Логистика и её роль в повышении эффективности деятельности фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 15:58, курсовая работа

Описание

Известно, что без тщательно продуманной тактики по ведению бизнеса ни один проект не сможет не только преуспеть, но и просто продержаться долго на плаву. Поэтому в последнее время все большее внимание уделяется логистике. Логистика охватывает деятельность предприятия как на уровне отдельных процессов, так и на уровне координации всех структур, она занимается направлением, упорядочением и распределением продукции от производителя до конечного потребителя, учитывая рентабельность, результативность, производительность, эффективность системы в целом.

Содержание

Содержание
Введение 3
1 Сущность логистики, её функции и виды 4
2 Логистика как инструмент повышения эффективности деятельности фирмы 10
3 Перспектива организации логистических центров в Республике Татарстан 17
Заключение 23
Список использованных источников 24

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ по логистике.doc

— 235.50 Кб (Скачать документ)

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «КАЗАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

    ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ» 
 
 
 
 
 
 

    Кафедра экономики производства 

    КУРСОВАЯ  РАБОТА 

    по дисциплине экономика фирмы 
 
 
 
 

    Тема: Логистика и её роль в повышении 

    эффективности деятельности фирмы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Автор курсовой работы:                                                              Маннанова Г. Ф

    Группа:                                                                                          226

    Руководитель  работы:                                                                  Харитонова Р. С. 
 
 
 
 
 

    Казань 2008

 

    Содержание 

 

Введение

 

    Известно, что без тщательно продуманной  тактики по ведению бизнеса ни один проект не сможет не только преуспеть, но и просто продержаться долго на плаву. Поэтому в последнее время  все большее внимание уделяется логистике. Логистика охватывает деятельность предприятия как на уровне отдельных процессов, так и на уровне координации всех структур, она занимается направлением, упорядочением и распределением продукции от производителя до конечного потребителя, учитывая рентабельность, результативность, производительность, эффективность системы в целом.

    Актуальность  поднятой в данной работе темы неоспорима. Вакансии, связанные с логистикой, входят в число самых востребованных на российском рынке труда. Наряду с западными странами, в российских ВУЗах вводят подготовку по новой специальности - «Логист», внедряют предмет «Логистика» в планы учебных занятий. Интерес, который проявляют к логистике отечественные ученые, преподаватели ВУЗов, научно-технические работники, менеджеры предприятий промышленности и транспорта, инженеры и бизнесмены, объясняется не только новым для отечественной экономики и непривычно звучащим термином, но и, главное, — теми впечатляющими результатами, которые получены благодаря применению логистического подхода в экономике промышленно развитых стран.

    Таким образом, целью написания данной работы я считаю изучение логистического управления на предприятиях и эффективность его применения. Данная   цель    может  быть   достигнута путем    решения   следующих   задач:

1. Изучение  сущности логистики, её видов и функций 2. Рассмотрение логистики как инструмента повышения эффективности деятельности предприятия, способов уменьшения затрат и увеличения прибыли путем оптимизации логистического управления. 3. Анализ перспективы организации логистических центров в Республике Татарстан.

    Итак, приступим.

 

1 Сущность логистики, её функции и виды

 

    Для того, что понять сущность логистики, нужно, во-первых, заглянуть в её историю. Источником возникновения понятия «логистика» является Древняя Греция. Для древних греков логистика представляла собой искусство выполнения расчетов. Высших государственных чиновников, осуществляющих контроль за хозяйственной, торговой и финансовой деятельностью, называли логистами. У древних греков термин «логистика» был позаимствован древними римлянами. Однако они придавали ему несколько иной смысл — распределение продуктов питания, или продовольственное распределение.

    Во  время нашей эры наиболее ранние упоминания о логистике встречаются в дошедших до нас источниках, относящихся к эпохе царствования на византийском престоле Леона VI (Льва VI) (866-912 гг.), названного «Мудрым». Византийский царь использовал его в своем учебнике по военному искусству. Он толковал логистику как науку по организации материального обеспечения армии и управления ею.

