Малое предпринимательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:02, курсовая работа

Описание

В первой части рассматривается теоретическая основа понятие и признаки малого предприятия ,где так же рассматривается цели создания малых предприятий, роль малого бизнеса, правовые основы деятельности малых предприятий, перспективы и недостатки развития малого бизнеса в России. Во второй части акцентируется внимание на анализ финансового состояния и проблем функционирования малого предприятия на примере ООО «Фирма «Тан», где рассматривается организационная схема управления, состав и структура кадров, анализ рентабельности и т.д.

Работа состоит из  1 файл

Проблема.doc

— 213.50 Кб (Скачать документ)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Малый бизнес является важным элементом рыночной экономики, без которого не может устойчиво развиваться государство. Эффективное рыночное хозяйство возможно только в том случае, если в экономике будет действовать большое число предпринимательских структур. Формирование благоприятных условий для развития малого бизнеса обеспечивает населению получение доходов от самостоятельной хозяйственной деятельности, а местным бюджетам - налоги. Ориентация на малый бизнес улучшает психологический настрой в обществе и повышает ответственность людей за собственную судьбу. Поэтому разносторонняя поддержка сферы малого бизнеса должна быть отнесена к числу основных направлений в развитии отдельных территорий.

Актуальность выбранной темы обусловлена большим интересом к теме малого предпринимательства, в связи с важностью место и роли малого предпринимательства (МП) в экономике России.

Целью курсовой работы состоит в исследовании перспектив и развития малого предпринимательства в России.

Исходя из поставленной цели в курсовой работе, были решены следующие задачи:

1. Изучены понятие, цели и признаки малого предприятия.

2. Рассмотрен роль, перспективы и недостатки, правовые основы деятельности малого бизнеса.

3. Изучены оценки финансового состояния и проблем функционирования малого предприятия на примере ООО «Фирма «Тан».

Объектом исследования является ООО «Фирма «Тан»

Предметом исследования являются проблемные области и перспективные направления развития малого предпринимательства.

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и список использованных источников. Во введении обоснована актуальность, определена цель, задачи, объект и предмет исследования.

В первой части рассматривается теоретическая основа понятие и признаки малого предприятия ,где так же рассматривается цели создания малых предприятий, роль малого бизнеса, правовые основы деятельности малых предприятий, перспективы и недостатки развития малого бизнеса в России.

Во второй части акцентируется внимание на анализ финансового состояния и проблем функционирования малого предприятия на примере ООО «Фирма «Тан», где рассматривается организационная схема управления, состав и структура кадров, анализ рентабельности и т.д.

В заключении обобщаются результаты исследования.             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Место и роль малого предпринимательства в современной экономике России

1.1 Понятие и признаки малого предприятия. Цели создания малых предприятий

 

Малым предпринимательством (малым бизнесом) признается деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики, имеющими установленными законами признаки, конституирующие сущность этого понятия. Как показывает мировая и отечественная практика, основным критерием, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (в организации). В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником.                                                                                               

   Сложилось ошибочное мнение,  что малое предприятие /МП/ - это не просто небольшое по численности  или  объему  продукции производство, но  и  совершенно  новая  структура,  особый вид предприятия, основанного на специальной  форме  собственности. На самом  деле  термин  МП определяет лишь количественные параметры, а формы собственности и  организации  хозяйственной деятельности при этом могут быть любые. Государственные, индивидуальные предприятия,  общества с  ограниченной  ответственностью, акционерные общества, арендные предприятия, кооперативы - все это предприятия,  и они могут быть малыми, если попадают под критерии МП. Закон "О предприятиях в РФ" говорил  о  двух  признаках малого предприятия: численность работающих и бьем хозяйственного оборота, но не определял ни первого, ни второго, отсылая к законодательству РФ.  Аналогичная ситуация наблюдается и в "Законе о  предприятиях  и  предпринимательской  деятельности" Р.Ф.  Постановление  N 790 определило только первый признак, оставляя определение второго республиканскому законодательству. Пока такого законодательства нет,  следует руководствоваться только первым:  в промышленности и строительстве до 200 работающих,  в  науке и научном обслуживании до 100,  работающие в непроизводственной сфере до 25, в розничной торговле до 15 работающих человек, причем в отдельные периоды численность работающих может колебаться в ту или иную сторону.

Чтобы правильно руководствоваться признаком малого предприятия  численность работающих,  как  признаком  объема  хозяйственного оборота  (когда он будет установлен),  необходимо верно определить отраслевую  принадлежность  предприятия.

Так  называемая малая экономика – важный сектор полноценного рынка. Без  малого бизнеса  невозможно становление цивилизованной рыночной экономики.

