Механизм формирования и распределения прибыли на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 23:37, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследование теоретических и практических аспектов управления процессами формирования и распределения прибыли ООО «Евросервис - Калининград».
Для достижения поставленной цели сформулируем задачи:
определить экономическую сущность прибыли;
рассмотреть ее виды;
изучить порядок формирования и распределения прибыли предприятия;
провести анализ формирования и распределения прибыли ООО «Евросервис – Калининград».

Работа состоит из  1 файл

КР.docx

— 202.53 Кб (Скачать документ)

Введение

 

Важнейшим показателем, характеризующим  деятельность предприятия в условиях рыночных отношений, является прибыль.

В современных условиях целью  предпринимательской деятельности является получение прибыли. Прибыль  является основным источником финансовых ресурсов предприятия. Ее величина во многом определяет перспективы хозяйственного развития, возможности наращивания  объемов хозяйственной деятельности. Прибыль создает заинтересованность предпринимателей и участников хозяйственной  деятельности в совершенствовании  различных сторон своей деятельности. И наконец, прибыль выступает  важнейшим источником формирования доходной части бюджетов всех уровней, поскольку часть ее изымается  у предприятий в виде налогов. 
 В современных условиях тема формирования и распределения прибыли очень актуальна, так как от нее зависит финансовая устойчивость предприятия. Прибыль является источником формирования бюджетов, стимулом к обыкновению выпускаемой продукции, расширению ассортимента. И самое главное, она является базой экономического развития государства.

Целью курсовой работы является исследование теоретических и практических аспектов управления процессами формирования и распределения прибыли ООО «Евросервис - Калининград».

Для достижения поставленной цели сформулируем задачи:

  • определить экономическую сущность прибыли;
  • рассмотреть ее   виды;
  • изучить порядок формирования и распределения прибыли    предприятия;
  • провести анализ формирования и распределения прибыли ООО  «Евросервис – Калининград».

Объектом исследования является прибыль ООО «Евросервис - Калининград».

Предметом исследования курсовой работы является процесс формирования и распределения прибыли  ОАО «Евросервис - Калининград».

В данной курсовой были использованы труды следующих авторов: Бланк И.А., Горфинкель В. Я., Швандар В. А., Грузинов В.П., Грибов В.Д. и другие. 

Данная курсовая работа содержит введение, 3 главы, заключение, список литературы и приложения.

В первой главе курсовой работы раскрываются теоретические  аспекты формирования и использования  прибыли, а именно экономическая  сущность прибыли, её виды, источники получения и формирования, а также налог на прибыль.

Во второй главе работы дана технико – экономическая характеристика ООО «Евросервис – Калининград.

В третьей главе был  проведен анализ формирования и использования  прибыли предприятия, а также  разработаны мероприятия по повышению  прибыли.

Объем курсовой работы составляет 42 листа и содержит 6 рисунков, 6 таблиц и 2 приложения.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические аспекты  формирования и использования прибыли

 

    1. Экономическая сущность прибыли, её виды

 

Прибыль — конечный финансовый результат производственно-хозяйственной  деятельности предприятия, показатель ее эффективности, источник средств для осуществления инвестиций, формирования специальных фондов, а также платежей в бюджет. Получение прибыли — цель деятельности любой коммерческой организации.

Прибыль наряду с суммой амортизационных отчислений является основным источником финансирования капитальных  вложений, осуществления воспроизводства  основных средств, пополнения собственных  оборотных средств, материального  стимулирования работников, затрат на социальное развитие [7].

Прибыль – это особый систематически воспроизводимый ресурс коммерческой организации, конечная цель развития бизнеса. Сущность рассматриваемой  экономической категории заключается  в том, что необходимый уровень  прибыли – это:

1) основной внутренний  источник текущего и долгосрочного  развития организации; 
 2)главный источник возрастания рыночной стоимости организации;

3)индикатор кредитоспособности  организации;

4)главный интерес собственника, поскольку он обеспечивает возможность  возрастания капитала и бизнеса;

5)индикатор конкурентоспособности  организации при наличии стабильного  и устойчивого уровня прибыли;

6)гарант выполнения организацией  своих обязательств перед государством, источник удовлетворения социальных  потребностей общества [4]. 
 Поддержание необходимого уровня прибыли – объективная закономерность нормального функционирования организации в рыночной экономике. Систематический недостаток прибыли, и ее неудовлетворительная динамика свидетельствуют о неэффективности и рискованности бизнеса, что является одной из главных внутренних причин банкротства.

Как важнейшая категория  рыночных отношений, прибыль выполняет  определенные функции.

Во-первых, прибыль характеризует  конечный финансовый результат предпринимательской  деятельности предприятия. Она является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем  и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Показатели прибыли характеризуют степень  деловой активности и финансового  благополучия предприятия [5].

Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Ее содержание состоит в том, что прибыль  одновременно является финансовым результатом  и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение  принципа самофинансирования определяется полученной прибылью [7].

Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после  уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной  для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и  социального развития предприятия, материального поощрения работников.

В-третьих, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в  бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями  используется для финансирования и  удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных  инвестиционных, социальных и других программ, принимает участие в  формировании бюджетных и благотворительных  фондов. За счет прибыли выполняется также часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками, другими предприятиями и организациями [8].

