Малые предприятия и их развитие в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 11:51, курсовая работа

Описание

Актуальность темы курсовой работы определяет актуальность существования и развития малых предприятий, экономической эффективности их деятельности в России.
Цель курсовой работы - изучение экономической эффективности деятельности малого предприятия в современной экономике.
Предметом исследования является – экономическая эффективность деятельности малого предприятия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. I. Сущность малых предприятий и их место в экономике России
1.1 Сущность, критерии и значение малых предприятий…………………….
1.2 Развитие, проблемы и преимущества малых предприятий в России……
1.3 Государственная поддержка и налогообложение малого бизнеса……….
II. Технико-экономическая характеристика предприятия, особенности его создания и функционирования
2.1 Краткая организационная характеристика
2.2Технико-экономические показатели за 2009-2010гг
III. Преимущества и проблемы малого предприятия, пути решения проблем
3.1 Анализ проблем на предприятии
3.2 Предложения по решению проблем на предприятии
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Экономика предприятий.doc

— 631.50 Кб (Скачать документ)

    В настоящее время развитие малого бизнеса в России включено в программу  демонополизации всех структур экономики  страны. На этом этапе предусматривается  разукрупнение масштабных монопольных  производств, путем выделения производственных блоков в самостоятельные небольшие организации, а также создание дочерних предприятий. Государственной программой также разработана инфраструктура поддержки малого предпринимательства в лице сети крупнейших российских банков, которые уже долгие годы работают на рынке кредитования, в том числе малого и среднего бизнеса.

    Федеральный закон №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской федерации» от 14.06.1995, в редакции 02.02.2006  года, направлен на реализацию установленного Конституцией РФ права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Этим положением установлена экономическая и социальная роль малого предпринимательства [3].

      Анализируя  опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие преимущества малого предприятия:

1. Малые и средние предприятия располагают значительными конкурентными преимуществами;

2. Часто требуют меньше капиталовложений в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями;

3. Широко используют местные материальные и трудовые ресурсы;

4. Собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия;

5. Субъекты малого предприятия лучше знают уровень спроса на местных рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей;

6. Способствуют занятости большого количества работников по сравнению с крупными предприятиями, тем самым содействуют подготовке профессиональных кадров и распространению практических знаний.

    Конечно же в своей деятельности малые российские предприятия сталкиваются с большими трудностями. Основная проблема – недостаточная ресурсная база – как материально-техническая, так и финансовая. Практически речь идет о создании широкого нового сектора национального хозяйства почти на пустом месте. В течении десятилетий такой сектор у нас в сколь-нибудь существенной степени отсутствовал. Это, в частности, означало и отсутствие подготовленных предпринимателей. У основной массы населения, жившей «от получки до получки», не могло образоваться резерва средств, достаточного для начала собственного дела. Эти средства надлежит сейчас отыскать. Ясно, что предельно напряженный государственный бюджет их источником стать не может. Остается надеяться на кредитные ресурсы. Но и они не значительны, к тому же крайне трудно реализуемы при постоянной и усиливающейся инфляции [6].

    По  данным Росстата, инвестиции в основной капитал малых предприятий (без  микропредприятий) в первом квартале 2011 года в Российской Федерации по сравнению с тем же периодом 2010 года выросли на 4,4% и составили 38,3 млрд. руб. 

1.3 Государственная  поддержка и налогообложение малого бизнеса

    Вклад малых предприятий в оздоровление экономики России сегодня явно недостаточен. Объясняется это как общим спадом производства и разрывом хозяйственных связей, так и тем, что не получила развития государственная поддержка этих предприятий. Между тем малые предприятия как неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке.

    Одной из важнейших проблем малого бизнеса  в России является кредитование. Кредиты предоставляются только под залог или поручительство, которые не всегда могут предоставить малые предприятия. Союзы малых предприятий, как и специальные фонды, в настоящее время не выступают поручителями по кредитам, получаемым этими предприятиями. Отсутствуют специальные банки, которые бы обслуживали малый бизнес.

    Во  многих зарубежных странах малому бизнесу  оказывается серьезная финансово-кредитная  поддержка со стороны государства через специальные структуры и фонды, например, через Администрацию по делам малого бизнеса (США), Корпорацию страхового кредитования малого бизнеса (Япония), «Кредит для средних и мелких фирм» (Франция).

    В России существуют различные организационные  формы поддержки и защиты интересов малых предприятий. С этой целью созданы и ассоциации малых предприятий, Федерация развития и поддержки малого предпринимательства, действует Всемирная ассамблея мелких и средних предприятий, различные фонды развития и поддержки малого бизнеса. Однако, как правило, многочисленные фонды поддержки малого предпринимательства озабочены своими собственными проблемами и реальной помощи малым предприятиям не оказывают [9]. Надо отметить, что у нас государственная поддержка малых форм производства с первых шагов малого бизнеса сводилась в основном к системе налоговых льгот на прибыль.

    Малые предприятия нуждаются также  в информационном обслуживании, подготовке кадров, в льготном банковском кредите и другой помощи.

    Заслуживает внимание опыт финансово-кредитной  поддержки малого бизнеса со стороны государства через прямые и гарантированные займы. Прямые займы выдаются небольшим фирмам на определенный срок под более низкие проценты, чем те, что действуют на частном рынке ссудного капитала. Гарантированные займы дают кредиторам государственные гарантии, составляющие до 90% заемного капитала. Таким образом, государство старается заинтересовать частные банки, торговые и промышленные корпорации, страховые компании, пенсионные фонды в предоставлении капитала мелким фирмам.

