Конкурентные стратегии: наступательная стратегия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2011 в 13:44, курсовая работа

Описание

1. Условия реализации и принципы наступательных стратегий
2. Формы наступательных стратегий
3. Примеры реализации наступательных стратегий

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. КОНКУРЕНТНЫЕ СТРАТЕГИИ 4
1.1. Общие понятия 4
1.2. Современные конкурентные стратегии их виды и предъявляемые к ним требования 4
1.2.1. Стратегии лидера 6
1.2.2. Стратегии претендентов на лидерство 6
1.2.3. Стратегии последователей 8
1.2.4. Стратегии для обитателей ниш 9
2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ И ПРИНЦИПЫ НАСТУПАТЕЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ 11

3. ФОРМЫ НАСТУПАТЕЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ 16
3.1. Как противостоять сильным сторонам конкурента
или превзойти их
16
3.2. Действия, направленные на использование слабостей конкурента 17
3.3. Одновременное наступление на нескольких фронтах 19
3.4. Захват незанятых пространств 20
3.5. Партизанская война 21
3.6. Стратегия упреждающих ударов 22
4. ПРИМЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ НАСТУПАТЕЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ 24
4.1. Инновационные стратегии фирмы “Теtга-Раk” 24
4.2. Фирмы “FASA”, АООТ “Упаковочные машины” 25
4.3. Компания Logitech International 26
4.4. Государственный нефтяной концерн «ЛУКойл» 27
4.5. Прочие фирмы 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

Работа состоит из  1 файл

Курсовая конкурентный анализ.doc

— 181.50 Кб (Скачать документ)

     Компания, облюбовавшая определенную нишу, добивается существенного увеличения добавленной  стоимости и прибыли; она ориентируется  на высокую марку прибыли, в то время как компании, действующие  на массовых рынках, на большие объемы прибыли.

     Ключевая  идея ниши — специализация. Компании, которые оперируют в нишах, выбирают одну из следующих ролей:

  1. Специализация по конечным пользователям. (Например: юридическая компания специализируется на уголовных, гражданских или промышленных делах.)
  2. Специализация по вертикали. (Например: компания концентрирует усилия на производстве определенных металлов или продуктов из них.)
  3. Специализация в зависимости от размеров и важности клиентов. Компания направляет усилия на обслуживание мелких, средних или крупных клиентов.
  4. Географическая специализация. Компания продает товары/услуги в определенной местности или регионе.
  5. Продуктовая специализация. Компания производит только определённый продукт или собственную единую товарную линию. (Например: она специализируется на производстве линз для микроскопов.)
  6. Специализация на индивидуальном обслуживании потребителей.
  7. Специализация на определенном соотношении качества и цены. Компания занимается производством либо высококачественной, либо дешевой продукции.

     Поскольку положение в нише может измениться, компания должна позаботиться о создании новых ниш. Стоит заметить, что, оперируя на двух и более нишах, компания увеличивает свои шансы на выживание в атмосфере жесткой конкуренции. [2] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ И ПРИНЦИПЫ НАСТУПАТЕЛЬНЫХ

СТРАТЕГИЙ

     Конкурентное  преимущество почти всегда достигается  за счет успешных наступательных стратегических действий; оборонительные стратегии могут защитить, сохранить конкурентное преимущество, но очень редко помогают создать его.

     Как много времени потребуется успешной наступательной стратегии для создания преимущества, зависит от характеристики конкуренции в отрасли. Период создания может быть коротким, как например в сфере услуг, где потребность в оборудовании и системах распределения при осуществлении наступательных действий минимальна.

     Период  создания может быть значительно  более продолжительным в капиталоемких  отраслях со сложными технологическими процессами изготовления продукции, так как в этом случае фирмам может потребоваться несколько лет на освоение новой технологии, ввод новых мощностей и завоевание товаром признания потребителей.

     В идеале наступательные действия быстро создают конкурентное преимущество; чем больше времени требуется для создания такого преимущества, тем более вероятно, что соперники разгадают намерения фирмы, оценят потенциальные возможности ее стратегии и предпримут ответные шаги. [4]

       Понятно, что более привлекательной является наступательная стратегия, или стратегия прорыва, которая преследует цель завоевать определенную долю на рынке, а нередко занять и лидирующие позиции на новом рынке или в новой отрасли. Наступательная стратегия, как правило, основана на реализации определенной инновации и предполагает предпринимательский подход. Вариантов данной стратегии в практике мирового бизнеса достаточно много.

