Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 18:59, реферат
Развитие малого и среднего бизнеса за рубежом и его поддержка государством.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ
1.1 Понятие малого и среднего предприятия……………………………………3
1.2 Современные концепции организации малого и среднего бизнеса в развитых странах………………………………………………………………….5
. Глава 2. Особенности малых и средних предприятий за рубежом…………………………………………………………..8
ГЛАВА 3 . ОПЫТ США ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА ………………………………………………12
Глава 4. Мероприятия государственной поддержки МСБ.14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………15
СПИСОК Л ИТЕРАТУРЫ……………………………………………….17
Сторонники третьей точки зрения,
к которым относятся профессор
Представители четвертого направления рассматривают малый бизнес в контексте его симбиоза с крупными предприятиями и подчеркивают растущий интерес к малому бизнесу как к рынку сбыта для крупных фирм. Экономисты этого направления отмечают также растущую зависимость некоторых крупных фирм от мелких как посредников в сбыте. Так, например, табачные, издательские и ряд других фирм большую часть своей продукции реализуют через множество мелких торговых точек. Эту точку зрения поддерживают Дж. Бэмфорд и К. Ливики.
Таким образом, теоретики второй, третьей и четвертой школ придерживаются мнения, которое разделяет и автор: малый и средний бизнес - это сектор экономики, который уже существует, который уже утвердил свое положение в экономике всех стран, выполняя ряд социально-экономических функций, что будет рассмотрено ниже.
Глава
2.
Особенности малых и
средних предприятий
за рубежом.
Малые предприятия стали неотъемлемой частью экономики большинства
промышленно-развитых стран. Они выполняют ряд важнейших социально-
экономических функций, таких как обеспечение занятости, формирование
конкурентной среды, поддержание инновационной активности, смягчение
социального неравенства.
Основные характеристики малых предприятий представлены в таблице:
ХАРАКТЕРИСТИКИ | ОПИСАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК |
Размер фирмы | Мала по размеру. |
Ассортимент | Отсутствие
тщательно спланированного и
сбалансированного |
Финансирование | Стеснены недостатком финансовых ресурсов. |
Ценообразование | При разработке ценовой политике не используются сложные стратегии. Цена определяется на основе себестоимости. |
Отношения с рынком | Не имеют контроля над рынком. Уязвимы перед конкуренцией и неблагоприятными изменениями на рынке. Гибкое реагирование на изменение спроса. |
Управление | Гибкие организованные структуры, преимущество командной работы. Решения принимаются одним человеком (владельцем фирмы) и зависят от его личных качеств. |
Поиск информации | Предпочтение отдают личному сбору данных по своим связям. |
Интегрированные показатели, характеризующие состояние малых и средних
предприятий в разных странах:
Страны | Кол-во МСП (тыс) | Колич.МПС на 1000 жителей | Занято в МПС (млн.чел) | Доля МСП в общей численности занятых (%) | Доля МСП в ВВП (%) |
Великобритания | 2630 | 46 | 13.6 | 49 | 50-53 |
Германия | 2290 | 37 | 18.5 | 46 | 50-52 |
Италия | 3920 | 68 | 16.8 | 73 | 57-60 |
Франция | 1980 | 35 | 15.2 | 54 | 55-62 |
Страны ЕС | 15770 | 45 | 68 | 72 | 63-67 |
США | 19300 | 74.2 | 70.2 | 54 | 50-52 |
Япония | 6450 | 49.6 | 39.5 | 78 | 52-55 |
Россия | 844 | 5.65 | 8.3 | 13 | 10-11 |
В настоящее время в странах ЕС насчитывается порядка 16 млн. предприятий,исключая сельскохозяйственный сектор. На них занято около 101 млн. человек.(Общая занятость в странах-членах ЕС – 150 млн. человек.). Совокупный оборотпредприятий стран-участниц ЕС составил порядка 11 636 триллионов .
В странах ЕС 99% предприятий имеют число занятых не более 250 человек. Более 90% от общего числа предприятий стран-членов ЕС (около 15 млн. единиц) очень маленькие. На каждом из них работает не более 10 человек.
