Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 15:09, дипломная работа
Кредитно-финансовая система – одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банковской системы и товарного производства исторически шло параллельно и тесно переплеталось. Находясь в центре экономической жизни, банки опосредуют связи между вкладчиками и производителями, перераспределяют капитал, повышают общую эффективность производства.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ, ПОКАЗАТЕЛИ И ОЦЕНКА КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 7
1.1. СУЩНОСТЬ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ И ЕЕ НЕОБХОДИМОСТЬ 7
1.2. СВЕДЕНИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЗАЕМЩИКА И ИХ АНАЛИЗ 15
ГЛАВА I I. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ И ОЦЕНКА КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЗАО «АРГО» 53
2.1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАО «АРГО» 53
2.2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАО «АРГО» 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 79
Рассматривая кредитную заявку, служащие банка учитывают много факторов, определяющих риск не возврата кредита.
Для получения такого рода данных банку, разумеется, потребуется информация, характеризующая финансовое состояние фирмы. Это обуславливает необходимость изучения финансовых отчетов, возможности появления непредвиденных обстоятельств и положения со страхованием. Источниками информации о кредитоспособности заемщика могут служить:
- переговоры с заявителями;
- анализ финансовых отчетов заёмщика;
- внешние источники информации;
- инспекция на месте.
В первую очередь банк анализирует информацию, полученную непосредственно от заёмщика - это все данные, которые он предоставляет в банк. Затем эти данные проверяются с помощью других дополнительных источников и систематизируются в банке в форме досье заёмщика.
Часто банки сверяют свою информацию с данными других банков, имевших отношения с клиентом, который подаёт кредитную заявку. Они могут также проверить данные у различных поставщиков и покупателей данной фирмы. Поставщики могут снабдить информацией об оплате ею счетов, предоставленных скидках, максимальной и минимальной сумме коммерческого кредита, необоснованных претензиях и удержаниях со стороны интересующей банк фирмы.
Контакты
с покупателями фирмы позволяют
получить информацию о качестве ее
продукции, надежности обслуживания и
количестве рекламаций на ее товары. Такая
сверка информации с контрагентами
фирмы и другими банками позволяет
также выявить репутацию и возможности
фирмы, обратившейся за кредитом, и ее
руководящих работников. В качестве дополнительной
информации могут использоваться публикации,
проверки реального положения дел на месте,
сведения, полученные из конфиденциальных
источников и другие. Источниками информации
о фирмах, особенно крупных, служат коммерческие
журналы, газеты, справочники, государственная
отчетность и т.д. Некоторые банки обращаются
даже к конкурентам данной фирмы. Такую
информацию следует использовать крайне
осторожно, но она может оказаться весьма
полезной.
Состав и содержание показателей вытекают из самого понятия кредитоспособности. Они должны отразить финансово-хозяйственное состояние предприятий с точки зрения эффективности размещения и использования заемных средств и всех средств вообще, оценить способность и готовность заемщика совершать платежи и погашать кредиты в заранее определенные сроки.
Способность
своевременно возвращать кредит оценивается
путем анализа баланса
В связи с тем, что предприятия значительно различаются по характеру своей производственной и финансовой деятельности, создать единые универсальные и исчерпывающие методические указания по изучению кредитоспособности и расчету соответствующих показателей не представляется возможным. Это подтверждается практикой нашей страны. В современной международной практике также отсутствуют твердые правила на этот счет, так как учесть все многочисленные специфические особенности клиентов практически невозможно.
Процесс кредитования связан с действием многочисленных и многообразных факторов риска, способных повлечь за собой непогашение ссуды в обусловленный срок.
Изменения в потребительском спросе или в технологии производства
могут решающим образом повлиять на дела фирмы и превратить некогда процветающего Заемщика в убыточное предприятие. Продолжительная забастовка, резкое снижение цен в результате конкуренции или уход с работы ведущих управляющих - все это способно отразиться на погашении долга заемщиком. Предоставляя ссуды, коммерческий банк должен изучать факторы, которые могут повлечь за собой их непогашение. Такое изучение именуют анализом кредитоспособности.
Основная цель такого анализа определить способность и готовность заемщика вернуть запрашиваемую ссуду в соответствии с условиями кредитного договора. Банк должен в каждом случае определить степень риска, который он готов взять на себя, и размер кредита, который может быть предоставлен в данных обстоятельствах.
Рассматривая кредитную заявку, служащие банка учитывают много факторов. На протяжении многих лет служащие банка, ответственные за выдачу ссуд исходили из следующих моментов:
- дееспособности Заемщика;
- его репутации;
- способности получать доход;
- владение активами;
Банки
применяют сложную систему
Банки
используют четыре группы основных показателей:
К первой групп относятся коэффициент ликвидности (Кл) и покрытия (Кп).
