Конкурентоспособность предприятия и факторы её определяющие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 15:38, курсовая работа

Описание

Суть конкуренции заключается в пяти ее силах:
1. угроза появления новых конкурентов;
2. способность покупателей торговаться;
3. угроза появления товаров и услуг-заменителей;
4. способность поставщиков торговаться;
5. соперничество между имеющимися конкурентами.
В экономике конкуренция выполняет ряд функций:
• Выявляет и устанавливает рыночную стоимость товара;
• Сводит конкретный труд к общественно необходимому;
• Содействует выравниванию индивидуальных стоимостей и прибыли в зависимости от производительности труда и эффективности управления производством.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3
1. Конкурентоспособность предприятия как фактор устойчивого развития… 5
1.1. Конкурентоспособность на современном этапе…………………………… 5
2. Анализ конкурентоспособности УП «Минсккоммунтеплосеть»…………… 7
2.1. Характеристика УП «Минсккоммунтеплосеть»…………………………… 7
2.2. Анализ конкурентоспособности УП «Минсккоммунтеплосеть»…………12
3. Направления совершенствования конкурентоспособности на
УП «Минсккоммунтеплосеть»………………………………………………… 15
Заключение………………………………………………………………………… 17
Список использованных источников…………………………………………….. 18
Приложения………………………………………………………………………... 19

Работа состоит из  1 файл

конкурентоспос работа.docx

— 60.35 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО    ОБРАЗОВАНИЯ   РЕСПУБЛИКИ   БЕЛАРУСЬ 

УО   «БЕЛОРУССКИЙ   ГОСУДАРСТВЕННЫЙ   ЭКОНОМИЧЕСКИЙ   УНИВЕРСИТЕТ» 
 
 
 
 
 

                   Кафедра Экономики  и  управления  
 
 
 
 
 
 

Курсовая   работа  

по дисциплине:  Конкурентоспособность предприятия

на  тему:  Конкурентоспособность предприятия и факторы её определяющие 
 
 
 
 
 
 
 
 

Студент                                                        (подпись)                          

ЭУП,  5 курс,  ВВП-5                                    (число)   
 
 
 

Руководитель                                       (подпись) (оценка)

                                                                                          (число) 
 
 
 
 

МИНСК  2012 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..  3

1. Конкурентоспособность предприятия как фактор устойчивого развития…   5

1.1. Конкурентоспособность  на современном этапе……………………………   5

2. Анализ конкурентоспособности  УП «Минсккоммунтеплосеть»……………  7

2.1. Характеристика  УП «Минсккоммунтеплосеть»……………………………  7

2.2.  Анализ  конкурентоспособности УП «Минсккоммунтеплосеть»…………12

3. Направления  совершенствования конкурентоспособности  на 

    УП «Минсккоммунтеплосеть»………………………………………………… 15

Заключение………………………………………………………………………… 17

Список использованных источников…………………………………………….. 18

Приложения………………………………………………………………………... 19

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение  

  На современном этапе экономического развития проблема конкурентоспособности занимает центральное место в экономической политике государства. Создание конкурентных преимуществ перед соперником становится стратегическим направлением деятельности государства и его органов в области обеспечения конкурентоспособности национальной экономики. При этом повышение конкурентоспособности касается всех уровней  ее иерархии: продукции (товаров и услуг), предприятия, отрасли, региона и страны в целом, но особую важность приобретает конкурентоспособность предприятия как основного звена экономики. Несмотря на большое количество факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия, все же основным и определяющим из них остается его способность производить конкурентоспособную продукцию и создавать условия для ее продвижения на рынок.

  Сегодня для отечественных предприятий задача повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции становится особенно актуальной в связи с тем, что негативные последствия, проведенных в 90-е годы экономических реформ, в значительной степени ослабили их позиции на внутреннем и зарубежном рынках. Неудовлетворительное состояние основных

фондов  и высокие издержки не позволяют  еще многим предприятиям позитивно решать эту задачу. В сложившейся ситуации для успешной конкурентной борьбы предприятиям необходимо не только обновлять технологии и технологическое оборудование, изучать внутренний и внешний рынок и вести маркетинговые исследования, также выявлять свои возможности, слабые стороны и уязвимые места конкурентов, но и оказывать управляющее воздействие на собственную конкурентоспособность и определять ее основные направления.

   Позицию предприятия в отрасли  определяет конкурентное преимущество, с помощью которого предприятия  обходят своих соперников. Обеспечение  конкурентоспособности является  основной стратегической задачей  любого предприятия. Экономический  кризис серьезно усложнил реализацию  производственно-экономических программ  предприятий. Но одновременно, обострив  конкурентную борьбу, кризис показал  исключительную роль активной  рыночной политики предприятия при постоянно возрастающей эффективности его деятельности.

   Конкурентоспособность – это комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке, т.е. преимущество именно этого товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров-аналогов. Конкурентоспособность определяется только теми свойствами, которые представляют заметный интерес для покупателей. Все характеристики изделия, выходящие за рамки потребительских интересов, при оценке конкурентоспособности не рассматриваются.

   Во всех отраслях экономики, если они действуют не только на внутреннем  рынке, но и на внешнем, суть конкуренции заключается в пяти ее силах:

  1. угроза появления новых конкурентов;
  2. способность покупателей торговаться;
  3. угроза появления товаров и услуг-заменителей;
  4. способность поставщиков торговаться;
  5. соперничество между имеющимися конкурентами (таблица 1.1).

   Пять сил конкуренции определяют  прибыльность отрасли, т.к. они  влияют на цены, которые могут  диктовать фирмы, расходы, расходы,  которые им приходится нести,  и на размеры предложений товаров,  необходимые для того, чтобы конкурировать  в этой отрасли. Угроза появления  новых конкурентов снижает общий  потенциал прибыльности в отрасли,  потому что они привносят новые  производственные мощности и  стремятся заполучить долю рынка  сбыта. 