Основными видами прибыли  являются:

  • общая прибыль (убыток) отчетного периода (балансовая прибыль (убыток));
  • валовая прибыль;
  • прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг);
  • прибыль от финансовой деятельности;
  • прибыль (убыток) от прочих внереализационных операций;
  • налогооблагаемая прибыль;
  • чистая прибыль.

На каждом предприятие  формируется четыре показателя прибыли, существенно различающиеся по величине, экономическому содержанию и функциональному  назначению. Базой всех расчетов служит балансовая прибыль – основной финансовый показатель производственно-хозяйственной  деятельности предприятия. Для целей  налогообложения рассчитывается специальный  показатель – валовая прибыль, а на ее основе – прибыль, облагаемая налогом, и прибыль, не облагаемая налогом. Оставшаяся в распоряжении предприятия после внесения налогов и других платежей в бюджет часть балансовой прибыли называется чистой прибылью. Она характеризует конечный финансовый результат деятельности предприятия [10].

 

    1. Источники получения и формирования прибыли

 

В условиях рыночных отношений  предприятие должно стремиться, если не к получению максимальной прибыли, то, по крайней мере, к тому объему прибыли, который позволял бы ему  не только прочно удерживать свои позиции  на рынке сбыта своих товаров  и оказания услуг, но и обеспечивать динамичное развитие его производства в условиях конкуренции. В конечном итоге это предполагает знание источников формирования прибыли и нахождение методов по лучшему их использованию.

В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая  практика, имеются два основных источника  получения прибыли.

Первый источник — это  монопольное положение предприятия  по выпуску той или иной продукции  или уникальности продукта. Поддержание  этого источника на относительно высоком уровне предполагает проведение постоянной новации продукта. Здесь  следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольную политику государства и растущую конкуренцию  со стороны других предприятий.

Второй источник связан с  производственной и предпринимательской  деятельностью, поэтому касается практически  всех предприятий. Эффективность его  использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения постоянно  адаптировать под нее развитие производства. Здесь, по сути, все сводится к маркетингу.

Величина прибыли в  данном случае зависит:

во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом);

во-вторых, от создания конкурентоспособных  условий продажи своих товаров  и оказания услуг (цена, сроки поставок, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживание и т.д.);

в-третьих, от объемов производства (чем больше объем продаж, тем  больше масса прибыли);

в-четвертых, от ассортимента продукции и снижения издержек производства [7].

Прибыль на предприятии зависит  не только от реализации продукции, но и от других видов деятельности, которые ее либо увеличивают, либо уменьшают. Поэтому в теории и на практике выделяют так называемую «балансовую прибыль» [13].

Балансовая прибыль (убыток) предприятия включает:

  • прибыль от продаж;
  • результат от операций с имуществом и финансовой деятельности;
  • результат от внереализационных операций.

Основной элемент балансовой прибыли составляет прибыль от реализации продукции, выполнения работ или оказания услуг [2]. Прибыль от реализации продукции — финансовый результат производственной и сбытовой деятельности предприятия, основная или преобладающая часть валовой (балансовой) прибыли. Прибыль (или убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разность между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей и затратами на ее производство и реализацию, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг).

Объем продаж зависит от эффективности осуществления коммерческой работы: от умения создавать выгодные условия для реализации своей  продукции, т.е. проводить маркетинг, организовать рекламу, сбыт, сформировать ценовую и товарную политику и  т.д. 
 Прибыль от реализации имущества – это финансовый результат, не связанный с основными видами деятельности предприятия. Он отражает прибыль (убытки) по прочей реализации, к которой относится продажа на сторону различных видов имущества, числящегося на балансе предприятия.  
 Прибыль (или убытки) от внереализационных доходов и расходов определяется как разница между общей суммой полученных и уплаченных:

  • штрафов, пени и неустоек и других экономических санкций;
  • процентов, полученных по суммам средств, числящихся на счетах предприятия;
  • курсовой разницы по валютным счетам и по операциям в иностранной валюте;
  • прибылей и убытков прошлых лет, выявленных в отчетном году;
  • убытков от стихийных бедствий;
  • потерь от списания долгов и дебиторской задолженности;
  • поступлений долгов, ранее списанных как безнадежные;
  • прочих доходов, потерь и расходов, относимых в соответствии с действующим законодательством на счет прибылей и убытков.

Порядок формирования показателей  прибыли можно увидеть на рисунке 1.

 

 

 

Рисунок 1. Формирование прибыли

 

Исходя из рисунка 1, балансовая прибыль может быть определена по формуле:

Пб = ± Пр ± П.п.р ± П.в.о,              (1)

 

где Пб – балансовая прибыль;

Пр – прибыль (убыток) от продаж или от реализации продукции, выполнения работ и услуг;

П.п.р – прибыль (убыток) от прочей реализации;

П.в.о – доходы (убытки) от внереализационных операций.

Кроме того, выделяется валовая  прибыль, которая представляет собой  балансовую прибыль за минусом или  плюсом финансового результата от операций с основными фондами (средствами), нематериальными активами и иным имуществом [3].

Во всех странах с рыночной экономикой прибыль облагается налогом. Поэтому на практике принято выделять налогооблагаемую прибыль, которая  представляет собой валовую прибыль  за вычетом отчислений в резервные  фонды, доходов по видам деятельности, освобожденной от налогообложения, отчислений на капиталовложения [7].

Информация о работе Механизм формирования и распределения прибыли на предприятии