Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 15:25, контрольная работа
Основной задачей макроэкономической политики является формирование рыночной среды, благоприятной для ведения бизнеса, развитие компаний и рынков, наиболее полного удовлетворения потребностей общества. Поэтому реализуемая государством экономическая политика должна основываться на конкурентных принципах. Развитие конкуренции – комплексная задача, за решение которой несут ответственность все органы государственной власти.
Вопрос 1: Развитие конкурентной среды в отрасли ТЭК.
Вопрос 2: . Установление цены на продукцию в условиях конкуренции.
Задача:
а) В США необходимо получить лицензию от органов власти на открытие частной практики в медицине и юриспруденции.
б) В России собственность на природные ресурсы является государственной, креме того, многие из этих ресурсов являются невоспроизводимыми.
в) При развитом законодательстве в области авторского права фирма, как правило, защищает свою новую продукцию патентом, а также исключительным правом для себя на копирование.
Проанализируйте предложенный примеры и сформулируйте ответы на следующие вопросы:
1) Что такое входные барьеры к вступлению в отрасль?
2) В чём состоит проблема входных барьеров?
3) Как можно классифицировать входные барьеры
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Вопрос 1: Развитие конкурентной среды в отрасли ТЭК.
Вопрос 2: . Установление цены на продукцию в условиях конкуренции.
Задача:
а) В США необходимо получить лицензию от органов власти на открытие частной практики в медицине и юриспруденции.
б) В России собственность на природные ресурсы является государственной, креме того, многие из этих ресурсов являются невоспроизводимыми.
в) При развитом законодательстве в области авторского права фирма, как правило, защищает свою новую продукцию патентом, а также исключительным правом для себя на копирование.
Проанализируйте предложенный примеры и сформулируйте ответы на следующие вопросы:
1) Что такое входные барьеры к вступлению в отрасль?
2) В чём состоит проблема входных барьеров?
3) Как можно классифицировать входные барьеры
РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ В ОТРАСЛИ ТЭК
Основной задачей макроэкономической политики является формирование рыночной среды, благоприятной для ведения бизнеса, развитие компаний и рынков, наиболее полного удовлетворения потребностей общества. Поэтому реализуемая государством экономическая политика должна основываться на конкурентных принципах. Развитие конкуренции – комплексная задача, за решение которой несут ответственность все органы государственной власти.
До настоящего времени в качестве основного инструмента политики использовались защитные механизмы. В первую очередь к ним относится применение антимонопольного законодательства. Сложность заключается в том, что антимонопольное регулирование ограничено довольно узким инструментарием и направлено в основном на устранение правонарушений, а не на развитие конкуренции.
Задача развития конкуренции требует совершенствования использования всех инструментов экономического регулирования, в том числе налоговой политики, таможенно-тарифного регулирования, планирования, госзакупок и тарифного регулирования естественных монополий.
Ситуация в экономике в связи с мировым финансовым кризисом стремительно изменилась. Конкуренция становится все более жествой и обретает новые черты. Обостряется борьба между хозяйствующими субъектами за финансовые ресурсы и удовлетворение снижающегося спроса на товары и услуги.
Конкурентная политика в условиях кризиса должна предусматривать реализацию следующих мер:
Следует существенно снизить издержки входа на рынок, в том числе путем снижения административных барьеров в отраслях с ярко выраженными препятствиями входа;
При осуществлении контроля, в том числе антимонопольного, необходимо сместить акцент с контроля за действиями хозяйствующих субъектов в сторону более тщательного контроля за действиями органов власти;
Нужно упростить доступ к инфраструктуре естественных монополий, ввести ускоренную процедуру рассмотрения нарушений правил недискриминационного доступа к услугам естественных монополий, установить ответственность за их нарушение в форме дисквалификации виновных. Необходимо утверждение правил недискриминационного доступа к системе магистральных и распределительных газопроводов;
Должно быть сокращено количество сделок, подлежащих предварительному согласованию с ФАС России;
Требуется формирование эффективной, максимально доступной и прозрачной конкурентной системы размещения государственных заказов, заказов госкорпораций и естественных монополий, в том числе путем расширения практики размещения заказов на электронных аукционах.
Уровень развития и состояния конкурентной среды варьируется в зависимости от отрасли или рынка, что связано с различными условиями функционирования, историей и этапом развития отрасли, ценовой ситуацией, ее изменениями и множеством других значимых факторов. Это требует разработки специальных мер развития конкуренции в отдельных отраслях.
Развитие конкуренции на рынке нефтепродуктов.
В результате приватизации региональные рынки нефтепродуктов разделены между вертикально интегрированными нефтяными компаниями по территориальному признаку.
