Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:11, курсовая работа
Цель этой курсовой состоит в изучении макроэкономического равновесия и его обеспечения.
Задачи:
1. Раскрыть сущность макроэкономического равновесия;
2. Изучить макроэкономическое равновесие и его обеспечение;
3. Как добиться полного макроэкономического равновесия;
4. Оценка макроэкономического равновесия.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1 Концептуальные подходы к оценке макроэкономического равновесия.
1.1 Классическая модель макроэкономического равновесия………………..5
1.2 Кейнсианская модель макроэкономического равновесия………………..7
1.3 Модель AD - AS. Модель IS - LM………………………………………….9
Глава 2 Анализ политики обеспечения макроэкономического обеспечения в России.
2.1 Оценка периода перехода к рыночной экономике в 90-е годы XX века...17
2.2 Проблемы сбалансированного роста российской экономики и пути их решения…………………………………………………………………………….20
Заключение………………………………………………………………………28
Список использованных источников………………………………................30
С позиции теории денег, процентная ставка — это цена денег как средства сбережения.
Проценты — это доход от предоставления капитала в долг в разных формах (ссуды, кредиты), либо это доход от инвестиций производного финансового характера.
Реальная процентная ставка — это процентная ставка, очищенная от инфляции.
Взаимосвязь реальной, номинальной ставки и инфляции в общем случае описывается следующей (приближённой) формулой:
ir = in – π (1.2)
где:
Ирвинг Фишер предположил более точную формулу взаимосвязи реальной, номинальной ставок и инфляции, выражаемую названной в его честь формулой Фишера:
(1.3)
При π
= 0 и π = in обе формулы дают одинаковое
значение. Легко видеть, что при небольших
значениях уровня инфляции π результаты
мало отличаются, но если инфляция велика,
то следует применять формулу Фишера.
Глава 2 Анализ политики обеспечения макроэкономического в России
2.1
Оценка периода перехода к рыночной экономике
в 90-е годы XX века
В 1960-1980-е годы СССР наращивал объёмы добычи и экспорта нефти и газа. Экспорт нефти и нефтепродуктов вырос с 75,7 млн.т. в 1965 г. до 193,5 млн.т. в 1985 г.; экспорт в долларовую зону составил 36,6 и 80,7 млн.т., соответственно. По утверждению М. В. Славкиной, полученная в результате экспорта валютная выручка тратилась преимущественно не на модернизацию экономики (приобретение высоких технологий или переоснащение оборудования), а на импорт продовольствия и товаров народного потребления. Как утверждает М. В. Славкина, импортные закупки зерна, мяса, одежды и обуви забирали более 50 % (в отдельные годы до 90 %) валютной выручки. По утверждению С. Г. Кара-Мурзы, импорт продовольствия составлял не более 7 % суммарного импорта). Доля импортного оборудования в промышленности СССР, по данным В. Шлыкова, в 1990 г. была 20 %.
По
мнению академика РАН В. М.
Ряд учёных в начале девяностых предупреждали об опасности наступления в результате проведения рыночных реформ «варварского капитализма», по меньшей мере в ближайшие годы.
В 1990 - 1991 годах было создано несколько программ проведения экономических реформ в СССР и России. Это программа «500 дней» Г.А. Явлинского, «Программа стабилизации экономики и перехода к рыночным отношениям в РСФСР», представленная Верховному Совету РСФСР И.С.Силаевым, и подготовленная группой Н.А.Чуканова программа «Предельно радикальная экономическая реформа».
В начале 1992 г. в стране начала проводиться радикальная экономическая реформа, в частности, 2 января 1992 г. вступил в силу Указ Президента РСФСР «О мерах по либерализации цен». Уже в первые месяцы года рынок стал наполняться потребительскими товарами, но монетарная политика эмиссии денег (в том числе и в бывших союзных республиках) привела к гиперинфляции: резкому снижению реальных зарплат и пенсий, обесцениванию банковских накоплений, резкому падению уровня жизни.
По мнению академика РАН Н. П. Шмелёва, Егор Гайдар фактически ограбил страну тем, что не ввёл инфляционный коэффициент на вклады в сберегательных кассах. По словам Шмелёва, была возможность через акционирование предприятий распродать основные фонды самим предприятиям и работникам, это позволило бы наполнить предприятия оборудованием: «Не отнимать, а потом делить между мошенниками, а дать людям через акционирование гораздо больше».
Экономика, вышедшая из-под контроля правительства, страдала от финансовых спекуляций, падения курса рубля по отношению к твёрдой валюте. Кризис неплатежей и замена денежных расчётов бартером ухудшали общее состояние хозяйства страны. Результаты реформ стали очевидны к середине 1990-х годов. С одной стороны, в России начала формироваться многоукладная рыночная экономика, улучшились политические и экономические связи со странами Запада, была провозглашена в качестве приоритета государственной политики защита прав и свобод человека. Но в 1991—1995 гг. ВВП и промышленное производство упали более чем на 20 %, уровень жизни большинства населения резко снизился, инвестиции за 1991—1998 годы упали на 70 %.
Разрушение
советского государственного аппарата
регулирования цен и
Либерализация цен привела к галопирующей инфляции, росту неплатежей, обесценению заработной платы, обесценению доходов и сбережений населения, росту безработицы, а также к усилению проблемы нерегулярности выплаты заработков.