    Как сформировавшаяся военная наука, логистика  получила развитие с середины XIX века. В наиболее широких масштабах принципы и подходы логистики в военном деле получили реальное воплощение в годы Второй мировой войны в сфере организации материально-технического обеспечения американской армии и войск союзников, дислоцированных в Европе. Большое значение в решении этой сложной задачи имело массовое применение прогрессивных методов и способов транспортировки, в частности использование контейнерных перевозок — новшество для того времени. Таким образом, под военной логистикой понималась совокупность средств и способов, необходимых для доставки людей, техники и боеприпасов к месту боевых действий, а также планирование и организация мероприятий по подготовке и осуществлению связанных с этим процессов.

    Интенсификация  развития логистики в невоенной  области относится к началу 70-х  гг. В этот период (1971-1975 гг.) почти  все страны Западной Европы и Америки переживали тяжелейший энергетический кризис. Спад производства, растущая безработица, снижение активности рынка и, как результат, резкое и глубокое ухудшение состояния экономики в национальных и транснациональных масштабах поставили экономически развитые страны Запада в тяжелое положение. Политики, правительства и специалисты не исключали угрозу социального взрыва, который мог повлечь за собой еще более тяжелые последствия. Все это послужило катализатором для форсированных разработок срочных мер по стабилизации и улучшению ситуации в сфере экономики. В это время ученые, экономисты и предприниматели обратились к логистике как к науке, наиболее эффективно координирующей взаимодействие материально-технического обеспечения, производства, распределения, транспорта, коммуникационной инфраструктуры и рынка [6, с. 65-78].

    Успешная  координированная реализация огромной массы частных проектов, а также  развитие материально-технической  базы по оптимизации движения материальных и информационных потоков позволили в середине 80-х вновь вернуться к решению проблемы управления материальными потоками по всему воспроизводственному циклу (не только на микро-, но и на макроуровне). С этого времени в экономике понятие «логистика» получило еще большее распространение, но уже в несколько ином контексте, на основе более солидных научных и практических достижений [1, c.7-13].

    Прежде  чем рассмотреть виды организации  логистического управления, необходимо максимально полно формализовать  функциональное предназначение соответствующих структур. Очевидно, организационная структура, которая управляет логистической системой, должна выполнять ряд следующих обязательных функций [3, c. 54-59]:

    1)  Формировать и развивать систему логистики, строго придерживаясь концептуальных принципов и положений. В результате производственно-хозяйственной деятельности периодически возникает необходимость преобразований в действующей на предприятии (группе предприятий) системе логистики. Нередко эти преобразования могут иметь кардинальный характер

    2)  Разрабатывать и реализовывать стратегию логистики в соответствии с рыночной стратегией фирмы. Дееспособность логистической системы определяется стратегической и тактической политикой в области производства, продаж, инвестиций, кадров, технологий.

    3) Комплексно управлять логистической системой с целью рационализации потоковых процессов. Эта деятельность многообразна и включает в себя:

    - управление транспортом ( внешним и внутренним);

    - планирование и контроль за процессом производства;

    - планирование, организацию и контроль за состоянием всех видов запасов;

    - планирование, организацию и контроль всех процессов и операций складской переработки ресурсов;

    - руководство отгрузкой с технологических линий;

    - организацию отгрузки и доставки продукции по логистическим цепям;

    - организацию и контроль системы логистического делопроизводства и документооборота;

    - планирование, организацию и контроль за размещением и реализацией заказов;

    - деятельность по управлению информационными потоками;

    - организацию нормативно-правового обеспечения и т. д.

    4) Координировать взаимосвязанные  функции управления. 
Практически все управленческие подразделения в хозяйственных структурах, так или иначе, связаны с логистикой. Исходя из этого, чтобы разделить сферы воздействия и ответственности в каждой конкретной производственно-экономической системе, нужно руководствоваться характером задач, решаемых каждым отдельным подразделением и всей организацией в целом.

