Лекции по "Экономике организаций (предприятий)"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 15:30, курс лекций

Описание

Экономика предприятия – это совокупность факторов производства (собственных и заемных), непроизводственных факторов (детские сады, профилактории и т.д.), фондов обращения, готовой продукции, денежных средств, находящихся на счетах предприятия в банке, ценных бумаг, нематериальных фондов собственности (патенты, лицензии и др.), доходов или прибыли, полученных в результате реализации продукции и оказания различны услуг.
Экономика – это наука о том, как общество использует определенные, ограниченные ресурсы для производства полезных продуктов и распределяет их среди различных групп людей.

Работа состоит из  1 файл

Экономика организаций КЛ ФиК.doc

— 776.00 Кб (Скачать документ)

• изменение ресурсных цен (снижение цен на ресурсы ведет к увеличению предложения товара);

• изменение налогов и субсидий (повышение налогов снижает величину предложения, а субсидии приводят к расширению производства);

• изменение числа товаропроизводителей (чем больше их, тем больше количество предлагаемого товара);

• ценовые и дефицитные ожидания агентов рыночной экономики.

Цена. Рынки передают информацию в  форме цен продавцам и покупателям  товаров и услуг. Продавцы и покупатели планируют свою деятельность на основе этой информации и своих знаний.

На каждом рынке существует много  продавцов и покупателей, каждый из которых планирует свои действия независимо от других. В результате на рынке возможны ситуации, когда количество товаров, которое потребители планируют купить, больше или меньше, чем количество товаров, которое производители товаров желают продать по существующей цене.

Если же суммарное количество товара, предложенное производителями, совпадает  с количеством товара, которое  потребители планируют купить, то на рынке существует равновесие.

Способность конкурентных сил спроса и предложения устанавливать  цену на уровне, на котором решения о продаже и покупке взаимно соответствуют, называется уравновешивающей функцией цен.

Равновесие – закон для каждого  конкурентного рынка. Рыночный механизм обеспечивает согласование интересов товаропроизводителей (продавцов) и потребителей (покупателей).

 

Типы рынков

На поведение каждого предприятия  влияет характер, тип рынка, на котором  оно функционирует. Различают следующие  основные типы рынков или рыночных структур: чистая (совершенная) конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.

Чистая (совершенная) конкуренция  возникает при определенных условиях:

• наличие множества фирм, предлагающих на рынке, однородную продукцию. Для  потребителя безразлично, у какой  конкретно фирмы он приобретает  эту продукцию;

• доля каждого предприятия на рынке отрасли незначительна, так  что ни одно из них не способно сколько-нибудь существенно влиять на цену продукта;

• фирма может свободно, без  ограничений входить и выходить из отрасли;

• фирма без ограничений имеет  возможность получить любую информацию о ценах на товары и ресурсы, о затратах, качестве товаров, технике производства и т.д.

Конкуренция, при которой не выполняется  хотя бы один из принципов совершенной  конкуренции, называется несовершенной.

Полной противоположностью совершенной конкуренции является чистая монополия. В условиях чистой монополии в отрасли действует только одно предприятие. Чистая монополия обычно возникает там, где выпускаемый предприятием продукт является в известном смысле уникальным, отсутствуют его аналоги или близкие заменители. Причиной возникновения монополии может быть наличие барьеров для вступления в отрасль. Барьеры могут носить экономический (например, исключительное право предприятия на какой-либо производственный ресурс, патент на изобретение или технологию) или административный характер (например, необходимость получения лицензии на осуществление определенных видов деятельности).

Монополистическая конкуренция возникает  там, где в отрасли действуют  десятки предприятий, производящих разнообразную дифференцированную продукцию. Дифференциация продуктов может основываться не только на различиях в качестве товара, но и на тех услугах, которые связаны с его обслуживанием. Причинами выбора покупателя могут быть привлекательная упаковка, наличие купона, обеспечивающего скидки, более удачное расположение или время работы магазина. Важное значение, поэтому приобретает не только цена, но и неценовые факторы: реклама, условия продажи, наличие или отсутствие гарантийного ремонта и т.п.

Монополистическая конкуренция широко представлена в отраслях, производящих предметы потребления, и в сфере услуг.

