Макроэкономическое равновесие и его обеспечение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:11, курсовая работа

Описание

Цель этой курсовой состоит в изучении макроэкономического равновесия и его обеспечения.
Задачи:
1. Раскрыть сущность макроэкономического равновесия;
2. Изучить макроэкономическое равновесие и его обеспечение;
3. Как добиться полного макроэкономического равновесия;
4. Оценка макроэкономического равновесия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1 Концептуальные подходы к оценке макроэкономического равновесия.
1.1 Классическая модель макроэкономического равновесия………………..5
1.2 Кейнсианская модель макроэкономического равновесия………………..7
1.3 Модель AD - AS. Модель IS - LM………………………………………….9
Глава 2 Анализ политики обеспечения макроэкономического обеспечения в России.
2.1 Оценка периода перехода к рыночной экономике в 90-е годы XX века...17
2.2 Проблемы сбалансированного роста российской экономики и пути их решения…………………………………………………………………………….20
Заключение………………………………………………………………………28
Список использованных источников………………………………................30

Работа состоит из  1 файл

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ И ЕГО ОБЕСПЕЧЕНИЕ.docx

— 225.01 Кб (Скачать документ)

     По  объему ВВП Россия должна войти в  число пяти ведущих мировых экономик мира. А по ВВП на душу населения  на уровень более 35 тыс. долларов на человека. Это выше, чем сегодняшние показатели таких стран, как Франция и Италия.

     Так же России нужно закрепить тенденции к стабилизации численности населения страны, обеспечить всем гражданам доступ к качественным услугам здравоохранения и образования, гарантировать достойные пенсии, сформировать массовый средний класс. 

     Стране необходимы десятилетия устойчивого, спокойного развития. Без разного рода шараханий, необдуманных экспериментов, замешанных на неоправданном подчас либерализме или, с другой стороны, социальной демагогии. Ни то, ни другое нам не нужно. И то, и другое будет отвлекать от генерального пути развития страны.  

     Рост уровня экономики после кризиса 2009 года.

     Если  смотреть на ключевые показатели 2010 года, то видно, что кризис отступал практически  по всем направлениям: в промышленности, в банковском секторе, на жилищном рынке, на рынке труда. Прибыль предприятий за 2010 года увеличилась более чем на 40%, инвестиции в основной капитал на 6 процентов. Что касается российских фондовых площадок, то они вошли в число мировых лидеров по росту, капитализация нашего фондового рынка к началу 2011 года превысила 1 трлн. долларов, к середине апреля 2011 года еще увеличение было на 100 млрд. долларов. Это лучший годовой результат среди стран БРИКС.

     Банки вновь наращивают кредитование реального  сектора. Рост кредитного портфеля у нас выше, чем в большинстве стран "двадцатки", по итогам 2010 года - порядка 13 процентов. Да, в 2006, в 2007 годах у нас было гораздо больше. Но здесь и опасности есть большие. 13% - очень хороший результат. Особенно в современных условиях. Если в феврале 2010 года средняя ставка кредита для коммерческого заемщика с хорошей кредитной историей составляла 12,7%, то в феврале 2011 года она уже снизилась до 8,7 процента. Разные есть ставки для разных целей, для разных заемщиков. Все это лучшее доказательство того, что страна не ошиблись, оказав банкам масштабную поддержку в период кризиса. Государство помогало тогда не отдельным банкирам, не физическим лицам, а защищало кредитно-финансовую систему, чтобы не повторилась ситуация 1998 года, когда она фактически рухнула, эта система, а граждане, вкладчики были вынуждены из своего кармана тогда оплачивать несостоятельность финансовой политики властей.

     Принятые решения о поддержке финансово-кредитной системы считаются эффективными и своевременными. В результате государство не только заработало более 200 млрд. рублей на оказании помощи банкам, но и, получив средства, вы обратили внимание, я сказала "заработало", страна в кризис деньги дала, выполнила функцию, связанную с антикризисными мерами, но на этом еще и заработала, государство заработало на этом 200 млрд. рублей. Потому что все средства вернули, за исключением тех, которые выданы в кредитах, это подтверждено в документах, и работают в экономике. Но вырученные средства в значительной части - 50 млрд. - были направлены на поддержку такой важной сферы, как ипотечное кредитование. Так, ВЭБ смог за счет этого дополнительно, как я сказал, направить в эту сферу 50 млрд.

     Рост  промышленного производства в 2010 году составил 8,2%, в обрабатывающих отраслях этот рост был еще выше - почти 12 процентов. Лидером стало машиностроение, которое выросло на четверть.