Например, специалист по вопросам бизнеса П. Друкер выделяет четыре предпринимательские стратегии:

  1. "Ворваться первыми и нанести массированный удар".
  2. "Нападать быстро и неожиданно".
  3. Поиск и захват "экологической ниши".
  4. Изменение экономических характеристик продукта, рынка или отрасли.

     Все эти стратегии имеют наступательный характер, что видно из их названия, причем каждая имеет свои варианты.

     Наступательные  стратегии основаны, как правило, на научных открытиях и изобретениях, рассчитаны на занятие лидирующего  положения на рынке или в отрасли. Однако они требуют значительных финансовых затрат, имеют высокую степень риска, но в случае успеха дают высокие результаты.

     Как только соперники предпринимают  серьезное контрнаступление на созданное  фирмой преимущество, начинается период его разрушения. Любое конкурентное преимущество, которым компания обладает в настоящее время, будет в конечном счете ликвидировано действиями компетентного противника, обладающего достаточными ресурсами. Таким образом, для сохранения достигнутого положения фирма должна предпринять второе стратегическое наступление, фундамент которого необходимо заложить в период "пожинания плодов" с тем, чтобы быть готовой броситься в атаку, когда конкуренты усилят борьбу за обладание преимуществом лидера. [3]

     Для успешного поддержания конкурентного  преимущества фирма должна на голову опережать соперников, предпринимая одно стратегическое наступление за другим для укрепления своей рыночной позиции и сохраняя благосклонность потребителей.

     Принцип наступления №1 Главное, что нужно принимать во внимание, — это сила позиции лидера.

     Это в точности то же самое, что и первый принцип обороны. Но лидерам гораздо проще заниматься собой, чем компаниям № 2 или № 3 заниматься лидером.

     Большинство компаний похожи на детей. Они все  хотят сделать сами. Их стандартная  реакция на рыночные проблемы —  уткнуться носом в свой пупок. Изучить свои сильные стороны и слабые стороны. Качество собственных продуктов, торгового персонала, системы реализации товара. И в результате многие из них начинают говорить и действовать так, будто они — лидеры.

     № 2 или № 3 должен делать одно — следить за лидером. За его продуктами, его торговым персоналом, его ценами, его торговой сетью. Не важно, насколько сильна компания № 2 в определенной товарной категории; она не сможет победить, если в этой же категории силен и лидер.

     Лидер обладает позициями в сознании покупателей. Чтобы выиграть битву за умы, нужно  отобрать эти позиции прежде, чем  вы сможете заменить их своими собственными. Вам недостаточно преуспеть — нужно разгромить остальных. В особенности лидера.

     Необходимость следить за лидером, а не за собой, наглядно иллюстрирует плакат, широко распространенный в годы Второй мировой  войны.

     Тогда основной головной болью американского правительства была экономия продуктов питания, поэтому они напечатали патриотические плакаты со словами: «Еда выиграет войну».

     Никогда не забывайте, что маркетинговая  война — это состязание умов, и поле боя — тоже человеческий ум. На него должны быть нацелены все наступательные операции. Ваша артиллерия — это всего лишь слова, изображения, звуки. [8]

Принцип наступления 2. Найдите слабое место в силе лидера и атакуйте его.

     Здесь нет опечатки. Следует искать уязвимое место в «боевых порядках лидера», то есть там, где он силен, а не слаб.

     Подчас  лидеры имеют слабые точки, которые  являются именно слабыми и практически  никак не соотносятся с сильными сторонами. Возможно, лидеры чему-то не придали значения, что-то посчитали  неважным, о чем-то просто забыли.

     Атаковать IBM на основе цены всегда будет рискованно, поскольку у них есть возможность получать прибыль практически при любой цене на продукцию, какой бы низкой она ни была.

     Единственный  успех, которого добилась American Motors за последние годы, был связан с ее «Планом защиты покупателей», который представлял собой атаку на плохую сервисную репутацию большинства дилеров General Motors.

     Атакующей стороне не всегда нужно избегать цен. Когда цена является неотъемлемой частью силы, ею можно воспользоваться весьма эффективно. В качестве примера стоит привести Radio Advertising Bureau — группу, созданную для продвижения радиорекламы.

Принцип наступления 3. Проводите атаку на возможно более узком фронте.