Олигополия – рыночная структура, при которой в отрасли действует  ограниченное число продавцов, а  вход в отрасль новых предприятий  ограничен высокими барьерами.

В условиях олигополии несколько предприятий  контролируют основную часть рынка. Обычно выделяют жесткую (классическую) олигополию, при которой главную  роль играют 3–4 фирмы, и мягкую (аморфную) олигополию, когда основная часть  продукции выпускается 6–8 предприятиями.

Олигопольная ситуация обычно порождается  наличием высоких барьеров для вступления в отрасль.

Характерной особенностью олигополии является высокая взаимозависимость  – число предприятий настолько  ограничено, что каждое из них вынуждено  при формировании экономической политики принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов.

Рассмотрим также некоторые другие формы несовершенной конкуренции.

Самым «плохим» для потребителя  случаем является рыночная ситуация, при которой монополия практикует ценовую дискриминацию. Ценовая дискриминация состоит в том, что одинаковые товары монополия продает разным потребителям по разным ценам.

Цены могут различаться в  зависимости от дохода потребителя, объема потребления, времени покупки  и т.п., т.е. их различия никак не связаны с различием издержек.

Особой ситуацией является двусторонняя монополия. Двусторонняя монополия  – рыночная структура, при которой  монополисту противостоит монополист (единственный продавец сталкивается с единственным покупателем). 

 

 

  

04 ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПРЕДПРИЯТИЙ

 

Производственная структура предприятия

 

Для успешного ведения производства необходимо рационально построить производственный процесс в пространстве. Это осуществляется путем определения наиболее эффективной производственной структуры.

Под производственной структурой предприятия  понимается состав и взаимосвязь  образующих его цехов, участков и  служб в процессе производства продукции.

Главными элементами производственной структуры предприятия являются цеха, участки и рабочие места. Цех является основной структурной единицей крупного предприятия. Он наделяется определенной производственной и хозяйственной самостоятельностью, является обособленной производственной единицей и выполняет закрепленные за ним производственные функции.

Все цеха промышленного предприятия  обычно делятся на основные и вспомогательные. В основных цехах выполняются  операции по изготовлению продукции  для реализации. Основные цеха делятся на заготовительные, обрабатывающие и сборочные. К вспомогательным цехам относят инструментальный, ремонтный, энергетический и др.

В состав цехов входят участки, которые  создаются по технологическому или  предметному принципу. Так, в обрабатывающем цехе могут быть организованы участки по принципу технологической специализации: токарный, фрезерный, шлифовальный, слесарный и др. По принципу предметной специализации образуются участки по изготовлению части готового продукта.

Первичным звеном организации производства является рабочее место. Рабочим местом называется неделимое в организационном отношении звено производственного процесса, обслуживаемое одним или несколькими рабочими, предназначенное для выполнения определенной операции, оснащенное соответствующим оборудованием и организационно-техническими средствами.

От уровня организации рабочих  мест, обоснованного определения  их количества и специализации, согласования их рабочего времени и рациональности их расположения существенно зависят результаты работы предприятия.

Построение оптимальной производственной структуры предприятия необходимо осуществлять с учетом следующих принципов:

· соблюдение рационального соотношения  между основными и вспомогательными цехами и участками;

· обеспечение пропорциональности между частями предприятия;

· укрупнение цехов и участков;

Кроме того, на производственную структуру  предприятия оказывает влияние ряд факторов:

· отраслевая принадлежность предприятия;

. характер продукции и методы  ее изготовления;

. объем выпуска продукции и  ее трудоемкость;

 

Организационная структура предприятия

 

Под организационной структурой предприятия  понимаются  состав,  взаимодействие и распределение работ по подразделениям и органам управления, между которыми устанавливаются определенные отношения по поводу реализации властных полномочий, потоков команд и информации.

Различают несколько типов организационных  структур: линейные, функциональные, линейно-функциональные, дивизиональные, адаптивные.

Линейная структура характеризуется  тем, что во главе каждого подразделения стоит руководитель, сосредоточивший в своих руках все функции управления и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками. Его решения, передаваемые по цепочке «сверху вниз», обязательны для выполнения нижестоящими звеньями. Он, в свою очередь, подчинен вышестоящему руководителю.

На этой основе создается иерархия руководителей данной системы управления (например, мастер участка, начальник  цеха, директор предприятия), Т.е. реализуется  принцип единоначалия, который предполагает, что подчиненные выполняют распоряжения одного руководителя. Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного начальника.