Половина предприятий в ЕС являются "one-men businesses", где работает только владелец и, возможно, некоторые члены его семьи. Еще 43% предприятий имеют число работающих не более 10 человек. Взятые вместе, эти очень маленькие предприятия предоставляют треть рабочих мест в странах ЕС и обеспечивают четверть совокупного оборота. Поле деятельности этих предприятий –строительство, торговля, бизнес-услуги. Более 70% работающих на этих предприятиях заняты в торговле и услугах.
Около 1,1 млн. предприятий имеют число работающих от 10 до 249 человек. Эти предприятия относятся к разряду малых и средних. Они предоставляют работу трети работающего населения и производят почти 40% от суммарного оборота. Около 1 млн. предприятий относятся к категории малых (10-49 человек работающих). Они предоставляют около 119 млн. рабочих мест. В среднем, на одном предприятии этого класса работает 20 человек. Более половины всех работающих на малых предприятиях (55%) заняты в торговле и услугах. Остальные 45% занятых работают в строительстве и различных отраслях промышленности.
Средними предприятиями считаются те, на которых работает от 50 до 249
работников. Под
это определение подпадает
Европы. На средних предприятиях работает около 15% всех занятых в экономике, они дают пятую часть общего оборота. Средний размер предприятия данного класса - 100 человек.
Крупными предприятиями считаются те, на которых работает 250 или более
работников. В категорию крупных входят всего 30 000 предприятий, которые
предоставляют 34 млн. рабочих мест и дают 4 000 триллиона оборота. Их
общее количество - порядка 0,2% от числа всех предприятий Западной Европы. На крупных предприятиях работает треть всех занятых в странах-членах ЕС, они производят треть от общего оборота.
В среднем, на крупном предприятии работает 1000 работников. Крупные
предприятия доминируют в капиталоемкой промышленности и в таких "крупных" услугах, как транспорт, банковская деятельность, страхование.
Таким образом, распределение предприятий в странах ЕС очень неравномерное: 1% предприятий (средние и крупные) насчитывают более половины всех занятых и обеспечивают более половины суммарного оборота. Малые предприятия, благодаря своей огромной численности, также обеспечивают около половины общей занятости и, следовательно, имеют значительный вес в экономике.
Малые предприятия распространены во всех секторах экономики. Средние
предприятия – опора обрабатывающей промышленности. Большие предприятия доминируют в капиталоемких производствах и "крупных" услугах (big service suppliers).
Успешное развитие малого и среднего бизнеса в странах с развитой экономикой обусловлено тем, что крупное производство не противопоставляется мелкому, а проводится принцип кооперирования крупных и мелких предприятий, причем крупные объединения не подавляют малый бизнес, взаимодополняя друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках.
Крупное производство
в большей степени
относительно однородный спрос. Малые предприятия успешно функционируют на небольших рыночных сегментах, придавая хозяйству гибкость, мобильность, способность к быстрым структурным и техническим сдвигам.
Фундаментальные изменения во вкусах потребителей, технологиях, управленческих методах, финансовых рынках дают малому бизнесу преимущество над крупными организациями. Их не бюрократические структуры, вместе с концентрацией права принятия решения в руках владельца, позволяют малым предприятиям извлекать выгоду из возможностей, которые появляются от изменений в окружающей среде.
Общественное поведение представителей малого предпринимательства основано на прямой зависимости от местных и национальных интересов и с силу этого понуждает их в повседневной жизни к упрочению связей со своими постоянными и потенциальными клиентами из различных социальных групп.
К числу недостатков малого предпринимательства следует отнести сравнительно низкую доходность, высокую интенсивность труда, сложности с внедрением новых технологий, ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в конкурентной борьбе, что приводит к постоянному обновлению в секторе малого предпринимательства вследствие массовых банкротств. Так из вновь организуемых малых предприятий через год остается около 50%, через 3 года - 7-8%, через 5 лет остается не более 3%. Вместе с тем, общее число малых предприятий, как правило, растет или остается неизменным, на место ликвидированных предприятий постоянно рождаются новые.