    5) Решать проблемы специфики и  индивидуальности предприятий. 
Так, например, предприятия добывающих отраслей и тяжелой промышленности оперируют в основном большим количеством или объемными грузами относительно низкой стоимости. Если же рассмотреть процессы, структуру и состав физического перемещения ресурсов на предприятиях машиностроительных отраслей, то можно отметить обратные параметры - сравнительно небольшие объемы ресурсов при их высокой стоимости.

    Итак, разобравшись в функциях логистики, следует рассмотреть её виды.

    По  масштабам разрабатываемых проблем  логистика делится на: 
1) макрологистику; 2) микрологистику [8, c.34-36].

    В область исследований макрологистики включаются процессы, протекающие на региональном, межрегиональном, общенациональном и межгосударственном уровне. Логистика на данном уровне выражается в проведении глобальной логистической стратегии, которая заключается в формировании устойчивых торгово-экономических связей между отдельными странами и регионами на основе международного и территориального       разделения     труда в рамках        сложившейся      специализации и межотраслевого кооперирования.

    Эффективность глобальной логистической стратегии  характеризуется различными показателями. Например, отношением объема межрегиональной  или внешней торговли к объему соответствующего валового продукта, удельным весом завозимых комплектующих изделий в общем объеме выпуска продукции и т. д. Глобальная логистическая стратегия, проводимая не одной, а группой стран, может закрепляться в виде важнейших политических решений [6, c. 157-159]. Глобальной логистическая стратегия значительно сокращает число посредников, как оптовых, так и транспортных. В рамках макрологистической системы предприятия, как правило, обслуживаются одним посредником, который при смешанных перевозках несет перед грузополучателем полную ответственность за груз и сроки поставки, а транспортировку осуществляет по единому перевозочному документу. В то же время для перехода к глобальной логистической стратегии необходимо решить ряд правовых, организационных, технических и других вопросов.

    Микрологистика занимается комплексом вопросов по управлению материальными, информационными и другими потоками, основываясь на интересах отдельного предприятия или корпоративной группы предприятий, объединенных общими целями по оптимизации хозяйственных связей.

    Следует отметить, что в теории и практике наиболее распространенным принципом структуризации логистики является характер хозяйственной деятельности. По этому принципу выделяют несколько видов логистики, которые я хочу рассмотреть ниже [3, c. 54-59].

    Заготовительная (закупочная, снабженческая) логистика. Это логистика, связанная с заготовкой материальных ресурсов. Она решает все вопросы, относящиеся к сфере материально-технического обеспечения предприятия и подготовки продукции к производственному потреблению.

    Производственная логистика. Она включает все вопросы по организации и управлению перемещением материальных ресурсов (от сырья до готового изделия) непосредственно в процессе производства, в том числе подачу сырья, материалов и комплектующих изделий на рабочие места.

    Распределительная (маркетинговая) логистика. Это логистика, специализирующаяся на реализации продукции, включая ее доставку «точно вовремя» от «двери» производителя до «двери» потребителя и послепродажное обслуживание.

    Все виды логистики обязательно предполагают наличие логистического информационного потока, включающего поступление совокупности данных о параметрах материальных потоков, их передачу, обработку и систематизацию с последующей выдачей готовой информации в заданном виде. Все возрастающий массив информации в сфере производства, обращения и финансов, которая требует соответствующей обработки, а также развитие средств коммуникации и компьютеризация хозяйственной деятельности обусловили формирование еще одного вида логистики — информационной логистики. В целом перечисленные виды, входящие в сферу микрологистики, охватывают весь комплекс вопросов по управлению материальными и информационными потоками. Однако иногда специалисты, чтобы подчеркнуть важность и сложность процессов транспортировки материальных ресурсов, объединяют эти процессы и их изучение в особый раздел, называемый транспортная логистика.

Информация о работе Логистика и её роль в повышении эффективности деятельности фирмы