Целями создания малых предприятий, или предприятий малого бизнеса, являются:

1)               активизация структурной перестройки экономики;

2)               насыщение потребительского рынка товарами;

3)               преодоление отраслевого и регионального монополизма;

4)               расширение конкуренции;

5)               создание материальной основы для трудоустройства работников, высвобождающихся с действующих предприятий;

6)               укрепление экономической базы местных органов власти;

7)               развитие сел, небольших городов;

8)               возрождение художественных промыслов.

Сейчас еще рано вести речь об уровне достижения целей, поставленных перед малыми предприятиями, так как в стране они пока малочисленны, хотя налицо положительная динамика развития малого бизнеса. В соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 14 июня 1995 г. №88-43 под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, В уставном капитале которых доля участия РФ, субъектом РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

1. В промышленности, в строительстве, на транспорте - 100      человек.

2. В сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60 человек.

3. В оптовой торговле - 50 человек.

4. В розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30              человек.

5. В остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.

В случае превышения малым предприятием вышеназванной численности работников они лишаются льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критерию того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или в годовом объеме прибыли [7, cт. 87].

И так, мы узнали что, малое предпринимательство – один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. Целью создания малых предприятий является активизация структурной перестройки экономики, расширение конкуренции, создание материальной основы и т. д., теперь рассмотрим роль малого бизнеса.

 

 

1.2 . Роль малого бизнеса

 

Роль малого предпринимательства в мировой экономике резко возросла в 80-90-е годы. По данным ООН, в целом на малых и средних предприятиях в мире занято почти 50% трудового населения и производится 33-60% национального продукта.

Роль малого предпринимательства определяется классическими задачами, которые решает малый бизнес в развитых странах. Это в первую очередь, развитие здоровой конкурентной среды экономики, создающее систему сильных мотивационных стимулов для более полного использования знаний, умений энергии и трудолюбия населения, что в свою очередь позволяет более активно разрабатывать и использовать имеющиеся материальные, кадровые, организационные и технологические ресурсы; создание значительного количества новых рабочих мест, формирование важнейшей прослойки общества - среднего класса; развитие инновационного потенциала экономики, внедрение новых форм организации, производства, сбыта и финансирования.

Необходимо особо подчеркнуть региональную направленность малого бизнеса. Малая экономика является подлинной базой рыночной экономики в регионе.

Социальная роль. Социальная значимость малого бизнеса определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наёмных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка.

Развитие малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества.

Политическая роль. Политическое влияние малого бизнеса в различных странах достаточно велико, поскольку эта социальная группа давно стала основой сформировавшегося среднего класса, наиболее представительного по своей численности и являющегося выразителем политических предпочтений значительной части населения. В условиях устойчивого социально-экономического и политического развития общества мелкие предприниматели отличаются наибольшей приверженностью принципам демократии, политической стабильности и экономической свободы. Слой мелких собственников проявляет наибольшую активность, и даже агрессивность при возникновении угрозы в отношении собственности, так как в отличие от крупных и средних собственников для владельцев малых предприятий их собственность зачастую является единственным средством к существованию и важнейшим способом самовыражения. Средний класс либо сам формирует свои политические движения, либо становится объектом борьбы различных политических сил за голоса избирателей.

Данный фактор определяет неразрывность связи малого предпринимательства с интересами местных и региональных сообществ, что обусловливает его зависимость от национальной основы и составляет питательную среду для его патриотических настроений.

При этом, как свидетельствует исторический опыт России и ряда других стран, патриотические настроения в среде мелких собственников в условиях экономического спада и политической нестабильности могут принимать крайние формы и подталкивать их к поддержке наиболее экстремистских политических сил.

Экономическая роль. Существенная роль малого предпринимательства в экономической жизни стран с рыночной системой хозяйствования определяется тем, что в этом секторе экономики действует подавляющее большинство предприятий, сосредоточена большая часть экономически активного населения и производится примерно половина валового внутреннего продукта.

Сектор малого бизнеса наиболее динамично осваивает новые виды продукции и экономические ниши, развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса, и т.п. Важнейшими особенностями малых предприятий являются способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Еще одной характерной чертой этого сектора является активная инновационная деятельность, способствующая ускоренному развитию различных отраслей хозяйства во всех секторах экономики.

Присущие малому предпринимательству гибкость и высокая приспособляемость к изменчивости рыночной конъюнктуры способствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране. Однако этому сектору свойственны относительно низкая доходность, высокая интенсивность труда, сложности с внедрением новых технологий, ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в острой конкурентной борьбе [7, cт. 96-97].

Информация о работе Малое предпринимательство