На
долю малого бизнеса в США
приходится около половины
К примеру, можно начать бизнес,
купив лицензию на определённый вид деятельности,
заменяющую многие местные налоги и сборы
(так, в одном из городов Калифорнии он
составляет всего $15 в год при продажах
менее $15 тыс). Кроме всего прочего, в первый
год работает так называемый «бонус первого
года», когда налоговые льготы доходят
до 50%, причём государство самостоятельно
погашает около 90% кредитов, полученных
малым бизнесом в коммерческих банках.
Во Франции созданы все условия
для развития малого бизнеса. В отличие
от США в первые 2 года предприниматели
вообще освобождаются от уплаты налогов
в местный бюджет и от сборов на акционерные
общества, причём подоходный налог тоже
считается по пониженной ставке.
Кстати, сверхмалыми предприятиями
во Франции являются компании с числом
работников меньше 10 человек и с годовым
оборотом меньше 2 млн евро, на малых предприятиях
могут работать от 10 до 49 человек, а их
оборот не должен превышать 10 млн евро.
Стоимость регистрации нового бизнеса
в среднем составляет 84 евро.
В Германии особенно популярен
такой вид малого бизнеса, как семейное
предприятие. Сейчас число таких компаний
перевалило уже за 1 млн. Государство также
пытается помогать молодым инициаторам.
К примеру, получить долгосрочный кредит
(примерно на 15 лет) можно под 5-8% годовых,
а для тех, кто развивает своё предприятие
в социальной сфере, действуют дополнительные
льготы.
В Японии существует больше 6 млн
предприятий малого бизнеса. Государство
оказывает им всяческую поддержку: предоставляет
льготный кредит, создаёт различные центры
юридической и технической поддержки
и т.д.
Сингапурские предприятия, относящиеся
к малым и средним, являются одними из
наиболее конкурентоспособных на международном
рынке. И в этом немалая заслуга местного
правительства. Для поддержки малых и
средних предприятий в Сингапуре создано
специальное агентство Spring, которое осуществляет
примерно 100 различных программ. Spring работает
по 5 направлениям: первое занимается развитием
потенциала предприятия, а также его брендингом
и совершенствованием управления; второе
оказывает различные услуги: консалтинговые,
бухгалтерские, мониторинговые и т.д.;
третье помогает с учётом отраслевой специфики;
четвёртое решает вопросы качества и стандартизации;
наконец, пятое подготавливает кадры и
решает другие вопросы корпоративного
развития.
Ещё один образцовый пример для
малого бизнеса – Австралия. Здесь государство
само предлагает предпринимателю несколько
помещений на выбор. Как правило, они уже
заранее бывают оснащены всем необходимым
оборудованием и отвечают всем требуемым
по закону стандартам, то бишь остаётся
лишь набрать персонал и идти работать.
Глава 3. ОПЫТ США ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
Мировая практика убедительно свидетельствует, что в странах с развитой рыночной экономикой малое и среднее предпринимательство оказывает серьезное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых работников. По численности работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ и услуг субъекты малого и среднего предпринимательства в отдельных областях играют ведущую роль. Поэтому проблема государственной поддержки малых и средних предприятий в настоящее время является наиболее актуальной.
При этом очень важную роль играет кредитная поддержка малого и среднего бизнеса. Не секрет, что практически каждому, кто решил заняться предпринимательской деятельностью, приходится сталкиваться с финансовыми проблемами. Банки дают кредиты только под залог имущества. А что может заложить начинающий предприниматель, если у него ни основных, ни оборотных средств еще нет? Эту проблему следует решать на федеральном уровне. Но отчасти ее можно было бы снять, создавая общества взаимного кредитования малых предприятий, где будут аккумулироваться отчисления от доходов всех участников.
Во многих зарубежных
странах малому бизнесу оказывается серьезная
Особого внимания заслуживает американский опыт государственной поддержки малого и среднего бизнеса. США – страна не только гигантских корпораций, но и малых предприятий, на которых трудится более 50% наемных работников частного сектора. Получается, что главным работодателем является отнюдь не крупный, а именно малый и средний бизнес. Примерно одна из каждых трех американских семей вовлечена в малый бизнес. То есть малый и средний бизнес в США – не просто один из видов предпринимательства, а, в сущности, образ жизни.
В стране ежегодно
регистрируется около 600 тыс. малых предприятий и