     Почти половина роста ВВП в 2010 году обеспечена именно за счет обрабатывающих производств, отраслей с высоким уровнем добавленной стоимости. Производительность труда в прошлом году увеличилась, я уже об этом сказал, у меня данные были - в 3,1%, вот последние дали сюда, вставили сегодня утром - 3,4 процента. Все это значит, что шаг за шагом меняется структура экономики, растет ее эффективность, и эти процессы, конечно, нужно усиливать, поддерживать.

     В разгар кризиса государство запустило масштабные программы содействия занятости, которые в общей сложности охватили 4 млн. человек, даже больше, 4 млн 800 тыс. И большинство из них сохранили свои рабочие места, получили новую работу, многие повысили квалификацию, открыли свой небольшой, но все-таки свой бизнес.

     Так, за последние два года, благодаря  программам занятости, помощи со стороны  государства, смогли начать свое дело 326 тыс. человек - это все-таки неплохой показатель.

     Напомню, что в феврале 2009 года в пик  кризиса общая численность безработных в стране достигла 7100 тыс. человек. В марте 2011 года число безработных снизилось до 5355 тыс. человек, что тоже, конечно, много. Но позитивная динамика, как вы видите, очевидна.

     В 2011 году государство направляет еще 105 млрд. рублей на социальную поддержку безработных и на программы занятости, причем акцент сделан не просто на трудоустройство, а прежде всего на повышение квалификации работников, на создание условий для того, чтобы люди могли получить новую, более востребованную и более высокооплачиваемую работу.

     Приоритетное  право на участие в программах получат те категории граждан, которые  объективно испытывают трудности при  поиске подходящей работы. Это инвалиды, родители, воспитывающие детей с ограниченными возможностями по здоровью. Новые профессии по этим программам впервые смогут получить молодые мамы, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, и женщины, занятые на вредном производстве. (Аплодисменты.)

     Очевидно, что поддержание условий устойчивого  экономического развития, эффективная интеграция в глобальную экономику, устойчивость к внешним рискам возможны только при наличии надежных экономических основ – прочного реального сектора, емкого и динамичного финансового сектора, эффективной экономической политики.

     Чтобы вновь не войти в полосу рисков, аналогичных периоду 1998 г., следовало  бы предусмотреть ряд подходов и  механизмов, которые, с одной стороны, уменьшили бы сами риски, а с другой – сделали бы экономику более устойчивой даже при негативном воздействии глобальных процессов.

     В этой связи укажем на ряд основополагающих факторов. Структурная политика должна отвечать новым конкурентным вызовам глобальной экономики. В ее основу должны быть положены принципы развития на основе передовых технологий и "экономики знаний", создающие условия для долгосрочного, устойчивого экономического развития и роста и уменьшающие зависимость от мировой конъюнктуры.

     С учетом сложности и масштабности задач в условиях, когда современная конкуренция – это не просто соперничество отдельных компаний за рынки сбыта и финансовые ресурсы, а конкуренция экономических систем, обеспечивающая прочные позиции страны и ее бизнеса в мире, необходима активизация всех механизмов экономической политики и всех участников "экономического пространства" для скоординированного решения стоящих задач.

     При растущих глобальных геополитических  и экономических рисках, действие которых может существенно затормозить  решение системных проблем, стоящих перед российской экономикой, крайне актуальным представляется выбор экономических механизмов и подходов, которые обеспечили бы устойчивый рост, минимизируя внешние риски.

     Основу  экономического роста в таких  условиях должны представлять внутренние "точки опоры", стимулируя спрос, необходимый уровень инвестиций и структуру производства. Это, в свою очередь, должно опираться на емкую и прочную финансовую основу, где внешние источники финансирования постепенно вытеснялись бы внутренними финансовыми ресурсами.

     В этой связи необходима скоординированная  денежно-кредитная и финансовая политика, направленная на решение структурных задач и создающая условия для поддержания адекватного уровня финансовых ресурсов, необходимых для их решения.

     Важно, чтобы начали играть свою системообразующую  роль специализированные институты (банки развития и т. д.). Большое значение имеют налоговые механизмы, стимулирующие соответствующие направления развития, механизмы гарантий, которые, начав реально работать, существенно уменьшат кредитные риски и активизируют финансирование в целом, а также некоторые другие инструменты и рычаги.

