Концепция экономического человека в трудах Ф. Тейлора Бюрократическая система как форма оптимизации труда. Достоинства и недостатки. Тео

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 10:07, контрольная работа

Описание

Фредерик Уинслоу Тейлор (1856—1915) по праву считается основателем современного менеджмента. К моменту возникновения «школы научного управления» идея научной организации труда уже назрела. Технический прогресс и машинное производство требовали стандартизации и унификации всего производственного процесса, до этой поры, управляемого с помощью кустарных методов. Дальнейший рост эффективности производства стал немыслимым без его всесторонней рационализации, экономии времени и ресурсов.

Содержание

Концепция экономического человека в трудах Ф. Тейлора
Бюрократическая система как форма оптимизации труда. Достоинства и недостатки. Теория бюрократии М. Вебера
Тематический словарь
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Экономическая социология.doc

— 82.50 Кб (Скачать документ)

                                                                        
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по ЭКОНОМИКЕ  И СОЦИОЛОГИИ ТРУДА 

     Концепция экономического человека в трудах Ф. Тейлора

     Бюрократическая система как форма оптимизации  труда. Достоинства и недостатки. Теория бюрократии М. Вебера 
 
 

                                                ВЫПОЛНИЛ:

                                                                                           

                                                ПРОВЕРИЛ: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

  1. Концепция экономического человека в трудах Ф. Тейлора
  2. Бюрократическая система как форма оптимизации труда. Достоинства и недостатки. Теория бюрократии М. Вебера
  3. Тематический словарь

Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Концепция экономического  человека в трудах  Ф. Тейлора 

     Фредерик  Уинслоу Тейлор (1856—1915) по праву  считается основателем современного менеджмента. К моменту возникновения «школы научного управления» идея научной организации труда уже назрела. Технический прогресс и машинное производство требовали стандартизации и унификации всего производственного процесса, до этой поры, управляемого с помощью кустарных методов. Дальнейший рост эффективности производства стал немыслимым без его всесторонней рационализации, экономии времени и ресурсов.

     В отличие от многих специалистов, создающих  управленческие теории, Тейлор не был  ученым-исследователем. Он был практиком, сначала рабочим, затем инженером и главным инженером сталелитейной компании. Первые четкие очертания система Тейлора приобрела в 1903 г. оду в его работе «Управление фабрикой» и получила дальнейшее развитие в книге «Принципы научного менеджмента». В ней Тейлор сформулировал ряд постулатов, впоследствии получивших название «тейлоризм».

     В основе тейлоризма лежат четыре научных  принципа (правила управления):

      1. создание научного фундамента, заменяющего старые, сугубо практические методы работы, научное исследование каждого отдельного вида трудовой деятельности.
      2. отбор рабочих и менеджеров на основе научных критериев, их профотбор и профессиональное обучение.
      3. сотрудничество администрации предприятия и рабочих в деле практического внедрения научной организации труда.
      4. равномерное и справедливое распределение обязанностей и ответственности между рабочими и менеджерами.

     Тейлор  разработал свою концепцию, которую  впоследствии называли «концепцией  экономического человека». Он открыл также  феномен группового давления и экспериментально доказал, что работа в коллективе принуждает передовиков опускаться до уровня середняков, а середняков — до уровня отстающих по производительности труда. Он считал, что трудиться хорошо человеку мешает боязнь наказания: стоит рабочему перевыполнить норму, как администрация вскоре снизит расценки и заставит его работать вдвое интенсивнее за ту же заработную плату. Помимо идущей «угрозы» сверху, на рабочего «снизу» оказывает давление малая группа. Она также не заинтересована в высокой эффективности.

     Теория  Тейлора предусматривала одностороннее  влияние управляющей системы  на рабочего и беспрекословное его  подчинение управляющему. Этому способствовало и то, что в полученном задании  рабочему в деталях расписывался процесс труда, который он не мог  нарушить. Тейлоризм в какой-то мере игнорировал рабочего как личность. В истории научного управления не учитывались мотивы поведения социальных групп и психология рабочего. Видимо, это было результатом того, что специальными социологическими и психологическими исследованиями Тейлор не занимался.

     Он  рассматривал рабочего как автоматического  исполнителя трудовых действий, предписанных инструкцией. Основными движущими  импульсами Ф. Тейлор считал ожидание и получение материального вознаграждения за труд, заинтересованность в личной экономической выгоде.

     В свете этой системы эффективность  труда работников зависит от двух основных взаимно дополняющих направлений  мотивации:

     а) изменения условий труда на основе научной организации труда;

     б) усилий непосредственного руководства по поддержанию делового сотрудничества.

     Тейлор  дал упрощенное представление о  мотивах человека, по его идее работодатель имеет дело с экономически мотивированным работником (отсюда название "теория экономического человека");

     - ему свойственно естественное уклонение от труда, а искусство руководителя воспротивится этому через ряд разумных уловок и побудить человека трудиться;

     - человек в высшей степени мотивирован  экономическими стимулами и всегда  будет выполнять лишь то, что  удовлетворяет его главные интересы.

     Система Тейлора предполагает обязательное проведение в жизнь некоторых  основных прогрессивных положений:

     а) каждому работнику следует по возможности поручать выполнение наиболее сложной работы, максимально соответствующей  его умениям и способностям;

     б) каждого работника поощрять так, чтобы его трудовая отдача и эффективность  труда были бы максимальными.

