Конкурентные стратегии: наступательная стратегия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2011 в 13:44, курсовая работа

Описание

1. Условия реализации и принципы наступательных стратегий
2. Формы наступательных стратегий
3. Примеры реализации наступательных стратегий

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. КОНКУРЕНТНЫЕ СТРАТЕГИИ 4
1.1. Общие понятия 4
1.2. Современные конкурентные стратегии их виды и предъявляемые к ним требования 4
1.2.1. Стратегии лидера 6
1.2.2. Стратегии претендентов на лидерство 6
1.2.3. Стратегии последователей 8
1.2.4. Стратегии для обитателей ниш 9
2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ И ПРИНЦИПЫ НАСТУПАТЕЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ 11

3. ФОРМЫ НАСТУПАТЕЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ 16
3.1. Как противостоять сильным сторонам конкурента
или превзойти их
16
3.2. Действия, направленные на использование слабостей конкурента 17
3.3. Одновременное наступление на нескольких фронтах 19
3.4. Захват незанятых пространств 20
3.5. Партизанская война 21
3.6. Стратегия упреждающих ударов 22
4. ПРИМЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ НАСТУПАТЕЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ 24
4.1. Инновационные стратегии фирмы “Теtга-Раk” 24
4.2. Фирмы “FASA”, АООТ “Упаковочные машины” 25
4.3. Компания Logitech International 26
4.4. Государственный нефтяной концерн «ЛУКойл» 27
4.5. Прочие фирмы 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

Работа состоит из  1 файл

Курсовая конкурентный анализ.doc

— 181.50 Кб (Скачать документ)

 МИНСКИЙ ФИЛИАЛ МОСКОВСКОГО  ГОСУДАРСТВЕННОГО

 УНИВЕРСИТЕТА  ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ

       КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ 

       КУРСОВАЯ  РАБОТА

       ПО  ДИСЦИПЛИНЕ

       «КОНКУРЕНТНЫЙ АНАЛИЗ»

        Тема «Конкурентные стратегии: наступательная стратегия»

  1. Условия  реализации и принципы наступательных стратегий
  2. Формы наступательных стратегий  
  3. Примеры реализации наступательных стратегий
 
 

       Выполнил:

       Студент пятого курса

       Заочно-дистанционного обучения

       Специальности МЕНЕНДЖМЕНТ 

       Группы  № 9                                                          КУПРЕВИЧ Е.М. 

       Руководитель,

       Доцент                                                                 Герасимов Е.Л. 

       Минск  2009

       ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ 3
1. КОНКУРЕНТНЫЕ  СТРАТЕГИИ 4
    1.1. Общие понятия
4
    1.2. Современные конкурентные стратегии их виды и предъявляемые к ним требования
4
     1.2.1. Стратегии лидера  6
    1.2.2. Стратегии претендентов  на лидерство
6
     1.2.3. Стратегии последователей 8
     1.2.4. Стратегии для обитателей ниш 9
2. УСЛОВИЯ   РЕАЛИЗАЦИИ И ПРИНЦИПЫ НАСТУПАТЕЛЬНЫХ  СТРАТЕГИЙ 11
 
3. ФОРМЫ  НАСТУПАТЕЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ
16
    3.1. Как противостоять  сильным сторонам конкурента 

    или превзойти  их

16
    3.2. Действия, направленные  на использование слабостей конкурента
17
    3.3. Одновременное  наступление на нескольких фронтах
19
    3.4. Захват незанятых  пространств
20
    3.5. Партизанская война
21
    3.6. Стратегия упреждающих  ударов
22
4. ПРИМЕРЫ  РЕАЛИЗАЦИИ НАСТУПАТЕЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ 24
    4.1. Инновационные  стратегии  фирмы  “Теtга-Раk”
24
    4.2. Фирмы “FASA”,  АООТ “Упаковочные машины”
25
    4.3. Компания Logitech International
26
    4.4. Государственный нефтяной концерн «ЛУКойл»
27
    4.5. Прочие фирмы
29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ 33
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Вопросы конкурентных стратегий, анализа конкурентного  поведения, развития профессиональных компетенций в области конкурентных действий жизненно важны в контексте современного этапа развития экономики и ее интеграции в глобальный рынок.

     Конкурентное  преимущество почти всегда достигается  за счет успешных наступательных стратегических действий; оборонительные стратегии могут защитить, сохранить конкурентное преимущество, но очень редко помогают создать его.

     Как много времени потребуется успешной наступательной стратегии для создания преимущества, зависит от характеристики конкуренции в отрасли. Период создания может быть коротким, как, например, в сфере услуг, где потребность в оборудовании и системах распределения при осуществлении наступательных действий минимальна.