     Следует еще раз оценить целесообразность политики, при которой средства, зарабатываемые российской экономикой и необходимые для ее развития, в экономику не поступают, а "замораживаются" либо инвестируются за рубеж, по сути поддерживая экономический рост других экономик. Причем, сначала такая поддержка происходит посредством наших сырьевых поставок, удовлетворяющих внешний спрос, а затем это завершается размещением там же полученных нами финансовых ресурсов.

     При этом финансирование российских внутриэкономических  процессов происходит с внешних рынков, что, отметим, влияет на инфляцию ничуть не меньше, чем возможное использование внутренних средств. Для полноты картины важно сопоставить цену размещений наших средств и цену привлечения внешних ресурсов, оценив возможные доходы Стабфонда в случае если бы средства размещались внутри страны. Причем, речь может идти и о непосредственном сравнении доходности, и о системных оценках с точки зрения возможности укрепления экономики, роста доходов и как следствие, налоговых поступлений.

     Необходимость прогрессивных структурных преобразований и реализации инновационных проектов делает еще более актуальным вопрос о формировании долгосрочных финансовых ресурсов, без наличия которых стоящие задачи не могут быть адекватно решены. Напомним, что в ведущих странах до 40-50% всей денежной базы (денежного предложения) формируется на основе покупки их центральными банками длинных государственных бумаг, что по сути означает "длинный кредит" экономике.

     Это, во-первых, обеспечивает поступление  ликвидности в экономику с  учетом приоритетов экономической  политики, более тесно увязывая денежно-кредитную и структурную политику, а во-вторых, обеспечивает поступление длинных ресурсов в экономику.

     Важное  место должны в перспективе иметь  пенсионные накопления с учетом их долгосрочного характера и ряд  других мер, таких, например, как более  низкие налоги для вкладчиков по процентным начислениям за длинные депозиты, более низкие нормы резервирования по длинным пассивам и др.

     Для формирования длинной ресурсной  базы целесообразно оценить возможности  принятия в качестве залога кредитных  требований по длинным кредитам со стороны коммерческих банков. Эта  мера будет способствовать уменьшению длинных кредитных рисков, стимулируя кредитование на более длинные сроки.

     Необходимо  также укрепление банковского сектора  и рост его капитализации. Мировой опыт повышения капитализации банков дает большое количество возможных решений. В ряде стран основным источником роста капитала является собственная прибыль банков в сочетании с иностранным капиталом. А, к примеру, в Японии, Норвегии, Чили государство проводит активную политику по укреплению своих финансовых систем и проблема капитализации решалась главным образом в увязке с такими важными системообразующими мерами как санация банков, ресурсообеспечение и т. д.

     Так, в Японии правительство выкупало у банков проблемные долги, и входило, таким образом, в капитал банков. При этом оговаривались условия  последующего выхода государства из капиталов при нормализации положения. Предоставлялись также чрезвычайные кредиты для обеспечения ресурсами общих экономических целей в соответствии с задачами структурной политики, использовались возможности снижения норм резервирования, введения налоговых льгот на прибыль банков, а также на прибыль их акционеров и иных инвесторов, в случае, если она направлялась на увеличение капитала.

     Следует также более полно использовать потенциал, заключенный в системе государственных банков, способствуя направлению части их ресурсов на образование основ фондового и денежного рынков (ипотека, секъюритизация, долгосрочные субординированные кредиты). Одновременно с этим необходим жесткий мониторинг качества кредитного портфеля, использования регулятивных и иных рычагов, способствующих повышению стабильности финансовой и банковской системы.

     Вместе  с тем необходим более тщательный мониторинг за движением капиталов, причем не только из страны, но, что  не менее важно, притекающих в страну. При этом важно уделять внимание качеству капитала, срокам, характеру и направлениям его использования, создавая стимулы, обеспечивающие указанные показатели в соответствии с экономическими приоритетами и формирующие необходимую структуру капитала.

     Следует также рассмотреть возможность  введения требований, регулирующих объемы корпоративных внешних заимствований. Основной акцент при этом должен быть сделан не столько на административную (ограничительную) сторону вопроса, сколько на то, чтобы посредством рычагов денежно-кредитной и финансовой политики заинтересовать участников рынка в работе с рублевым инструментами, сделав ее более экономически целесообразной.

     Осуществляемые  меры по валютной либерализации должны сопровождаться разработкой механизмов "чрезвычайного" характера, которые можно было бы быстро привести в действие при наступлении кризисных событий. Важно и использование рычагов валютного регулирования, чтобы формирующаяся финансовая стабильность не была подорвана спекулятивными операциями или колебаниями мировой конъюнктуры.

Информация о работе Макроэкономическое равновесие и его обеспечение