Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 18:59, реферат
Развитие малого и среднего бизнеса за рубежом и его поддержка государством.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ
1.1 Понятие малого и среднего предприятия……………………………………3
1.2 Современные концепции организации малого и среднего бизнеса в развитых странах………………………………………………………………….5
. Глава 2. Особенности малых и средних предприятий за рубежом…………………………………………………………..8
ГЛАВА 3 . ОПЫТ США ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА ………………………………………………12
Глава 4. Мероприятия государственной поддержки МСБ.14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………15
СПИСОК Л ИТЕРАТУРЫ……………………………………………….17
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ
1.1 Понятие малого и среднего предприятия…
1.2 Современные
концепции организации малого и среднего бизнеса в развитых
странах……………………………………………………………
.
Глава 2.
Особенности малых и
средних предприятий
за рубежом………………………………………………………….
ГЛАВА 3 . ОПЫТ США ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА ………………………………………………12
Глава 4. Мероприятия государственной поддержки МСБ.14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК Л ИТЕРАТУРЫ……………………………………………….
ВВЕДЕНИЕ
Малый и средний бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта (ВНП). Во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП.
В большинстве стран, таких как США. Япония, Германия, Франция, Великобритания, подавляющую долю — 99,3-99,7% от количества предприятий составляют так называемые малые и средние предприятия (МСП). На них производится почти половина объема выпускаемой продукции. Как правило, такие предприятия дают 75—80% новых рабочих мест в отличие от крупных производств, где наблюдается сокращение занятости. Но дело не только в количественных показателях. Этот сектор по своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры.
Предпринимательство
процветает во многих странах мира.
Более 20 лет назад произошел взрыв
активности малого бизнеса, особенно в
западной экономике. 90-е гг. ознаменовались
переходом к рыночной экономике
и стран Восточной Европы. В
какой бы стране правительство ни
принимало решение
Развитие МСП имеет ряд преимуществ,
в сравнении с крупным
Целью работы является обоснование и выработка методических и конкретных мер по повышению эффективности государственной политики в области МСБ на основе обобщения опыта его развития в зарубежных странах. Для достижения указанной цели ставились и решались следующие основные задачи:
• определить категории МСБ как социально-экономического явления, его места и роли в современной экономике стран, основных тенденций и перспектив его развития;
• проанализировать основные критерии отнесения предприятий к сегменту МСБ, дать всестороннюю оценку практического опыта поддержки малого и среднего бизнеса;
Предметом исследования является система государственного регулирования и содействия развитию малого и среднего бизнеса. Объектом исследования является активно развивающийся сегмент МСБ в развитых странах.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ
1.1 Понятие малого и среднего предприятия
Малый и средний бизнес (МСБ) представляет собой один из ключевых элементов рыночной экономики. В научных кругах российского общества становится все более очевидной уже довольно широко апробированная мировым опытом истина, суть которой состоит в том, что малый и средний бизнес - это важнейший стратегический ресурс, внутренний источник устойчивого экономического развития и обеспечения материального благосостояния населения страны в условиях рыночного хозяйствования.
Предприятия сегмента МСБ осуществляют свою деятельность наряду с крупными предприятиями. При этом каждый выполняет свою, свойственную ему, экономическую и социальную функцию.
Если в научной литературе есть довольно стройная экономическая
теория «предпринимательства», то понятие «малое предпринимательство» еще находится в стадии систематизации. Многие ученые дают свое определение малого предприятия и малого предпринимательства; так российский экономист А. Цыганов отмечает что «малое предприятие - не жалкое подобие крупной фирмы, а самостоятельный и наиболее типичный субъект экономической жизни со своими отличительными особенностями, закономерностями, преимуществами и недостатками» [1]. Американские экономисты Д. Речмен и М. Нескон определяют малое предприятие как «фирму, которой управляет независимый владелец, которая не занимает в своей отрасли доминирующего положения, и отвечает определенным критериям по числу занятых и реализации объемов производства» [2].
В Большом экономическом словаре под редакцией А. Азрилияна приводится следующее определение: «малый бизнес - это принятое обозначение совокупности мелких и средних частных предприятий, не входящих ни в одно монополистическое объединение и выполняющих подчиненную по отношению к монополиям роль в экономике». В отечественной литературе широко используются термины «малое предпринимательство», «малый бизнес», «мелкий бизнес», «малые и средние предприятия», «предприятия малого и среднего бизнеса». В российском законодательстве официально принят термин «малое и среднее предпринимательство».
Деятельность субъектов малого и среднего бизнеса в России регулируется принятым 24 июля 2007 года законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором указаны критерии отнесения предприятия к малому бизнесу. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям [3]:
Для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ — бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);
Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек;
микропредприятия — 60 млн. рублей;
малые предприятия —
400 млн. рублей;
1.2 Современные концепции организации малого и среднего бизнеса в развитых странах
Развитие экономики ставит насущную задачу создания такого типа предприятий, которые сумели бы решить проблемы, неэффективные для крупных монополий. Такими предприятиями стали так называемые «малые и средние предприятия» (МСП), относящиеся к сегменту малого и среднего бизнеса (МСБ). Малый бизнес, рассматривавшийся в 1950 гг. как отживающий рудимент, как признак неразвитости производительных сил и
производственных отношений, который должен быть устранен путем поглощения крупными монополиями, в настоящее время стал панацеей для поступательного развития экономики.
В странах с
развитой рыночной экономикой создание
оптимальной структуры
Таким образом, можно обозначить два комплекса причин, способствующих появлению, сохранению, воспроизводству, а также интенсивному развитию малого и среднего бизнеса:
1) экономическая необходимость,
2) социальные
причины, сгруппированные
Сектор малого и среднего
бизнеса представляет и постоянно воспроизводит
Оживление предпринимательства, проникновение малого бизнеса и поддержка передовых отраслей промышленности стимулируется различными мерами государственного регулирования. От фактического игнорирования проблем небольших компаний в период 1980-1990 гг. произошел заметный поворот к официальному признанию их роли в новой экономической структуре и государственной поддержке развития МСБ.
Как известно, рыночная экономика нуждается в проведении большого числа экспериментов в области бизнеса в самом широком смысле этого слова, и здесь существенна роль малых и средних предприятий. Способность «мелких» фирм обеспечивать конкуренцию на рынках сбыта, а также их роль в развитии и эксплуатации радикально новых технологий на стадии их становления - важные составные части укрепления экономики.
Преимущества малого бизнеса в значительной мере обусловлены перспективами его роста. Развитие малой фирмы зависит не только от возможностей инвестировать, но и от умения приспосабливаться, менять свой профиль, иметь четкую информацию о рыночной конъюнктуре и технологических новшествах.
В настоящее время среди
Совершенно противоположную точку зрения отстаивают экономисты, рассматривающие малый и средний бизнес как важный субъект академического и профессионального исследования. К этим ученым относятся Дж. Бэннок и В. Холдер. Представители этой группы призывают поддерживать развитие малого и среднего бизнеса как средство борьбы с безработицей и сдвига в ценностных ориентациях. Работы ученых этого направления в основном концентрировались на рассмотрении таких проблем, как значение малого бизнеса для занятости, для регионального развития, место и роль предпринимателей в фирме и в обществе, необходимость выработки эффективной политики для немонополизированного сектора экономики.