     Период  создания может быть значительно  более продолжительным в капиталоемких  отраслях со сложными технологическими процессами изготовления продукции, так как в этом случае фирмам может потребоваться несколько лет на освоение новой технологии, ввод новых мощностей и завоевание товаром признания потребителей.

     В идеале наступательные действия быстро создают конкурентное преимущество; чем больше времени требуется для создания такого преимущества, тем более вероятно, что соперники разгадают намерения фирмы, оценят потенциальные возможности ее стратегии и предпримут ответные шаги.

     Стратегия - это детальный, всесторонний, комплексный план, который разрабатывается высшим руководством, а реализуется всеми уровнями управления. Стратегия разрабатывается с точки зрения развития всего предприятия на основе исследований и фактических данных.

     В случае стратегического управления в каждый данный момент фиксируется, что предприятие должно делать в настоящее время, чтобы достичь желаемых целей в будущем, принимая во внимание, что окружение и условия жизни предприятия будут изменяться, т.е. при стратегическом управлении как бы осуществляется взгляд из будущего в настоящее.

     За  успешным наступлением следует период "пожинания плодов", когда фирма  наслаждается выгодами конкурентного  преимущества. Лучшие стратегические наступательные действия порождают  существенные конкурентные преимущества и обеспечивают продолжительные периоды "пожинания плодов".[1] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. КОНКУРЕНТНЫЕ СТРАТЕГИИ

     1.1. Общие понятия

     Конкурентная  стратегия - это стремление компании занять конкурентную рыночную позицию  в отрасли - то есть на главной арене, где сражаются соперники. Конкурентная стратегия направлена на то, чтобы добиться устойчивой и выгодной позиции, позволяющей компании противостоять напору тех сил, которые определяют конкурентную борьбу в отрасли.

     Чтобы достичь успеха в современной экономике, фирма должна ориентироваться на своих конкурентов, т.е. избегать их сильных сторон и искать их слабые места, чтобы затем начать маркетинговую атаку на эти слабые места. Фирма совсем не обязательно должна быть самой лучшей в каждой сфере своей деятельности. Можно сфокусировать свои усилия в нескольких сферах, достичь в них отличных результатов, и даже лидерствовать, а в остальных быть «на вторых ролях».

     Выбор маркетологами компании конкурентной стратегии определяется взаимодействием  трех факторов:

  1. Конкурентной позицией фирмы (является ли она лидером рынка, претендентом на лидерство, последователем или обитателем ниши)
  2. Стратегической задачей (стремится ли фирма доминировать на рынке или рассчитывает занять удобную прибыльную нишу)
  3. Рыночной ситуацией (Находится ли фирма на раннем этапе роста или в фазе поздней зрелости)

       Далее рассмотрим конкурентные  стратегии для самых разных  ситуаций. [7]

     1.2. Современные конкурентные стратегии их виды и предъявляемые к ним требования

     Филипп  Котлер выделил четыре вида конкурентных стратегий, исходя из доли рынка, занимаемой фирмой:

  1. стратегии лидера рынка
  2. стратегии претендента на лидерство
  3. стратегии последователя
  4. стратегии обитателя ниши (нишера) [9]
 

     1.2.1. Стратегии лидера

     Фирма - лидер - это фирма, которая занимает большую долю рынка определенного продукта, доминирует на нем, по сравнению с другими участниками рынка, причем это признают и ее конкуренты. Для того чтобы оставить за собой доминирующее положение, лидеру нужно стремиться к расширению рынка в целом и своего сегмента, находить новых потребителей, снижать цены за счет снижения издержек и т.д. Для такой организации любая стратегия оправдана, если она ведет к увеличению прибыльности, а связанный с нею риск — невелик. Такие компании, обычно, подают пример своим конкурентам, устанавливая и изменяя ценовую политику, расширяя долю рынка и т.д. (Лукойл, Газпром, Coca-cola,IBM, Xerox и другие…)

      Но  для того, чтобы упрочить свое положение, лидеру необходимо стремиться к расширению рынка в целом, привлечению новых потребителей, нахождению новых способов потребления и применения продукции. И чтобы уверенно доминировать - фирма должна находить способы расширения общего спроса, защищать свой сегмент рынка с помощью хорошо спланированных наступательных и оборонительных действий, и попытаться расширить свою долю рынка. [9]

    1.2.2. Стратегии претендентов на лидерство

     Претенденты на лидерство- это агрессивно атакующая лидера и других конкурентов по фронту фирма, использующая все возможные и невозможные стратегии и атаки. Претендент может вести ценовую войну, снижать издержки производства, а, следовательно, и цены, производить престижные или необычные товары, расширять ассортимент продукции, разрабатывать новые продукты, совершенствовать каналы распределения, повышать уровень услуг или разворачивать блистательную рекламную кампанию. Существует множество примеров, когда компания, претендующая на лидерство, выбивала почву из-под ног фаворита и обходила его. (Компания Canon, размеры которой в середине 1970-х гг. составляли лишь одну десятую компании Xerox, сегодня превзошла бывшего лидера по выпуску копировальных аппаратов.).

