Малые предприятия и их развитие в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 11:51, курсовая работа

Описание

Актуальность темы курсовой работы определяет актуальность существования и развития малых предприятий, экономической эффективности их деятельности в России.
Цель курсовой работы - изучение экономической эффективности деятельности малого предприятия в современной экономике.
Предметом исследования является – экономическая эффективность деятельности малого предприятия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. I. Сущность малых предприятий и их место в экономике России
1.1 Сущность, критерии и значение малых предприятий…………………….
1.2 Развитие, проблемы и преимущества малых предприятий в России……
1.3 Государственная поддержка и налогообложение малого бизнеса……….
II. Технико-экономическая характеристика предприятия, особенности его создания и функционирования
2.1 Краткая организационная характеристика
2.2Технико-экономические показатели за 2009-2010гг
III. Преимущества и проблемы малого предприятия, пути решения проблем
3.1 Анализ проблем на предприятии
3.2 Предложения по решению проблем на предприятии
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Экономика предприятий.doc

— 631.50 Кб (Скачать документ)
 

Содержание:

Введение………………………………………………………………………….                                                                                                                             I. Сущность малых предприятий и их место в экономике России

1.1 Сущность, критерии и значение малых предприятий…………………….                                       

1.2 Развитие, проблемы и преимущества малых  предприятий в России……

1.3 Государственная поддержка и налогообложение малого бизнеса……….

II. Технико-экономическая характеристика предприятия, особенности его создания и функционирования

2.1 Краткая  организационная характеристика 

2.2Технико-экономические показатели за 2009-2010гг

III. Преимущества и проблемы малого предприятия, пути решения проблем

3.1 Анализ проблем  на предприятии

3.2 Предложения по решению проблем на предприятии

Заключение

Список  литературы  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

    Малый бизнес играет важную роль в развитии экономики многих стран. В странах  Европейского сообщества, в Соединенных  Штатах Америки, в Японии на малые и средние предприятия приходится около 50% в общей численности занятых. Их доля в ВВП превышает 50%. Россия существенно отстает от развитых стран. Доля малых и средних предприятий в России в ВВП составляет лишь 10-11%.

    В условиях развития многоукладной экономики на основе многообразия форм собственности и хозяйствования малый бизнес вносит существенный вклад в формирование конкурентной среды, что для нашей современной экономики имеет большое значение. Малый бизнес, оперативно реагируя на изменения конъюнктуры рынка, придает экономике необходимую гибкость. Развиваясь, малый бизнес, создает дополнительные рабочие места, обеспечивая снижение уровня безработицы и социальной напряженности.

    Актуальность  темы курсовой работы определяет актуальность существования и развития малых предприятий, экономической эффективности их деятельности в России.

    Цель  курсовой работы - изучение экономической  эффективности деятельности малого предприятия в современной экономике.

    Предметом исследования является – экономическая  эффективность деятельности малого предприятия.

    Объектом  исследования является малое предприятие

    Задачи  курсовой работы:

1) раскрыть  значение, показать развитие малого  предпринимательства;

2) проанализировать технико-экономические показатели предприятия ООО «ТрансГрупп»;

3) показать  особенности его создания и  функционирования, раскрыть преимущества и проблемы;

4) показать  пути решения проблем.

    В данной курсовой работе в качестве примера рассмотрено Общество с ограниченной ответственностью «ТрансГрупп».

          Все технико-экономические показатели в ООО «ТрансГрупп» рассматриваются в периоде 2009-2010гг.

          Для всех расчетов были использованы математические и статистические методы, а также для более наглядного их рассмотрения были использованы табличные методы и метод диаграмм. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I. Сущность малых предприятий и их место в экономике России

1. 1 Сущность, критерии и значение малых предприятий

    Предпринимательство — это самостоятельная, осуществляемая на свой риск экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом и/или нематериальными активами, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке [1; часть 1]. Его неизменными условиями являются: ограниченность ресурсов, конкурентная борьба, неопределенность ситуации.

    В соответствии с Федеральным законом  от 24 июля 2007г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (статья 4) к малым предприятиям (юридическим лицам) относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), соответствующие следующим условиям:

    1) Суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;

    2) Средняя численность работников за предшествующий календарный год не превышает 100 человек;

    3) Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость за предшествующий календарный год не должна превышать предельного значения, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008г. № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» [4].

    Категория субъекта малого или среднего предпринимательства  определяется в соответствии с наибольшим по значению условием по средней численности  работников или по выручке от реализации товаров (работ, услуг).

    Средняя численность работников малого предприятия  за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений малого предприятия.

      Размеры предприятия зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоёмкостью и значительными объёмами производства, и отрасли, для которых не требуется предприятия больших размеров, а напротив, именно малые оказываются для них более предпочтительными.

      Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств – крупных, средних и малых.

      С одной стороны именно крупные предприятия располагают большими материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами, наиболее квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют важнейшие технологические сдвиги.

      С другой стороны наблюдается рост малого и среднего предпринимательства, особенно в тех сферах, где не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Малых и средних предприятий особенно много в отраслях, связанных с производством потребительских товаров и оказанием услуг.

      Эффективное функционирование малых предприятий  определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством: близость к местным рынкам и приспособление к запросам потребителей; производство продукции малыми предприятиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишних звеньев управления [7].

      В свою очередь развитие мелкого и  среднего производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; создаются дополнительные рабочие места; активнее идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Развитие малых предприятий ведет к насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.

          В таблице 1.1 приводятся данные по малым предприятиям (без микропредприятий) - юридическим лицам с численностью работников от 16 до 100 человек включительно и с выручкой от реализации товаров (работ, услуг) от 60 млн. до 400 млн. руб. за 2009 – 2010гг. [6; с.190] 

Таблица 1.1

Число малых  предприятий (без микропредприятий) по видам экономической деятельности (на конец года) 

Отрасль 2009 2010
Тысяч В процентах к итогу Тысяч В процентах к итогу
Всего: 227,8 100 219,7 100
Из  них по видам экономической  
деятельности:
       
Сельское  хозяйство, охота и лесное хозяйство 14,1 6,2 13,4 6,1
Рыболовство, рыбоводство 0,7 0,3 0,7 0,3

 

    Продолжение таблицы 1.1

Добыча  полезных ископаемых 1,1 0,5 1,1 0,5
Обрабатывающие  производства 36,5 16,0 35,3 16,1
Производство  и распределение электроэнергии, газа и воды 2,6 1,2 2,8 1,3
Строительство 32,5 14,3 30,9 14,1
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 70,1 30,8 65,5 29,8
Гостиницы и рестораны 8,2 3,6 8,7 3,9
Транспорт и связь 12,8 5,6 12,6 5,7
Из  них связь 1,5 0,7 1,5 0,7
Финансовая  деятельность 2,1 0,9 1,9 0,9
Операции  с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 38,6 16,9 38,4 17,5
Образование 0,3 0,1 0,3 0,1
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 2,6 1,2 2,7 1,2
Предоставление  прочих коммунальных, социальных и  персональных услуг 5,5 2,4 5,4 2,4

 

    Из таблицы видно, что число малых предприятий в 2010 году сократилось по сравнению с 2009 годом с 227,8 тыс. до 219,7 тыс. предприятий, то есть на 3,6 %.

    По  видам деятельности динамика количества малых предприятий сложилась  разная. Больше всего занято в сфере оптовой и розничной торговли; ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (65,5 тыс.предприятий). За ними идут операции с недвижимым имуществом (38,4 тыс.); обрабатывающие производства (35,3 тыс.). Меньше всего занимают образование (0,3 тыс.); рыболовство, рыбоводство (0,7 тыс.) и добыча полезных ископаемых (1,1 тыс. предприятий).

      За последние годы, число малых предприятий, занятых в таких отраслях, как производство и распределение электроэнергии, газа и воды; здравоохранение и предоставление социальных услуг,  а так же гостиницы и рестораны,  возросло (в среднем на 5,6 %). Однако, число, занятых в некоторых отраслях осталось практически неизменным.

      Большое значение имеет способность малых  предприятий расширять сферу предложения труда, создавать новые возможности не только для трудоустройства, но прежде всего для предпринимательской деятельности населения, развертывания его творческих сил и использования свободных производственных мощностей. 

1.2 Развитие, проблемы и преимущества малых предприятий в России 

    Развитие  малого предпринимательства в России имеет недолгую историю в экономическом  развитии страны. Малое предпринимательство  берет свое начало с 1990 года, когда  стало образовываться путем создания обществ с ограниченной ответственностью, которые частью своей становились приемниками ранее созданных кооперативов. В первой половине девяностых годов развитие малого предпринимательства в России получило новый виток за счет массового процесса приватизации государственных предприятий [11]. Перераспределение государственной собственности еще больше способствовало развитию предпринимательства.

    Развитие  любых форм предпринимательской  деятельности зависит от двух условий  – от экономической обстановки в  стране и способности самого объекта предпринимательской деятельности использовать предоставленные ему права для дальнейшей реализации хозяйственных целей и получения прибыли. Эти факторы действуют на развитие малого бизнеса, который очень чувствителен к созданным ему условиям.

    История российского предпринимательства  за короткий срок прошла все стадии эволюционного развития. В результате сформировались определенные капиталы, которые способствовали расширению инвестиционных вложений во все сферы  народного хозяйства.

Информация о работе Малые предприятия и их развитие в современных условиях