показателей должны быть 1,5 и выше. В зависимости от характеристик риска различные системы взаимозачета можно разделить на четыре вида, которые отличаются друг от друга правовой природой подлежащих уплате чистых сумм и наличием основного партнера. К числу этих видов относятся:

- двусторонний зачет позиций

- двусторонний взаимозачет путем новации

- многосторонний зачет позиций

- многосторонний взаимозачет позиций путем новации и замещения.

1. Двусторонний зачет позиций.

В некоторых финансовых центрах традиционно используются различные неофициальные формы  валютного взаимозачета. К этим формам, которые обычно применяются в  целях снижения числа осуществляемых партнерами взаимных платежей, относится  и двусторонний зачет позиций.

 Например, в день  зачисления средств по какой-нибудь  группе валютных контрактов пары  банков-партнеров могут определить  чистые суммы, подлежащие уплате  друг другу, и осуществить двустороннее  урегулирование обязательств по  контрактам путем оплаты чистых сумм. Однако правовые последствия такого взаимозачета обычно четко не определены, поэтому возникает большая неопределенность относительно юридического обязательства выплатить валютные или чистые суммы в том случае, если партнер испытывает финансовые трудности. В связи с этим, как правило, принимается условие, что в случае возникновения таких трудностей, стороны продолжают нести ответственность за уплату валовых сумм.[18,стр. 178]

Урегулирование чистых позиций сокращает число платежей по расчетам, которые должны быть произведены партнерами (следовательно, и число возможных ошибок), и тем самым уменьшает расходы, но лишь в том случае, если стоимость услуг не превышает экономию, достигнутую благодаря его применению.

Теоретически, при взаимозачете позиций кредитный риск остается таким же, как и при отсутствии взаимозачета, поскольку валовые обязательства, на основе которых определяется чистая сумма, не погашаются. Однако на практике существует опасность того, что сальдированные суммы будут рассматриваться как представляющие собой фактическую кредитовую позицию партнеров в рамках дилинговых и иных кредитных линий. Если подобное происходит, партнеры берут на себя риск существования очень крупных валовых позиций, даже если суммы чистых обязательств не превышают разумных пределов. Двусторонний взаимозачет позиций существенно снижает риск неликвидности. Это происходит в результате того, что при осуществлении партнерами взаимного зачета платежей пропадает необходимость обмениваться отдельными платежами по расчетам при большом числе валовых обязательств.

2. Двусторонний взаимозачет путем новации.

Двусторонний взаимозачет  путем новации (двусторонний взаимозачет  обязательств) осуществляется на основе заключенного между двумя банками  соглашения, согласно которому в будущем по истечению каждого срока зачисления средств один из этих банков должен будет перевести другому сумму одну текущую сумму в той валюте, в которой они проводят операции. Это достигается путем зачета обязательств по второй и каждой последующей сделок с обязательствами по первой сделке для данного срока зачисления средств и данной валюты, в результате чего заключается новый контракт на чистые суммы.

Такой процесс новации  может быть осуществлен автоматически  в течение операционного дня  в тот момент, когда банки обмениваются соответствующими подтверждениями: в двустороннем соглашении может быть предусмотрено, что в момент сверки таких подтверждений обязательства по всем предыдущим контрактам погашаются путем новации, и эти контракты заменяются новым контрактом. Такой процесс может повторяться неограниченное число раз до наступления определенного расчетного дня.

В двустороннем соглашении о взаимозачете путем новации  можно также предусмотреть формирование из новых чистых сумм, подлежащих уплате в каждую отдельную будущую дату в каждой валюте, единого потока платежей, которые должны быть уплачены согласно основному контракту между двумя банками. В случае, если такое соглашение будет подтверждено, ни один из ликвидаторов какого-либо из этих банков не сможет выбирать валюты или платежи, подлежащие получению или переводу в отдельные будущие даты.

Информация о работе Клиринг: понятие и основы организации