Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:02, курсовая работа
В первой части рассматривается теоретическая основа понятие и признаки малого предприятия ,где так же рассматривается цели создания малых предприятий, роль малого бизнеса, правовые основы деятельности малых предприятий, перспективы и недостатки развития малого бизнеса в России. Во второй части акцентируется внимание на анализ финансового состояния и проблем функционирования малого предприятия на примере ООО «Фирма «Тан», где рассматривается организационная схема управления, состав и структура кадров, анализ рентабельности и т.д.
ВВЕДЕНИЕ
Малый бизнес является важным элементом рыночной экономики, без которого не может устойчиво развиваться государство. Эффективное рыночное хозяйство возможно только в том случае, если в экономике будет действовать большое число предпринимательских структур. Формирование благоприятных условий для развития малого бизнеса обеспечивает населению получение доходов от самостоятельной хозяйственной деятельности, а местным бюджетам - налоги. Ориентация на малый бизнес улучшает психологический настрой в обществе и повышает ответственность людей за собственную судьбу. Поэтому разносторонняя поддержка сферы малого бизнеса должна быть отнесена к числу основных направлений в развитии отдельных территорий.
Актуальность выбранной темы обусловлена большим интересом к теме малого предпринимательства, в связи с важностью место и роли малого предпринимательства (МП) в экономике России.
Целью курсовой работы состоит в исследовании перспектив и развития малого предпринимательства в России.
Исходя из поставленной цели в курсовой работе, были решены следующие задачи:
1. Изучены понятие, цели и признаки малого предприятия.
2. Рассмотрен роль, перспективы и недостатки, правовые основы деятельности малого бизнеса.
3. Изучены оценки финансового состояния и проблем функционирования малого предприятия на примере ООО «Фирма «Тан».
Объектом исследования является ООО «Фирма «Тан»
Предметом исследования являются проблемные области и перспективные направления развития малого предпринимательства.
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и список использованных источников. Во введении обоснована актуальность, определена цель, задачи, объект и предмет исследования.
В первой части рассматривается теоретическая основа понятие и признаки малого предприятия ,где так же рассматривается цели создания малых предприятий, роль малого бизнеса, правовые основы деятельности малых предприятий, перспективы и недостатки развития малого бизнеса в России.
Во второй части акцентируется внимание на анализ финансового состояния и проблем функционирования малого предприятия на примере ООО «Фирма «Тан», где рассматривается организационная схема управления, состав и структура кадров, анализ рентабельности и т.д.
В заключении обобщаются результаты исследования.
Глава 1. Место и роль малого предпринимательства в современной экономике России
1.1 Понятие и признаки малого предприятия. Цели создания малых предприятий
Малым предпринимательством (малым бизнесом) признается деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики, имеющими установленными законами признаки, конституирующие сущность этого понятия. Как показывает мировая и отечественная практика, основным критерием, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (в организации). В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником.
Сложилось ошибочное мнение, что малое предприятие /МП/ - это не просто небольшое по численности или объему продукции производство, но и совершенно новая структура, особый вид предприятия, основанного на специальной форме собственности. На самом деле термин МП определяет лишь количественные параметры, а формы собственности и организации хозяйственной деятельности при этом могут быть любые. Государственные, индивидуальные предприятия, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, арендные предприятия, кооперативы - все это предприятия, и они могут быть малыми, если попадают под критерии МП. Закон "О предприятиях в РФ" говорил о двух признаках малого предприятия: численность работающих и бьем хозяйственного оборота, но не определял ни первого, ни второго, отсылая к законодательству РФ. Аналогичная ситуация наблюдается и в "Законе о предприятиях и предпринимательской деятельности" Р.Ф. Постановление N 790 определило только первый признак, оставляя определение второго республиканскому законодательству. Пока такого законодательства нет, следует руководствоваться только первым: в промышленности и строительстве до 200 работающих, в науке и научном обслуживании до 100, работающие в непроизводственной сфере до 25, в розничной торговле до 15 работающих человек, причем в отдельные периоды численность работающих может колебаться в ту или иную сторону.
Чтобы правильно руководствоваться признаком малого предприятия численность работающих, как признаком объема хозяйственного оборота (когда он будет установлен), необходимо верно определить отраслевую принадлежность предприятия.
Так называемая малая экономика – важный сектор полноценного рынка. Без малого бизнеса невозможно становление цивилизованной рыночной экономики.