    Конкуренция является движущей силой развития субъектов и объектов управления, общества в целом, она должна стать образом жизни каждого работника. Конкуренция является одним из основных признаков рыночной экономики. В экономике конкуренция выполняет ряд функций:

  • Выявляет и устанавливает рыночную стоимость товара;
  • Сводит конкретный труд к общественно необходимому;
  • Содействует выравниванию индивидуальных стоимостей и прибыли в зависимости от производительности труда и эффективности управления производством.

   Посредством конкуренции происходит  распределение не только факторов  производства, но и доходов в  соответствии с вкладом и эффективностью  деятельности хозяйствующих субъектов.  Эффективное использование ресурсов  позволяет производителям получать  высокие доходы, при неэффективном  использовании ресурсов они несут  убытки и могут быть вытеснены  с рынка. Отсутствие конкурентной среды делает неэффективным использование рыночных механизмов. Как и всякое явление, конкуренция имеет свои положительные и отрицательные стороны. Положительные стороны:

  • Заставляет постоянно искать и использовать в производстве новые возможности;
  • Требует совершенствовать технику и технологию;
  • Стимулирует повышение качества товара;
  • Заставляет снижать затраты и цены;
  • Ориентирует на ассортимент товара повышенного спроса;
  • Вводит новые формы управления.

   Отрицательные стороны конкуренции:

  • Наблюдается беспощадность и жестокость по отношению к участникам;
  • Многочисленность «жертв» в виде банкротств и безработицы.
 
 
 
    1. Конкурентоспособность предприятия как  фактор устойчивого  развития
 

1.1. Конкурентоспособность предприятий на современном этапе  

Проблема  конкурентоспособности предприятия  является одной из наиболее актуальных и динамичных в рыночной экономике, поскольку она непосредственно  влияет на целесообразность присутствия конкретного предприятия на определенном рынке. Несмотря на многочисленные работы и публикации, посвященные данной тематике, общепринятого определения конкурентоспособности предприятия экономистами не выработано. В экономической литературе можно встретить весьма разнородные определения рассматриваемой категории. Наиболее содержательные определения конкурентоспособности предприятия:

- реальная  и потенциальная способность  предприятия, а также имеющихся  у него для этого возможностей  проектировать, изготавливать и  сбывать товары, которые по своим  ценовым и неценовым характеристикам  в комплексе более привлекательны  для потребителей, чем товары  конкурентов [2];

- способность фирмы выпускать конкурентоспособную продукцию, преимущество фирмы по отношению к другим фирмам данной отрасли внутри страны и за ее пределами [3].

   Конкурентоспособность предприятия – это его свойство, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке.

   В современной экономике, для того, чтобы создать конкурентоспособное предприятие, надо не просто модернизировать производство и управление, но и четко знать, для чего это делается, какая цель должна быть достигнута. Главным при этом должно быть одно: умение определить, быстро и эффективно использовать в конкурентной борьбе свои сравнительные преимущества. Все усилия необходимо направить на развитие тех сторон, которые выгодно отличают предприятие от потенциальных или реальных конкурентов.

     Прежде  всего, нужно заняться профессиональной подготовкой своего персонала. Особое внимание здесь следует уделить  изучению дисциплин по стандартам, регламентам, сертификатам и пр. Далее  необходимо выстроить на предприятии  единую систему управления качеством  ресурсов, продукции или услуг. Причем основной упор сделать на качестве менеджмента с тем, чтобы не допускать  дефектов в производимой продукции  или услуге и привлекать полноценные  человеческие и финансовые ресурсы. Подобные системы менеджмента качества должны охватывать не только производственную, но и финансовую деятельность предприятия. Наконец, нужно сделать прозрачную систему финансовой отчетности. Для  этого необходимо подготовить поколение бухгалтеров, способных заниматься тем, чем занимаются в настоящее время финансовые директора, то есть управлять активами и их справедливой рыночной стоимостью.

     В современном экономическом мире конкурентоспособность предприятия  определяется следующими факторами:

  • качество продукции и услуг;
  • наличие эффективной стратегии маркетинга и сбыта;
  • уровень квалификации персонала и менеджмента;
  • технологический уровень производства;
  • налоговая среда, в которой действует предприятие;
  • доступность источников финансирования.

   Чтобы определить первоочередные меры по реформированию предприятия, следует определить причины потери его конкурентоспособности.

   Существуют и другие важные требования, выполнение которых повышает конкурентоспособность, а именно - рост качества и снижение цены продукции независимо от того, где эта продукция продается - на отечественном или внешнем рынках. Во многом на цену товара или услуги сейчас влияет стоимость обязательной или добровольной международной сертификации.

   Далее конкурентоспособность менеджмента и продукции предприятия базируется на доступе к заемным средствам, успешной производственной и торговой деятельности, высокой квалификации персонала.

   И, наконец, идеальное предприятие должно осуществлять полноценный бухгалтерский учет и внешний аудит своей финансовой деятельности, в соответствии с требованиями стандартов финансовой отчетности.

   В условиях рынка недостаточно опираться на интуицию, суждения руководителей и специалистов и прошлый опыт, а необходимо получать адекватную информацию до и после принятия решений. На характер принимаемых решений оказывает влияние большое количество факторов. И главное даже не в количестве, а скорее в непредсказуемости большинства из них. Поведение конкурентов, например, часто выходит за рамки традиционных схем. Ситуация усложняется тем, что система управления маркетингом функционирует в реальном масштабе времени.

Информация о работе Конкурентоспособность предприятия и факторы её определяющие