Потенциально конкурентный сегмент оптового рынка исскуственно сужен. Компании, владеющие более чем 80% ресурса не торгуют друг с другом, не конкурируют в регионах и устанавливают дискриминационные условия для независимых участников рынка.
Компании осуществляют поставку нефтепродуктов со своих нефтеперерабатывающих заводов на сбытовые компании, находящиеся в других регионах, несмотря на расположенные рядом нефтеперерабатывающие заводы других компаний.
Отсутствие конкурентных отношений приводит к неэффективному использованию транспортной инфраструктуры, перекрестные и встречные потоки поставок дополнительно загружают дефицитные мощности железнодорожного и трубопроводного транспорта.
Оптовая реализация и распределение объемов нефтепродуктов между покупателями осуществляются по непрозрачным процедурам. Отсутствие открытых торгов по продаже нефтепродуктов и ограничение свободного доступа иных участников рынка к объемам ресурса НК препятствуют развитию конкуренции на оптовом рынке нефтепродуктов, не позволяют сформировать общепризнанные ценовые индикаторы как рынка нефти, так и рынка нефтепродуктов.
Доступ участников рынка к оперативной информации о показателях состояния рынка (производство, потребление, запасы ресурсов), необходимых для формирования ожиданий и принятия бизнес-решений, ограничен, ценовые индикаторы отсутствуют.
Развитие малых независимых добывающих компаний, которые в основном осуществляют добычу на малопривлекательных низкодебитных месторождениях, затруднено: отсутствует либо ограничен доступ к инфраструктуре и мощностям по подготовке, транспортировке (в том числе на экспорт) и переработке нефти. Существуют избыточные административные барьеры при проведении работ по разведке, добыче, хранению и транспортировке нефти. Объемы нефти, добываемые независимыми компаниями, являются основным ресурсом для производства объемов нефтепродуктов, реализация которых на свободном рынке формирует рыночную цену.
В целях развития конкуренции необходимо существенно увеличить объемы реализации нефтепродуктов на открытых торгах, обеспечить свободный и равный доступ всех участников рынка, в том числе иных нефтяных компаний, к купле-продаже произведенных нефтяными компаниями нефтепродуктов на всех сегментах рынка (НПЗ-опт-розница), а также к оперативной информации о показателях состояния рынка, для чего необходимо принять федеральный закон, включающий в себя в том числе следующие положения.
Во-первых, стимулирование нефтяных компаний к реализации части нефтепродуктов на открытых торгах, в том числе с использованием биржевых технологий, в целях вовлечения в оборот дополнительных объемов нефтепродуктов и обеспечения доступа к ним всех участников рынка на основе прозрачных рыночных процедур.
Во-вторых, разделение видов деятельности нефтяными компаниями между различными юридическими лицами в рамках одного холдинга для вовлечения в оборот на основе конкурентных отношений между поставщиками и покупателями (в том числе между нефтяными компаниями) дополнительных объемов нефтепродуктов на сегментах опт-розница.
В-третьих, разработать и утвердить методологию расчета внутренних индексов цен на нефтепродукты и процедур их использования федеральными органами исполнительной власти, а также рекомендовать их для использования в долгосрочных договорах.
В-четвертых, сформировать перечень показателей состояния рынков и информации о деятельности нефтяных компаний, в том числе планы и фактический выпуск нефтепродуктов, наличие свободных мощностей по переработке нефти и хранению нефтепродуктов, остаток топливных ресурсов и другую необходимую для формирования ожиданий и принятия бизнес-решений участниками рынка информацию, и определить порядок ее опубликования уполномоченными организациями.
В-пятых, необходимо создать условия для развития независимых от ВИНК компаний в добыче и переработке нефти, в том числе за счет стимулирования развития независимой от ВИНК переработки, определения порядка недискриминационного доступа к транспортной инфраструктуре в целях вовлечения в разработку дополнительных объемов запасов сырья. Это позволит сформировать конкурентный объем нефтепродуктов на рынке, который создаст условия для развития конкуренции между нефтяными компаниями и независимыми участниками рынка в оптовом и розничном сегментах реализации нефтепродуктов.
В-шестых, необходимо провести анализ и исключить избыточные административные барьеры при проведении работ по разведке, добыче, хранению и транспортировке нефти, при получении разрешений и выделении участков под строительство автозаправочных станций.
Развитие конкуренции на рынках газа.
Особенности функционирования рынка газа в Российской Федерации обусловлены историей его развития и наличием специфичного отраслевого законодательства. Основной участник рынка природного газа – ОАО «Газпром» - владеет как Единой системой газоснабжения, так и добывающими, сбытовыми, газораспределительными организациями. Несмотря на то, что действует достаточное количество нормативных документов, определяющих взаимоотношения между участниками рынка, приняты они были более 10 лет назад и не отражают текущую ситуацию (разработаны исходя из существования единственного поставщика газа), не содержат необходимых для формирования полноценного рынка институтов (принципы балансировки газа в системе, ответственность газотранспортной организации, определение понятия коммунально-бытовые и социальные нужды граждан).