Линейная структура управления используется, как правило, малыми и  средними предприятиями, осуществляющими несложное производство.

Функциональная структура предполагает специализацию выполнения отдельных функций управления. Функциональная организация управления базируется на горизонтальном разделении управленческого труда. Указания функционального органа в пределах его компетенции обязательны для производственных подразделений.

Функциональная структура управления обычно применяется на крупных предприятиях.

Линейно-функциональная структура  позволяет в значительной степени  устранить недостатки как линейного, так и функционального управления. При этой структуре назначение функциональных служб - подготовка данных для линейных руководителей в целях принятия компетентных решений или возникающих производственных и управленческих задач. Роль функциональных органов (служб) зависит от масштабов хозяйственной деятельности и структуры управления предприятием в целом. Чем крупнее фирма и сложнее ее управляющая система, тем более разветвленным аппаратом она располагает.

Линейно-функциональные структуры управления используются в большинстве предприятий.

Дивизиональная структура управления наиболее распространенная форма организации управления современной промышленной фирмы. Смысл ее состоит в том, что самостоятельные подразделения практически полностью отвечают за разработку, производство и сбыт однородной продукции (дивизионально-продуктовая структура управления) или самостоятельные отделения полностью отвечают за хозяйственные результаты на определенных региональных рынках (дивизионально-региональная структура управления).

Каждое отраслевое отделение представляет собой независимое производственно-хозяйственное подразделение, состоящее из отделений и заводов. Такое самостоятельное подразделение в большей степени ориентировано на максимизацию прибыли и завоевание позиций на рынке, чем при функциональной системеуправления.

Опыт показывает, что там, где  важен фактор техники и технологии, дивизионально-продуктовая форма управления имеет безусловные преимущества.

Линейная, линейно-функциональная и дивизиональная структуры относятся к категории бюрократических и относительно стабильны во времени.

Адаптивные структуры управления. С начала 60-х гг. ХХ в. многие организации  стали разрабатывать и внедрять новые более гибкие типы организационных структур, которые в сравнении с бюрократическими были лучше приспособлены к быстрой смене внешних условий и появлению новой наукоемкой технологии. Такие структуры называются адаптивными, поскольку их можно быстро модифицировать в соответствии с изменениями окружающей среды и потребностями самой организации.

Другое их название - органические структуры, имеющие возможности адаптироваться к изменениям в окружающей среде подобно тому, как это делают живые организмы.

Адаптивная структура управления характеризуется слабым или умеренным использованием формализации правил и процедур, децентрализацией и участием специалистов в принятии решений, широко определяемой ответственностью в работе, гибкостью структуры власти и небольшим количеством уровней иерархии.

В настоящее время используются два основных типа адаптивных структур - проектные и матричные.

Проектная структура - это временные  органы управления, созданные для  решения конкретной задачи. Смысл  ее состоит в том, чтобы собрать  в одну команду самых квалифицированных сотрудников организации для осуществления сложного проекта. Когда проект завершен, команда распускается.

В матричной структуре участники  проектной группы подчиняются как руководителю проекта, так и руководителям тех функциональных отделов, в которых они работают постоянно. Руководитель проекта обладает так называемыми проектными, полномочиями. Выбор конкретного набора полномочий определяется тем, какие права делегирует руководителю проекта высшее руководство.

Основной недостаток матричной структуры - ее сложность. Тем не менее она используется в ряде отраслей промышленности, в частности, в химической, электронной, в производстве вычислительной техники, а также в банках, системе страхования, правительственных учреждениях.

При проектировании структуры управления необходимо соблюдать следующее основное правило: вовлекать наименьшее число уровней управления и создавать кратчайшую цепь команд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

05 ТИПЫ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

Типы предприятий 

Предприятия различны по условиям, целям  и характеру функционирования. Прежде всего, предприятия отличаются друг от друга отраслевой принадлежностью. Они подразделяются на предприятия производственной и непроизводственной сферы, далее – по менее крупным подразделениям (промышленные, сельскохозяйственные, кредитно-финансовые, транспортные и т.п.). 

 

Классификация по размерам предприятия  

Информация о работе Лекции по "Экономике организаций (предприятий)"