     Преимущество  претендента заключается в том, что он руководствуется высокой  целью и концентрирует свои ограниченные ресурсы на ее достижении.

     Для начала претендент должен определить цели стратегии (многие фирмы своей долговременной целью ставят расширение доли рынка) и объект атаки:

  1. Наступление на позиции лидера. Это достаточно рискованная стратегия, но и потенциально самая эффективная. Наилучший объект атаки- это крупный сегмент рынка, на который лидер направляет мало усилий, либо потребители недовольны качеством его продукта или предоставляемых услуг. В первую очередь надо провести исследование нужд потребителей и степень их удовлетворенности. Есть и другой способ- захватить сегмент лидера, с помощью выпуска принципиально нового продукта. (Например: Canon отвоевала значительную долю рынка Xerox, представив портативные копировальные аппараты).
  2. Атака на близкие по размерам фирмы- конкуренты, которые не в состоянии справиться с удовлетворением потребностей покупателей, имеют тяжелое финансовое положение, их продукция не пользуется спросом, в связи с низким качеством или/высокими ценами.
  3. Атака на небольшие местные и региональные фирмы, которые имеют сложное финансовое положение и не справляются с удовлетворение потребностей потребителей. [9]
 

     1.2.3. Стратегии последователей

     К ним  относятся компании, которые стремятся  сохранить свою долю на рынке и  обойти все «подводные камни», при  этом подражая конкретной «чужой» стратегии. Однако, последователи тоже могут придерживаться стратегий, направленных на поддержание и увеличение сегмента рынка. Большинство маркетологов считают, что стратегия последователя (имитация продукта) не менее эффективна, чем стратегия новаторского продукта. (Например: Panasonic редко предлагает рынку принципиально новую продукцию. Чаще всего она копирует изобретения Sony, а затем предлагает товары по более низкой цене, получая высокую прибыль, поскольку экономит на научно-исследовательских разработках и коммуникациях с потребителями.) Правда, следование за лидером вовсе не подразумевает обычного копирования, - последователь должен вести собственную стратегию роста, причем такую, которая не провоцирует ответных агрессивных действий конкурентов. Выделяют 4 стратегии последователей: имитатор, двойник, подражатель или приспособленец.

     1. Подражатель. Дублирует продукт лидера и упаковку, реализуя товар на черном рынке или сомнительным посредникам. (Такие компании, как Apple Computer и Rolex, постоянно сталкиваются с проблемой подделок, особенно на Дальнем Востоке.)

     2. Двойник. Копирует продукцию, систему распределения, рекламную кампанию конкурента вплоть до чуть-чуть измененного марочного названия. (Например: “Сосо-Соlo” вместо “Coca-Cola”.) Двойник паразитирует на инвестициях лидера.(Например: компания Ralcorp Holding Inc. производит имитации хлопьев для завтрака известных марок в похожих упаковках. Ее продукты под торговыми марками “Tasteeos”, “Fruit Rings",“Corn Flakes" стоят почти на доллар за упаковку дешевле, чем марки лидеров.)

     3. Имитатор. Что-то копирует у лидера, но сохраняет различия в упаковке, рекламе, ценах и т.п. Его политика не волнует лидера до тех пор, пока имитатор не предпринимает агрессивных атак, более того, имитатор помогает лидеру избежать полной монополии в отрасли.

     4. Приспособленец. Обычно видоизменяет или улучшает продукцию лидера. Он начинает с каких-то других рынков, чтобы избежать прямого столкновения с лидером, очень часто приспособленец становится претендентом. Этот путь прошли многие японские компании. [11] 

     1.2.4. Стратегии для обитателей ниш

     Фирма обслуживает небольшие сегменты рынка, и не составляет особой конкуренции  крупным фирмам. Ее особенность –  это специализация на конкретном товаре/услуге. При том в последнее  время этой стратегии стали уделять  внимание и большие фирмы.

Информация о работе Конкурентные стратегии: наступательная стратегия