     Разработка  и внедрение системы Тейлора  были прогрессивны для своего времени  и дали положительные результаты. Так, первая система научной организации труда работников  вызвала значительный скачок производительности труда; разработала основы специализации, стандартизации и рационализации труда; сделала мотивацию по типу "кнута и пряника" наиболее эффективной;  связала поручаемую работу со способностями,  склонностями и умениями работников; связала поощрение работников с активизацией их личной трудовой отдачи.

     По  мере развития производства упрощенное представление о мотивах работника  ставится тормозом на пути мотивации  трудового поведения.

     Классическая система Ф.Тейлора критикуется по ряду основных положений с точки зрения современных представлений о мотивации трудового поведения работников.

     Авторы  и сторонники теории человеческих отношений  критикуют Тейлора за то, что знал и проповедовал один единственный - экономический путь мотивирования труда работников.

     Руководство Тейлор понимал как сложнейшее искусство  и точную науку одновременно. Расчет и интуиция — залог успеха. Ф. Тейлор разработал две концепции  — «достигающего работника» и  «достигающего руководителя».

     Согласно  концепции "достигающего рабочего" человеку надо поручить такое задание, которое требовало бы максимума  усилий, но не вредило здоровью. После  того как он освоил простой урок, ему следует поручать более сложное  задание. Таким способом человек постепенно достигает потолка своих творческих возможностей. Трудолюбивых и инициативных переводят на более интересную работу. Тейлор классифицировал все виды работ по содержанию, сложности и характеру труда, установив для каждой группы премиальную вилку. Прежде чем принять на работу и дать трудное задание, людей необходимо тщательно протестировать, изучить их физические и психологические характеристики. Так появилась идея профотбора. Ее дополнила концепция профессионального обучения.

     Согласно  концепции "достигающего руководителя" одного мастера, отвечавшего в цехе за все, заменяла "функциональная администрация",  состоявшая узкоспециализированных (выполнявших какую-то одну функцию) инструкторов. Если раньше рабочий обо всем заботился сам, то теперь администрация заранее обязывалась обеспечить его документацией, сырьем, инструментами.  Рабочему оставалось только хорошо трудиться.  При Тейлоре  руководить стало сложнее.   Менеджер должен был стать не только техническим специалистом, но и социальным инженером: знать личные качества подчиненных, решать конфликты, заботиться о своем лидерском стиле. Тейлор считал: прежде чем администрация потребует от подчиненных хорошей работы, она сама должна трудиться в два раза лучше.

     Тейлор  рекомендовал также использовать в трудовом процессе психологическую основу в разных формах. Он первый ввел понятие «человеческий фактор» в психологическом плане в научный оборот.

     Концепция научного управления, выдвинутая Тейлором, явилась серьезным переломным этапом, благодаря которому управление стало повсеместно признаваться как самостоятельная область научных исследований. Руководители и ученые смогли убедиться, что методы и подходы, используемые в науке и технике, могут эффективно использоваться для достижения целей организации.

     Идеи  и опыты Ф. Тейлора оказали революционное влияние на, всю науку управления, а внедрение его теории изменило культуру труда в американской промышленности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Бюрократическая  система как форма  оптимизации труда.  Достоинства и  недостатки. Теория бюрократии М. Вебера 

     Огромный  вклад в развитие управленческой мысли внес Макс Вебер, разработавший  теорию бюрократического построения организации  и системы управления, в частности. Если Тейлор пытался найти ответ  на вопрос, как сделать так, чтобы рабочий работал как машина, то Вебер искал ответ на вопрос, что нужно сделать, чтобы вся организация работала как машина. Ответ на данный вопрос Вебер видел в разработке правил и процедур поведения в любой ситуации, а также правил и обязанностей каждого работника. Личность отсутствовала в веберовской концепции организации. Процедуры и правила определяли все основные виды деятельности, карьеру работников и конкретные решения и деятельность руководства.

     Вебер считал, что бюрократическая система  организации должна обеспечить скорость, точность, порядок, определенность, непрерывность и предсказуемость. Однако бюрократия имеет различные значения. В одних случаях это понятие характеризует правления с жестко отработанными правилами и процедурами. В других - бюрократией обозначаются негативные последствия деятельности больших организаций. В исследовании Вебера бюрократия относится к социологическим представлениям о рационализации коллективной деятельности. Он описывает форму или схему организации, которая гарантирует предсказуемость поведения наемных работников

     Итак, рациональная бюрократия, по М. Веберу, рассматривалась как некая идеальная  модель организационной структуры, к которой следует стремиться при создании организационной структуры  в организациях самого разного профиля и вида деятельности.

     Необходимо  отметить, что принципы построения организации, сформулированные М. Вебером, ранее в реальной управленческой практике фактически не встречались. Впоследствии во многих (если не сказать в большинстве) создаваемых организациях бюрократическая структура нашла широкое воплощение. Можно сказать, что это как раз тот счастливый случай, когда высказанная ученым управленческая идея была воплощена в жизнь управленцами-практиками.

     Основные  элементы построения организации по Веберу:

    • Положения законной власти
    • Скорость
    • Точность
    • Порядок
    • Построение организации
    • Характеристика организации
    • Тезисы структуры законной власти
    • Определенность
    • Непрерывность
    • Предсказуемость

Информация о работе Концепция экономического человека в трудах Ф. Тейлора Бюрократическая система как форма оптимизации труда. Достоинства и недостатки. Тео