Вследствие либерализации цен к середине 1992 года российские предприятия остались практически без оборотных средств.
Либерализация цен привела к тому, что рост цен значительно обогнал рост денежной массы, следствием чего являлось её реальное сжатие. Так, за 1992—1997 годы индекс-дефлятор ВВП и индекс потребительских цен выросли примерно в 2400 раз, в то же время агрегат денежной массы М2 увеличился примерно в 280 раз. В результате «реальная» денежная масса сократилась 8 с лишним раз. При этом не произошло такого же увеличения скорости оборачиваемости денег, что могло бы компенсировать сжатие. Положение усугублялось тем, что в результате приватизации на денежную массу легла дополнительная нагрузка по обслуживанию акций, облигаций и т. п., которые ранее не являлись объектами сделок. Вследствие этих процессов к 2000 году денежная масса стала составлять около 15 % ВВП, при том, что в странах с переходной экономикой она составляла тогда 25-30 % ВВП, а в развитых странах — 60-100 % ВВП. При нехватке денег они стали настолько дорогими, что реальный сектор экономики оказался оголён от финансовых ресурсов. Отсутствие денег в экономике также ускорило развитие других негативных процессов: падения экономического роста, восполнения недостающей денежной массы суррогатами и усиления натурализации обмена (бартерных операций).
В
1992 году одновременно с либерализацией
внутренних цен была произведена
либерализация внешней
2.2
Проблемы сбалансированного роста российской
экономики и пути их решения.
Формирование
условий устойчивого
За последние годы российская экономика демонстрирует устойчивый рост, однако структура экономики не показывает значительных прогрессивных изменений. Цели российского правительства, особенно при нынешней сырьевой зависимости экономики, вполне можно окрестить амбициозными. В ближайшие 10 лет страна должна войти в число пяти крупнейших экономик мира, постепенно преодолевая экономическую отсталость, которая, по планам десятилетней давности, для начала должна была вылиться в обгон хотя бы Португалии, но так и не вылилась. "По ВВП на душу населения Россия должна подняться с сегодняшних 19,7 тысячи долларов к отметке 35 и выше тысяч долларов на человека.
Решить эти задачи, опираясь лишь на экспортно-ориентированные отрасли, невозможно. Правительство называет две основные причины. Во-первых, даже при нынешних высоких ценах экспорт необработанного сырья не может служить двигателем роста. Во-вторых, сырьевая экономика ставит Россию на низшие позиции в мировом разделении труда. И при этом не дает ей добиться стандартов ХХI века. Выход в том, чтобы повысить устойчивость российской экономики к различным внешним шокам и обеспечить технологическую независимость.
Мировая экономика постепенно восстанавливается сегодня, очевидный факт. Но последствия кризиса оказались настолько серьезными, что они приводят к социальному напряжению во многих государствах и целых регионах мира. Более того, мы наблюдаем дестабилизацию целых регионов, причем последствия непредсказуемы. Например, недавно стало известно снизили рейтинг Соединенных Штатов. В России также многие столкнулись с трудностями кризисных месяцев, с увольнениями, проблемами по ведению своего небольшого бизнеса в 2009 и 2010 гг. Всем хорошо известно, что в Россию кризис пришел извне.
Несмотря на то, что страна, пережила серьезнейшие экономические испытания, столкнулась с дефицитом бюджета, смогла, тем не менее, за последние два года бесплатно предоставить военнослужащим и ветеранам Великой Отечественной войны свыше 250 тыс. квартир, осуществить планы по ремонту домов и расселению ветхого жилья..
За 2010 год на 45%, как вы знаете, выросли трудовые пенсии. Было организовано строительство 38 новых перинатальных и высокотехнологичных медицинских центров, продолжились масштабные демографические программы. Мы все социальные пособия по этим программам проиндексировали, включая и материнский капитал, как и обещали в начале формирования этой программы.
По сравнению с докризисным 2007 годом расходы на образование увеличились в 1,5 раза, ассигнования федерального бюджета на гражданскую науку - более чем вдвое. Начиная с июля 2009 года, у нас возобновился экономический рост. В 2010 году ВВП России увеличился на 4 процента. Самый высокий показатель из всех стран "восьмерки".
Прогноз текущего года - рост порядка 4,2 процента. Для справки я могу сказать, что в первом квартале 4,4% рост. Это означает, что к началу 2012 года российская экономика в полном объеме должна компенсировать потери, вызванные кризисом, хотя ранее звучали прогнозы, что экономика восстановится к 2013-2014 годам.
России нужно повышать качество экономики и инвестиций, снижать зависимость от экспорта сырья, укреплять банковскую систему страны. Нужна эффективная поддержка предпринимательства, подавление коррупции, которая тянет экономику назад и деморализует общество.
Россия должна стать по-настоящему конкурентоспособной страной. Это базовое требование и к государству, и к бизнесу, и к социальной сфере. Сейчас по такому показателю, как производительность труда, Россия значительно отстаем от ведущих стран. За предстоящее десятилетие надо увеличить производительность труда минимум в два раза, а в ключевых отраслях российской экономики - в 3-4 раза, поднять долю инновационной продукции в общем объеме производства с сегодняшних 12 до 25-35 процентов. Кстати сказать, за предыдущий 2010 год производительность труда выросла в 3,1 раза. В целом, неплохой показатель.
Информация о работе Макроэкономическое равновесие и его обеспечение