Коэффициент ликвидности - соотношение наиболее ликвидных средств и долгосрочных долговых обязательств. Ликвидные средства складываются из денежных средств и дебиторской задолженности краткосрочного характера. Долговые обязательства состоят из задолженности по ссудам краткосрочного характера, по векселям, неоплаченным требованиям и прочим краткосрочным обязательствам. Кл прогнозирует способность Заемщика оперативно в срок погасить долг банку в ближайшей перспективе на основе оценки структуры оборотного капитала. Чем выше Кл, тем выше Кп
Коэффициент покрытия показывает предел кредитования, достаточность всех видов средств клиента, чтобы погасить долг. Если Кп менее 1, то границы кредитования нарушены, заемщику больше нельзя предоставлять кредит: он является некредитоспособным.
Показатели оборачиваемости капитала, относящиеся ко второй группе отражают качество оборотных активов и могут использоваться для оценки роста Кпокр.
Например, при увеличении значения этого коэффициента за счет роста запасов и одновременном замедлении их обрачиваемости нельзя делать вывод о повышении кредитоспособности Заемщика.
Коэффициент привлечения образует третью группу оценочных показателей.
Оценка кредитоспособности клиентов банками включает три блока:
1) оценка предприятия и анализ его баланса, а также другой отчетности:
2) оценка кредитоспособности
клиентов на основе методик,
принятых отдельными
3) использование
для оценки кредитоспособности
данных картотеки
При оценке предприятия банк интересуется следующими вопросами:
-характер деятельности
предприятия и длительность
-факторы производства:
а) трудовые ресурсы в разрезе руководителей, управленцев и персонала ( образование, компетентность и возраст руководителя, наличие у него преемников, частота передвижения управленцев по рабочим местам, структура персонала, показатели простоя, соотношение оплаты труда и добавленной стоимости (должно быть в пределах 70 %)
б) производственные ресурсы (соотношение амортизации и амортизируемых средств, уровень инвестиций)
в) финансовые ресурсы;
г) экономическая среда ( на какой стадии жизненного цикла находится выпускаемая продукция, является ли предприятие монопольным производителем, условия конкуренции, стадия развития рынка основной продукции предприятия, коммерческая политика фирмы, степень освоения приемов и способов маркетинга).
В активе баланса при анализе выделяются три составные части: (иммобилизованные активы), оборотные средства ( запасы, дебиторы, прочие) и денежная наличность ( касса, деньги на счете в банке, ценные бумаги).
Пассив баланса делится на
постоянные ресурсы,
Показатель | Метод определения |
Выручка от реализации | |
Валовой коммерческий доход или коммерческая маржа (ВД) | Выручка о реализации минус стоимость приобретенных товарно-материальных ценностей и готовых изделий |
Добавленная стоимость (ДС) | ВД минус эксплуатационные расходы (административные, на субподрядчик -ков) |
Валовой эксплуатационный доход (ВЗД) | ДС минус расходы на зарплату, минус налоги на зарплату, минус оплата отпусков |
Валовой эксплуатационный результат (ВЭР) | ВЭД минус уплата процентов за кредит плюс доход от вложения средств в другие предприятия и минус отчисления в фонд риска |
Прибыль, которая может быть использована для самофинансирова- ния (СФ) | ВЭР минус прибыль, распределяемая между работниками предприятия, и минус налоги на прибыль |
Чистая прибыль (П) | СФ плюс или минус случайные доходы (расходы) минус амортизация недвижимости |
Баланс
и другие формы отчетности используются,
во-первых, для оценки соотношения
сальдовых показателей и , во-вторых,
для расчета коэффициентов
Показатели состояния денежной наличности оцениваются с учетом уровня развития предприятия, его рентабельности и качества потребности в оборотных средствах. Последнее изучается на основе показателей скорости оборота остатков сырья и готовой продукции на складе. а также сроков расчетов с поставщиками.
В качестве одного из вариантов частной методики оценки кредитоспособности клиента коммерческим банком можно привести методику Credit Lione. Эта методика представляет собой систему оценки, построенную на 5 коэффициентах:
ВЭД
К1 = -------
ДС
Финансовые расходы
К2 = ------------------------------
ДС
Капиталовложения за год
К3 = ------------------------------
ДС
Долгосрочные обязательства
К4 = ------------------------------
ДС
Чистое сальдо наличности
К5 = ------------------------------
Оборот
Каждый из показателей оценивается в пределах четырех баллов, определяется общий итог в баллах. К этому итогу добавляются литеры А, Б, С, и Д в зависимости от достаточности собственного капитала. Достаточность оценивается на основе соотношения собственного капитала и добавленной стоимости. Норма указанного соотношения - 20%. Сумма баллов и литер определяют уровень кредитоспособности клиента.
Учитываются также и данные картотеки . Эта картотека имеет четыре раздела.