     Предпочтительно с одним-единственным продуктом. «Полный ассортимент» — это роскошь, которую могут себе позволить только лидеры. Наступательную войну следует вести узкими фронтами, и чем ближе к одиночному продукту они будут, тем лучше. [8]

     Это область, в которой маркетологи  точно могут многому поучиться у военных. Во время Второй мировой войны наступления велись обычно очень узкими фронтами. Иногда всего по одной дороге. Только когда достигался прорыв, атакующие силы в буквальном смысле расширялись и занимали территорию. Когда вы атакуете узким фронтом, вы заставляете принцип силы работать на себя. Собираете силы в одном месте, чтобы достичь там превосходства. «Когда абсолютного превосходства достичь невозможно, — пишет Клаузевиц, — вы должны добиться относительного в решающей точке за счет умелого использования того, что имеете».

     Маркетинговая армия, которая пытается как можно  быстрее захватить как можно  больше территории за счет атаки сразу  широким фронтом — широким  спектром продуктов, в долгосрочной перспективе неминуемо потеряет все, что ей удастся завоевать. И даже больше.

     А многие компании № 2 и № 3 именно это  и пытаются делать. «Мы не можем  себе позволить пройти мимо любого сектора автомобильного рынка Соединенных  Штатов», — сказал президент Chrysler Линн Таунсенд. Эта его позиция и повлекла все те проблемы, с которыми сталкивалась компания в прошлом. [8] 
 

     3. ФОРМЫ НАСТУПАТЕЛЬНЫХ  СТРАТЕГИЙ

     Выделяют  шесть основных типов наступательной стратегии:

  • действия, направленные на то, чтобы противостоять сильным сторонам конкурента или превзойти их;
  • действия, направленные на использование слабостей конкурента;
  • одновременное наступление на нескольких фронтах;
  • захват незанятых пространств;
  • партизанская война;
  • упреждающие удары.

3.1. Как противостоять сильным сторонам конкурента

или превзойти их

     Существуют  две серьезные возможности не отстать от конкурентов (идти с ними нога в ногу), сражаясь с ними ценой  против цены, моделью против модели, тактикой продвижения товаров на рынок против тактики продвижения, географией деятельности против географии деятельности. Первой возможностью является попытка отобрать долю рынка у более слабых противников.

     Имеет смысл бросать вызов более  слабым конкурентам в областях, где  они являются сильнейшими, в тех  случаях, когда фирма может предложить превосходный товар и обладает организационными возможностями для того, чтобы отобрать долю рынка у менее компетентного соперника, в меньшей степени обеспеченного ресурсами. Вторая возможность заключается в сведении на нет конкурентного преимущества сильного противника. Здесь размер успеха определяется тем, насколько сужена "брешь", пробитая конкурентом, т. е. насколько сокращен разрыв в преимуществах. [7]

     Достоинства наступления "сила против силы" определяются тем, насколько расходы на него сравнимы с получаемыми выгодами. Для успеха фирме требуется достаточно конкурентной силы и ресурсов, чтобы отобрать у своих соперников хотя бы часть рынка. При отсутствии хороших долгосрочных перспектив в отношении конкурентных преимуществ и увеличения прибыли предпринимать наступление неблагоразумно.

     Наступление на сильные стороны противника может  вестись по любому направлению (на любом  фронте): снижение цены; осуществление  аналогичной рекламной кампании; придание товару новых черт (характеристик), способных привлечь потребителей конкурента; создание новых мощностей на территории конкурентов; выпуск новых моделей товаров, которые могут заменить модели конкурентов, вытеснить их (модель против модели).

     Классическим  случаем, как отмечал Ф. Котлер, является атака конкурентов фирмой, предлагающей аналогичный по качеству товар по более низкой цене. Это может обеспечить ей завоевание доли рынка, если у целевого противника имеются серьезные причины не снижать цены и если фирма, бросающая вызов, сумеет убедить потребителей в том, что ее товар такой же, как у конкурента. Однако такая стратегия обеспечит рост прибыли только в том случае, если выигрыш в объемах продаж компенсирует низкий уровень дохода на единицу проданной продукции.

     Другой  путь усиления агрессивного вызова в  области цен, бросаемого конкурентам, заключается в том, чтобы сначала добиться преимуществ по издержкам, а затем нанести удар противнику, используя низкие цены. Снижение цен, базирующееся на низких издержках, является самой прочной основой для нанесения удара и поддержания агрессивного ценового наступления. Без преимущества в области издержек снижение цен сработает только в том случае, если у фирмы-агрессора больше финансовых ресурсов и она сможет продержаться дольше, чем ее конкуренты в этой изнурительной войне. [9]

Информация о работе Конкурентные стратегии: наступательная стратегия