    Имеются и другие формы государственной поддержки, обеспечение малых предприятий госзаказом (если возникает такая необходимость), предоставление особых льгот предприятиям, создаваемым в отсталых областях со слабо развитой промышленностью, и др.

    Развитие  малых предпринимательских форм происходит сейчас в России в основном в посреднической сфере и отраслях, не требующих значительных капитальных вложений — торговле, общественном питании, строительстве гражданских объектов, мелком ремонте техники и машин, сельском хозяйстве. Между тем такой мощный рынок, как сфера научно-технических новшеств и информации, не осваивается. С одной стороны, это обусловлено недостаточным вниманием к данным проблемам государственных структур управления, отсутствием правовых актов, обеспечивающих развитие малого научно-технического бизнеса, с другой — монополией государственных научно-исследовательских институтов, сосредоточивших у себя весь объем финансирования научной сферы. В результате это привело к монополизму госсектора в науке и отсутствию внедренческих структур в материальной сфере.

    Для поддержки малого бизнеса была введена  упрощенная система налогообложения (УСНО). Ее особенность заключается  в том, что она заменяет часть  налогов, уплачиваемых в бюджет предприятием, и упрощает ведение учета и сдачу отчетности малым предприятием.

    Впервые упрощенная система налогообложения  была введена в России Федеральным  законом от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ, который  утратил силу с 1 января 2003 г. в связи  с вступлением в силу соответствующей  главы в составе части второй Налогового кодекса РФ.

    С 1 января 2003 г. упрощенная система налогообложения  была существенно модернизирована. Некоторые элементы предыдущей версии упрощенной системы налогообложения  были сохранены, но был учтен и  накопленный за время ее применения опыт.

    Именно  этим подтверждается актуальность вопросов налогообложения при УСНО, так  как развитие малого и среднего предпринимательства  становится одним из важнейших направлений  экономических преобразований в  стране. Концепция его дальнейшего  развития должна предусматривать как создание общих рыночных предпосылок - рыночной инфраструктуры, мотивационного механизма, так и специальную государственную систему поддержки, в частности наличие специальных налоговых режимов.

    Упрощенная  система налогообложения - специальный налоговый режим, применяемый налогоплательщиками (организациями и индивидуальными предпринимателями) наряду с иными системами налогообложения. Специальный налоговый режим - это налоговый режим с особым порядком исчисления налогов.

    Сущность УСНО. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства – организаций и индивидуальных предпринимателей применяется наряду с действующей системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

    Право выбора системы налогообложения, учета  и отчетности, включая переход  к упрощенной системе или возврат  к принятой ранее системе, предоставляется субъектом малого предпринимательства на добровольной основе в порядке, предусмотренном федеральным законом. Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности организациями предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период.

          Для организаций, применяющих  упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение транспортных средств, лицензионных сборов, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды. Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты установленного законодательством РФ подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.

          Действие данной системы налогообложения, учета и отчетности распространяется на индивидуальных предпринимателей и организации с предельной численностью работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) до 15 человек не зависимо от вида осуществляемой ими деятельности. Предельная численность работающих для организаций включает численность работающих в их филиалах и подразделениях.

          Под действие упрощенной системы налогообложения, учета  и отчетности не попадают организации, занятые производством подакцизной продукции, организации, созданные на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий, а также кредитные организации, страховщики, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, предприятия игорного и развлекательного бизнеса и хозяйствующие субъекты других категорий, для которых Министерством Финансов РФ установлен особый порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности.

           Субъекты малого  предпринимательства имеют право  в предусмотренном порядке перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, если в течении года, предшествующего кварталу, в котором произошла подача заявления на право применения упрощенной системы налогообложения.

          Вновь созданная  организация или вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель, подавший заявление на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, считаются субъектами упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности с того квартала, в котором произошла их официальная регистрация.

          Объектом обложения  единым налогом организаций в  упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности установлен совокупный доход, полученный за отчетный период (квартал), или валовая выручка, полученная за отчетный период.

    Для субъектов малого предпринимательства, применяющих систему налогообложения, учета и отчетности, устанавливаются следующие ставки единого налога на совокупный доход, подлежащий зачислению:

1. В федеральный бюджет – в размере 10% совокупного дохода;

2. В бюджет субъекта Федерации и местный бюджет – в суммарном размере не более 20% совокупного дохода.

    В случае, когда объектом налогообложения  для субъектов малого предпринимательства  определенных категорий является валовая  выручка, устанавливаются следующие  ставки единого налога, подлежащего зачислению:

1. В федеральный бюджет – в размере 3,33% суммы валовой выручки;

2. В бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет – в размере не более 6,67% с суммы валовой выручки.

    Годовая стоимость патента, уплаченная индивидуальными предпринимателями, направляется полностью в бюджет субъекта Федерации.

    Конкретные  ставки единого налога в зависимости  от вида осуществляемой деятельности субъектов малого предпринимательства, а также пропорции распределения зачисляемых налоговых платежей между субъектом РФ и местным бюджетом устанавливаются решением органа государственной власти субъекта Федерации [2].

    Официальным документом, удостоверяющим право применения субъектами малого предпринимательства  упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, является патент, выдаваемый сроком на один календарный год налоговыми органами по месту постановки организаций и индивидуальных предпринимателей на налоговый учет.

Информация о работе Малые предприятия и их развитие в современных условиях