Газовая отрасль оказывает решающее влияние на формирование значительного количества важнейших отраслей – ЖКХ, электроэнергии, химической, строительной, что требует построения отношений между ними на недискриминационных принципах. При этом существенной проблемой для рынка является заниженная регулируемая стоимость газа, которая приводит к дефициту газа и, соответственно, возникновению вопросов при его распределении. Мерами ликвидации указанного дефицита должно стать поэтапное развитие рынка путем постепенного расширения и свободного сокращения регулируемого его секторов.
К существенному неоправданному завышению стоимости подключения к газотранспортным и газораспределительным сетям, и, следовательно, ограничениям для входа на рынок приводит отсутствие нормативной базы для ее регулирования.
Рынок сжиженных углеводородных газов характеризуется наличием достаточно устойчивых рыночных отношений между субъектами. При этом на рынке сжиженных углеводородных газов в 1999 году в связи с необходимостью обеспечения гарантированных поставок сжиженного газа населению была введена система балансовых заданий, представляющая собой административное регулирование поставок сжиженного газа для бытовых нужд. Существование параллельно двух рынков сжиженного газа (по регулируемым и свободным коммерческим ценам) создает предпосылки для злоупотреблений и является основой «серого» рынка. Механизм распределения «балансового» сжиженного газа способствует «перетеканию» сжиженного газа из регулируемого сектора в нерегулируемый, что искажает конкурентную среду на рынке.
С целью формирования справедливой конкурентной среды на рынке сжиженных углеводородных газов необходимо принятие акта Правительства Российской Федерации, предусматривающего отмену «балансовых» заданий.
Для формирования эффективной конкуренции на рынке природного газа необходимо реализовать следующие меры.
Во-первых, создание условий для формирования недискриминационного доступа к системе магистральных и распределительных газопроводов, предусматривающих в том числе порядок подключения к таким сетям и порядок раскрытия информации их владельцами. Также в этих целях необходимо уточнение понятия «свободной мощности» в законодательстве о газоснабжении.
Во-вторых, внесение изменений в правила поставки газа в целях обеспечения баланса интересов поставщиков и потребителей газа, а также гарантий защиты прав потребителей газа.
В-третьих, отмена нерыночных механизмов регулирования, в том числе согласование газа в качестве топлива, «балансовых заданий поставки сжиженных углеводородных газов населению», а также приведение действующего законодательства о газоснабжении в соответствие с текущей ситуацией, уточнение ключевых понятий.
В-четвертых, развитие инфраструктуры внутреннего рынка газа для перехода на реализацию газа на основе развитых рыночных механизмов (биржевые технологии, перепродажа газа).
В-пятых, постепенное повышение цен на газ на внутреннем рынке до уровня рыночных (равнодоходности с экспортными ценами), формирование условий для межтопливной конкуренции (газ – мазут – уголь - возобновляемые источники энергии).
Развитие конкуренции на рынке энергетического угля.
Проблемой развития конкуренции на рынке энергетического угля является привязка угольных разрезов, производящих определенный вид угля, к находящейся рядом спроектированной под использование данного вида угля электростанции. Это формирует ситуацию наличия монополии производителя- монопсонии электростанции, что не способствует развитию рынка. Ситуация усугубляется низкой калорийностью бурых углей, что делает невыгодной их перевозку на большие расстояния. В отличие от России, за рубежом электростанции спроектированы таким образом, что имеют техническую возможность использования различных марок угля и, следовательно, выбора различных поставщиков.
Указанная ситуация в большей степени характерна для рынков бурого угля. Для электростанций, запроектированных под каменные угли, абсолютно жесткая привязка к углю определенного месторождения в основном не характерна. Как внутри марочных категорий каменного угля, так и между ними возможно варьировать сжигание углей с близкими теплотехническими характеристиками без ущерба для эффективности производства энергии и для оборудования. Однако высокая концентрация на рынке каменных углей в совокупности с неполной взаимозаменяемостью не позволяет сформировать полноценный конкурентный рынок. Кроме того, на рынке угля присутствуют вертикально-интегрированные энергетические компании (ВИЭК), осуществляющие производство электрической энергии. В случаях, когда независимая электростанция, не имеющая собственного сырья, приобретает угль у ВИЭК, привязка к определенной марке создает стимулы для ВИЭК устанавливать дискриминационные условия.
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Экономика отрасли"