Целями создания малых предприятий, или предприятий малого бизнеса, являются:
1) активизация структурной перестройки экономики;
2) насыщение потребительского рынка товарами;
3) преодоление отраслевого и регионального монополизма;
4) расширение конкуренции;
5) создание материальной основы для трудоустройства работников, высвобождающихся с действующих предприятий;
6) укрепление экономической базы местных органов власти;
7) развитие сел, небольших городов;
8) возрождение художественных промыслов.
Сейчас еще рано вести речь об уровне достижения целей, поставленных перед малыми предприятиями, так как в стране они пока малочисленны, хотя налицо положительная динамика развития малого бизнеса. В соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 14 июня 1995 г. №88-43 под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, В уставном капитале которых доля участия РФ, субъектом РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:
1. В промышленности, в строительстве, на транспорте - 100 человек.
2. В сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60 человек.
3. В оптовой торговле - 50 человек.
4. В розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек.
5. В остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.
В случае превышения малым предприятием вышеназванной численности работников они лишаются льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критерию того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или в годовом объеме прибыли [7, cт. 87].
И так, мы узнали что, малое предпринимательство – один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. Целью создания малых предприятий является активизация структурной перестройки экономики, расширение конкуренции, создание материальной основы и т. д., теперь рассмотрим роль малого бизнеса.
1.2 . Роль малого бизнеса
Роль малого предпринимательства в мировой экономике резко возросла в 80-90-е годы. По данным ООН, в целом на малых и средних предприятиях в мире занято почти 50% трудового населения и производится 33-60% национального продукта.
Роль малого предпринимательства определяется классическими задачами, которые решает малый бизнес в развитых странах. Это в первую очередь, развитие здоровой конкурентной среды экономики, создающее систему сильных мотивационных стимулов для более полного использования знаний, умений энергии и трудолюбия населения, что в свою очередь позволяет более активно разрабатывать и использовать имеющиеся материальные, кадровые, организационные и технологические ресурсы; создание значительного количества новых рабочих мест, формирование важнейшей прослойки общества - среднего класса; развитие инновационного потенциала экономики, внедрение новых форм организации, производства, сбыта и финансирования.
Необходимо особо подчеркнуть региональную направленность малого бизнеса. Малая экономика является подлинной базой рыночной экономики в регионе.
Социальная роль. Социальная значимость малого бизнеса определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наёмных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка.
Развитие малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества.
Политическая роль. Политическое влияние малого бизнеса в различных странах достаточно велико, поскольку эта социальная группа давно стала основой сформировавшегося среднего класса, наиболее представительного по своей численности и являющегося выразителем политических предпочтений значительной части населения. В условиях устойчивого социально-экономического и политического развития общества мелкие предприниматели отличаются наибольшей приверженностью принципам демократии, политической стабильности и экономической свободы. Слой мелких собственников проявляет наибольшую активность, и даже агрессивность при возникновении угрозы в отношении собственности, так как в отличие от крупных и средних собственников для владельцев малых предприятий их собственность зачастую является единственным средством к существованию и важнейшим способом самовыражения. Средний класс либо сам формирует свои политические движения, либо становится объектом борьбы различных политических сил за голоса избирателей.
Данный фактор определяет неразрывность связи малого предпринимательства с интересами местных и региональных сообществ, что обусловливает его зависимость от национальной основы и составляет питательную среду для его патриотических настроений.
При этом, как свидетельствует исторический опыт России и ряда других стран, патриотические настроения в среде мелких собственников в условиях экономического спада и политической нестабильности могут принимать крайние формы и подталкивать их к поддержке наиболее экстремистских политических сил.
Экономическая роль. Существенная роль малого предпринимательства в экономической жизни стран с рыночной системой хозяйствования определяется тем, что в этом секторе экономики действует подавляющее большинство предприятий, сосредоточена большая часть экономически активного населения и производится примерно половина валового внутреннего продукта.
Сектор малого бизнеса наиболее динамично осваивает новые виды продукции и экономические ниши, развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса, и т.п. Важнейшими особенностями малых предприятий являются способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Еще одной характерной чертой этого сектора является активная инновационная деятельность, способствующая ускоренному развитию различных отраслей хозяйства во всех секторах экономики.
Присущие малому предпринимательству гибкость и высокая приспособляемость к изменчивости рыночной конъюнктуры способствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране. Однако этому сектору свойственны относительно низкая доходность, высокая интенсивность труда, сложности с внедрением новых технологий, ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в острой конкурентной борьбе [7, cт. 96-97].